Тема: Про литературу
Виктория Шохина:Вкус крови
Безмерно талантливый и безмерно страшный советский писатель, Зазубрин говорил: «Стиль – это не только человек, но эпоха». И его случай доказывает это: ночную сторону души эпохи, её ужасы и кошмары он чувствовал и понимал как никто.
Виктория Шохина:Воспевшая капитализм
Высокомерная и холодная, безумная в своей рассудочности, восторгающаяся сильными и презирающая слабых, – такой предстаёт Айн Рэнд со страниц своих книг. И как-то даже странно узнать, что у неё, оказывается, всегда жили кошки…
Роман Сенчин:Нам некуда уходить
Екимов, далеко не самый шумный писатель второй половины ХХ века и начала этого, на самом-то деле является тем нервом, что показывает: душа в русской литературе еще есть, еще теплится жизнь, движется кровь.
Виктория Шохина:Песни штабс-капитана Зощенко
Зощенко не был наивным – истинный пародист не может быть наивным. Неснимаемое противоречие между представлениями о норме и нарушениями этой нормы в жизни вгоняло его в беспробудную тоску и заставляло искать выход – ключи счастья.
Ян Пробштейн:Возможность невозможного
Перевод поэзии и даже художественной прозы — дело невозможное. Не только строй, но даже чувства, вкус оригинального языка, эмоции и ассоциации, воспоминания детства неизбежно теряются, видоизменяются.
Сергей Соловьев:"Мир стоит по горло в небытии"
Если продолжить об "Адамовом мосте", то особенность его в том, что присутствие читателя в этой книге, то есть место для него, как бы не предусмотрено. И вот эта ситуация его неуместности, видимо, ощутима довольно явно.
Владимир Березин:Проклятие гранатового браслета
С рассказом Куприна "Гранатовый браслет" произошла очень странная история - я предполагаю, что это произошло благодаря Горькому, которому этот рассказ очень понравился. Горький вообще ужасно возбудился и говорил, что вот она, настоящая литература.
Владимир Губайловский:"Писатели, не объединяйтесь"
Вероятно, разговор мог бы продолжаться и после ухода Путина, но он не продолжился – слова потеряли смысл. Это значит, что смысл разговору придавало именно присутствие Путина. Это – автократия в действии.
Екатерина Шерга:Полет Икаров и Карлсонов
В Москве прошел Восьмой международный фестиваль "Биеннале поэтов", в этом году снабженный подзаголовком "Северный поток". К теме газа и труб такое название ни малейшего отношения не имело.
Владимир Березин:Самописательство
Вот уж, казалось бы, литература стала немодной, и писатели потеряли ореол былого величия, казалось бы, явление уже завершено – самое время его описать. Но нет, этого не случилось.
Екатерина Дайс:Хитроумный Одиссей или мастер Хирам
Роман Джеймса Джойса "Улисс", рассмотренный как текст, принадлежащий к мистериальной традиции, становится историей посвящения Стивена Дедала в ее тайны; историей о любовном треугольнике "царь Соломон — царица Савская — мастер Хирам".
Алексей Колобродов:Крёстный, бубы, вини
В нулевое десятилетие социальный заказ на русского годфазера мог стать еще одним нацпроектом почище единого учебника истории. А если бы стал – это и был бы учебник истории – новейшей, хоть и не единый.
Владимир Березин:Всматривание в смерть
Есть огромное количество людей, что боится размышлений о смерти. Меж тем Пастернак (в легендарной конструкции телефонного звонка Сталина) недаром говорит, что его интересует именно разговор о жизни и смерти.
Владимир Березин:Самоназвание
Никакой разницы между "литераторами" и "писателями" нет, всех уравняло время. Пафос самоназваний пропадает и остаётся сухой остаток: никакого смысла, кроме мелко-временного, корпоративного эти споры о самоназвании пишущих (и не только пишущих) людей не имеют.
Елена Эберле:Уроки небыстрого чтения: о романе Андрея Таврова "Матрос на мачте"
Для каждого читателя пути проникновения в глубину романа могут оказаться своими. "Матрос на мачте" словно дышит множеством входов, открытых для живого общения с текстом.
Константин Львов:Воспитание чувств
Издательство Kolonna publications, к большой радости поклонников модернизма, продолжает публиковать тексты Гертруды Стайн. Настала очередь первого произведения писательницы.
Александр Марков:Ретроформализм
Конференция к 100-летию русского формализма, прошедшая в РГГУ и НИУ ВШЭ, показала, сколь близко к нам время одного из самых ярких экспериментов в литературной теории.
Владимир Березин:Непечатное
Когда Государственная дума забила в бубен по поводу того, что надо ввести цензуру в Сети, возникла очень странная ситуация. Матерное слово действительно – непечатное. Если его и начали печатать в каких-то книжках, так это дела не меняет.
Сергей Шаргунов:1993
"1993" - новый роман Сергея Шаргунова. Книга об отношениях мучительно и неразрывно связанных между собой мужа и жены, работников "аварийки", и взрослении их дочери. Одновременно это историческое расследование кровавых событий осени 93-го.
"Октябрь" 2013 № 7
В актуальной культурной драме — истории захвата здания библиотеки — Андрей Волос раскрывает дух книгохранилища, каким он дожил до наших дней.
Владимир Березин:Паника
Я всегда вспоминаю этот эпизод, когда начинается сетевая паника, заставляющая распространять слух о каком-нибудь несчастье или злодействе, о том, что кончится газ или нефть, что придёт Антихрист, что в этой стране не жить и надо пересаживаться.
Владимир Рафеенко:Абрикосы Донбасса
Смерть придает смысл каждому глотку воздуха здесь, каждому поцелую, каждой книге, которую я могу еще успеть написать. Всему на свете придает смысл тот факт, что этому положен предел, благословенный и страшный.
Геннадий Кацов:Тандем слов и изобразительного смысла
Жить в одном мире с опытом проживания в другом — бесценный материал и для творчества, и для экзамена по сопротивлению материалов. И если в России я больше экспериментировал в текстах с формой, то прожив в США, вернулся к классической и неисчерпаемой силлабо-тонике.
Евгения Вежлян:Пелевин как колобок русской революции
Фейсбук научил каждого делать то, что с таким совершенством делал Пелевин в 90-е. Если когда-то реальность казалась нам выдумкой Пелевина, то теперь Пелевин вынужден бежать за ней, чтобы не отстать.
Андрей Хохлов:Ждем Пелевина
Такая причудливая смесь сектантских откровений, блажи городских безумцев, ажурных фантазий и лучезарного бреда наполняла будни многих граждан в 90-е годы. Этот замес круче любого "Серебряного века"! Так что Пелевин не фантаст вовсе, а мастер постсоциалистического реализма.
Татьяна Гарина:Гори-гори ясно
Председатель Уральского родительского комитета в своём блоге получил от других пользователей ЖЖ около сотни сообщений с формулировкой: "Требую, чтобы вы прекратили вмешиваться в дела моей семьи и решать, что должны читать мои дети"
Евгения Вежлян:Серые атакуют, или Рассуждение о состоянии литературной печати
Быть может, пора все же обратить внимание на серый туман, окружающий тот пятачок литературного пространства, который мы принимаем за весь литературный универсум? Не в литературно-эстетическом плане, конечно, но хотя бы – в социологическом?
Евгения Вежлян:Формат, или Почему в нашей литературе ничего не происходит
Я не то чтобы хочу в очередной раз писать про премию "Нос". Как информационный повод она, похоже, исчерпала себя.
Сергей Костырко:По инерции, или Отложенный выбор
У замечательно придуманной и грамотно выстроенной премии НОС обозначилась вполне реальная опасность стать все-таки литературной премией, обслуживающей "надежды и чаяния" читающей публики, пусть и самой продвинутой ее части, но никак не премией, формирующей эти ожидания.
Максим Артемьев:Ново-южнорусская школа?
Не хотелось бы зацикливаться на проблемах роста начинающих писателей. Если у них действительно есть дарование – оно рано или поздно проявится. Если сложится новая южнорусская школа – это будет замечательно.
Екатерина Дайс:Аид, Орфей и табу
Почему мы придумываем тех, в кого влюблены? Зачем нам эта древняя алхимическая глупость о сочетании Солнца и Луны, ходящих друг за другом по небосводу, чтобы никогда не встретиться?
Максим Д. Шраер:Времени не было страдать от бессонницы
Я вообще слабо верю в экономическую эмиграцию как из СССР и России, так и из других стран и миров, ибо решение покинуть родину, пусть угнетающую и мучащую, но родину, слишком травматично почти при любых жизненных обстоятельствах.
Ольга Зиновьева:Я благодарна врагам
Сейчас Александр Зиновьев и его провидческие труды актуальны более, чем когда бы то ни было раньше. Подтверждением тому является то, что сопротивление продвижению его работ, которое было всегда, сегодня лишь возросло в разы.
Алексей Миноровский:Узнать и полюбить Булгарина. "Видок Фиглярин" как идеолог русской мифологии
Что вообще было бы, не стань тогда Булгарин заложником своей собственной судьбы? Куда бы применил он свой кипучий талант, и какую Россию мы увидели бы сейчас, если бы не его хитроумные потуги восславить Империю и Монархию?
Даниэль Кельман:Ирония и строгость
Немецкая критика вернулась туда, где она была до Лессинга: к абсолютной произвольности разговора, который имеет, в крайнем случае, влияние, но не значение; в случайных конъюнктурных течениях она поочередно защищает то авангард, который ею не понят, то традицию, которой она не знает.
Андрей Краснящих:Рулетка "Мо Янь"
Если не относиться к Нобелевской премии так серьёзно, вполне можно предположить, что её комитет просто издевается над лауреатом. И над литературой.
Владимир Линков:Вождь русской революции в зеркале Толстого
Больше всего Ленина беспокоило неприятие и критика Толстым насилия как средства социального прогресса. Как объяснить, почему всемирно известный писатель, защитник трудящихся, осудил революционные насильственные методы борьбы и доказывал их тщетность?
Людмила Федорова:Письмо из Джорджтауна об уроках русской словесности
Не только искусство поэзии требует слов, но и искусство жизни, как говорит Елена Исааковна, перефразируя Бродского. Всему этому она учила и учит на своих уроках. Мне бесконечно жаль тех студентов РГГУ, для которых эта встреча больше не произойдет.
Александр Морозов:Как промоутировать умную книгу?
При обдумывании действий надо исходить не из формальных схем промоутирования, а из персональных интеллектуальных хабов, через которые гуманитарная информация превращается в публичное событие.
Елена Баевская:Азартная дидактика Марселя Пруста
Пруст пишет о любви исключительно неразделенной, "неудачной", это сплошное "потерянное время" или даже загубленная жизнь, взять хоть Сванна. Множество чёрточек реальности, описанных в "Любви Сванна" и соответствующих житейскому опыту всех и каждого, подтверждают это его представление.
Василий Костырко:В защиту Рампы
Даже если Рампе удалось устоять, то граница между искусством и жизнью – неважно, идет ли речь о литературном произведении или o повседневной жизни – в наше время выглядит куда более размытой и проницаемой, чем во времена молодости Эраста Фандорина.
Игорь Яркевич:Конец времени писателей
Я думаю, в недалеком будущем появится компьютель (гибрид писателя с компьютером), который будет писать всё: детективы, фантастику, стихи, прозу, против Путина, за Путина — что угодно.
Даниэл Кальдер:Русское издательство: популярные жанры, авторы, агенты и авансы
“Русский роман” пишется уже не на русском языке, но на английском, турецком, арабском. Эта литературная техника покинула Россию, там больше не существует этических романов, романов о “народной душе”.
Дмитрий Энгенсон:Вырываясь из порочного круга
Раз Жижек пишет о Линче, может, через пару лет выйдет книга, посвященная реминисценциям идей Маркса о классовой борьбе в клипе на песню Алехандро?
Яков Шустов:Жующие триколор
Кашин пишет о России шаблонно, с клюковкой, словно кроме перестроечного МК ничего не читал. Уподобляя РФ идеологическим антиподам СССР времен Холодной войны, "Роисся вперде" не дает конструктивных ответов.
Владимир Лещенко:Постмодернизация постмодернизма
Поздравим Олега Кашина – также как в свое время Малевич в живописи создал эталонное произведение футуризма, дальше которого не двинешься, он сумел создать эталонное произведение российской литературы постмодернизма.
Андрей Краснящих:Гобоносец поднарсал
Точное слово всегда должно быть немного обидным, вроде детской дразнилки. "Роисся вперёд!" — такой же приказ, каким был "Сарынь на кичку!": всем бурлакам — на нос судно и лежать тихо, пока мы будем грабить. Может, и не убьём.
Андрей Краснящих:Базар-Вокзал
Об этом звере надо писать с омерзением, но Слуцкий пишет с восхищением. У него нет выбора: либо "трамвай", где все от рождения до смерти прижаты друг к другу понятиями нормы и долга, либо базар – дикий, шумный, неуправляемый.
Алексей Мокроусов:Галлы спасли ярмарку
Убаюкивающее течение non/fiction нарушили французы. Жаль, если подобного не случится в будущем году. Следующая ярмарка окажется 13-й по счету. Самое время задуматься, не пропустить ли ей хотя бы нумерацию и сразу перейти к 14-й?
Ирина Прохорова:Ярмарка как филантропия
В целом каналы связи между книгоиздателями и книгопродавцами в стране заблокированы, у менеджеров книжных магазинов часто нет информации о последних новинках.
Алексей Мокроусов:Между детской и Ницше
Кажется, никогда еще не была так далека от воплощения как сегодня некрасовская мечта о временах, в которых "мужик не Блюхера… – Белинского и Гоголя с базара понесет…".
Евгений Чижов:Очарованный странник
Монолог автора переходит в многоголосье, а непритязательный рассказ на глазах у читателя превращается в эпос – настоящий эпос Подмосковья со свойственными этому жанру длительными перечислениями и ровной интонацией.
Борис Куприянов , Григорий Охотин:Четыре дня комфорта в году
Мы делаем всё, чтобы четыре дня в году людям в Москве было комфортно жить. Книжный фестиваль в ЦДХ - это некая модель нашего видения России: там приятно находиться, там нет хамства, там умно и интересно.
Алексей Мокроусов:Поспешая медленно
Московский летний книжный фестиваль пока не в силах преодолеть известную инертность и провинциализм столичной публики. Может, это его и спасает.
Григорий Заславский:Основы современной паразитологии
Что же нового в Премии Олега Янковского? Ничего иль очень мало. Место проведения, список жюри, список лауреатов, – в данном случае еще и несколько пересекающийся с объявленным списком жюри. Распорядок действий.
Станислав Хатунцев:Хроники приближения к Мальстриму
Тихомиров скорее объективен, чем субъективен – даже в том, что касается предметов заведомо субъективных. К примеру, он очень точно передает состояние общественного мнения предреволюционной России.
Юрий Нечипоренко:Детская литература и зрелость общества
Детская литература существует, книги издаются, но найти что-то стоящее в этом океане разномастной продукции оказывается нелегко. Литература есть — нет того, что называется "логистикой".
Аркадий Малер:70 лет Иосифа Бродского
Сам про себя он говорил, что состоит из трех частей – античности, литературы абсурда и мужика, который вышел из леса. При всей шутливости этого самоопределения, оно остается одним из самых точных.
Ирина Сурат:К вопросу о любви
Если критик видит свою задачу в том, чтобы дать с каких-то неведомых высот экспертную оценку явлению современной литературы – то любовь здесь не при чем. Если он хочет всех пишущих расставить по ранжиру, раздать всем сестрам по серьгам – то какая уж тут любовь…
Борис Соколов:В геополитической западне
Новая повесть Владимира Сорокина "Метель" посвящена попытке преодоления бескрайнего русского пространства, как географически, так и метафизически. Это – вариация на тему песни "в той степи глухой замерзал ямщик".
Ирина Роднянская:О кумирах, друзьях и встречах
Общепризнанных объединяющих фигур сейчас нет, притом их нет уже давно. Даже те, кто мог соответствовать этой роли – а теперь ушел в мир иной, – под конец своего поприща уже вызывали разноречивые реакции: и Лихачев, и Аверинцев, и сам Солженицын.
Алексей Мокроусов:Сладость иллюзии
Заметное достоинство ярмарки "Книги России" – это малочисленность участников. Что во всех смыслах симпатично: и привычной толкотни нет, и разум под конец не мутится.
Борис Соколов:"Белая Сибирь" Булгакова
Темы революции и Гражданской войны присутствуют не только в пьесах Булгакова, но и его романе "Мастер и Маргарита". Понять это помогают мемуары "Белая Сибирь" командующего армии Колчака генерала Константина Сахарова.
Михаил Эдельштейн:В ожидании Алконоста
по ходу дискуссии вокруг присуждения Ульяне Гамаюн премии Белкина стала очевидной диковатость представлений о литературе у самых активных участников литпроцесса. Не то чтобы раньше приходилось сомневаться – но тут как-то совсем уж зашкалило.
Михаил Эдельштейн:"НОС" и два терьера
Премия "НОС" плывет туда, куда и должно плыть любое плавсредство из конюшни НЛО, – в сторону премии Андрея Белого. Награждать здесь будут за стилистические ухищрения, усложненную композицию, а также строчные буквы в начале предложений.
Михаил Эдельштейн:МБХ, литератор и бренд
Проблема в том, что испробованное средство действенное, но одноразовое. Кого "Знамени" придется наградить в следующем году и через год, чтобы отстоять завоеванные позиции, – Натана Дубовицкого?
Лев Соболев:Роман Аарона Штейнберга
В 1922 году Штейнберг покинул Россию, более пятидесяти лет активно работал в философии, публицистике, истории, первое издание его воспоминаний вышло в Париже только в 1991 году.
Борис Волхонский:Государство победит капитал
Книга Ричарда Лахманна «Государство и власть» задолго до публикации стала знаковым событием. О том, что ей уготована участь популярного чтения, говорит уже возникший ажиотаж в преддверии ее публикации.
Maшa Левинa-Пaркeр:Набоков в Европе
Сегодня творчество Набокова и исследования его творчества как никогда актуальны. Соответственно, можно говорить, по крайней мере, о трех – американском, российском и европейском – направлениях в набоковедении.
Борис Минаев:Эта долгая жизнь
Главным чудом в знаменитых сказках Чуковского является не поэтическая виртуозность, не потрясающее понимание детской психологии, не фантазия, а его простая человеческая веселость.
Григорий Бакланов:Окопная правда
Никакого нового Толстого больше не будет. Вся художественная правда о Великой Отечественной войне уже написана. Написана, прежде всего, ее очевидцами. В дальнейшем будут лишь прояснения, уточнения отдельных фактов в документальной литературе.
Яков Шустов:Гарь в Царицыно
Вдыхать гарь начинаешь уже у пафосных ворот парка Царицыно. В глубине территории открывается зрелище еще более фееричное: настоящий ледяной дом из триллера о глобальном похолодании.
Михаил Эдельштейн:"Большая книга": уроки смирения
Больше десяти лет все ломали головы над тем, как добиться от российских литературных премий хотя бы минимальной вменяемости, а оказалось достаточно разбавить профессиональных читателей людьми "со стороны".
Ян Махонин:Чехи приехали
Приезд чешских писателей в 2009-м году на "Non/fiction" оказался по-своему заметным. Похоже сломались барьеры, которые десятилетиями отделяли хорошую чешскую литературу от хорошего российского читателя.
Ольга Цыкарева , Кира Егорова:Выход из апатии
Свиной грипп и экономический кризис не выполнили своей апокалипсической функции: в ЦДХ на Крымском Валу открылась 11-я ярмарка интеллектуальной литературы "Non/fiction". Номерков в гардеробе хватило не всем.
"Non/fiction": выходные данные
Завершилась одиннадцатая ярмарка интелллектуальной литературы "Non/fiction". РЖ предлагает ознакомиться с мнениями посетителей ярмарки, чего ей не хватало в этом году, а что было выше всяческих похвал.
Михаил Майков:Третья жизнь "Non/fiction"
"Фишка" декабрьской ярмарки в ЦДХ вовсе не в рассуждениях умных людей на умные темы. И даже не в новых книгах как таковых. Основной смысл ярмарки в общении – с издателями, с коллегами, с друзьями-приятелями, в конце концов.
Алексей Мокроусов:Non/fiction. Opus №11
Мы стали похожи на армию, где генералов больше чем солдат. Наша издательская жизнь по сравнению с книгоизданием в Германии или Америке выглядит едва ли не доморощенной.
Ирина Барметова:Литературная жизнь в Москве скучна
В начале "Non/fiction" рассматривалась как альтернатива и некоторый вызов ММКЯ. Но всякое четкое ограничение – это всегда интересный, интригующий PR-ход. И происходит обратное: расширение читательской аудитории.
В преддверии "Non/fiction"
На днях в Москве открывается международная ярмарка интеллектуальной литературы "Non/fiction". "Русский журнал" предлагает читателям ознакомиться с мнением организаторов ярмарки и известных экспертов о предстоящем событии.
Наталья Иванова-Гладильщикова:Полюбить школьную "литературу"
Нужно разговаривать с учениками о прочитанном, как если бы это происходило в настоящем классе, где преподают лучшие учителя, формулируя собственные читательские вопросы и предвидя вопросы читателей-учеников.
Алексей Мокроусов:Революция назначена на 2018 год
Ярмарка во Франкфурте предупреждает, как много трудностей ожидают издательства в связи с развитием электронных книг.
Михаил Эдельштейн:Без права на жлобство
Полное исключение Интернета из правового поля приведет к превращению его в зону реального, а не мнимого пиратства. Абсурден ведь не сам по себе запрет на публикацию в Интернете; абсурдна ситуация, когда тексты, написанные сто лет тому назад, все еще рассматриваются как объекты авторского права.
Дмитрий Володихин:Анти-Булгаков
Лазарчук показал разницу в видении истории человечества как набора притч и видении истории как смены мифов. В интеллектуальном смысле конструкция Лазарчука небезынтересна, в смысле художественном - это провал.
Вольфганг Кришке:Нужна ли нам наука о языке?
И хотя профессиональное сообщество ученых-языковедов считает предупреждения о распаде языка алармизмом, осуждая подобную муштру как школьную полуобразованщину, но и оно констатирует, что изменения в языке оставили свой былой улиточный темп и стремительно набирают скорость.
Алексей Мокроусов:Попытка №22
В Москве открылась очередная, 22-я по счету, Международная книжная выставка-ярмарка. Кажется, она предпочитает не замечать кризиса.
Михаил Майков:Новое место, новые песни
Вопреки паническим ожиданиям на Московской международной книжной выставке-ярмарке следы кризиса практически незаметны. У каждого на прилавке более или менее заметное приращение ассортимента.
Борис Минаев:Словесник
Он вместо государства принялся объяснять. И он объяснил. Он взял на себя работу власти. Он сам стал властью в каком-то смысле. Хотя власть категорически не хотела этого признавать.
Андрей Василевский:Видеть новое именно как новое
Сегодня литературные журналы, каким бы малым тиражом они не выходили, – это, выражаясь пафосно, ковчег малых жанров, спасающий жанровое разнообразие современной русской литературы.
Елена Иванова:Родилась "БукВышка"
Официальное открытие-презентация «БукВышки» состоится в сентябре и будет приурочено к началу учебного года, традиционно совпадающему с пиком спроса на книжном рынке. Но и сейчас книжный магазин не пустует.
Борис Межуев:"Черный человек" Вадима Цымбурского
Цымбурский несколько раз возвращался к замыслу, который много значил для него — к литературоведческому исследованию истоков "Черного человека" Сергея Есенина.
Вадим Цымбурский:От "Моцарта и Сальери" к "Черному человеку"
В предсмертных галлюцинациях Моцарта отравление слилось с темой реквиема по самому себе. Тема Реквиема по живому вторит в "Черном человеке" мотив заупокойного чтения по живому, напоминая о страшном "воровстве".
Дмитрий Лисин:Опыт чтения жизни
«Тотально» мирская, не рекомендованная священником к продаже в этом магазине, «Русская жизнь» в каждом номере несла неподдельный заряд покаяния.
Захар Прилепин:Дотянуться до глубинки
Пришвин, Шишкин, Чаплыгин и Кольцов – люди, которые могли транслировать на всю Россию нутряные, земляные голоса. Сегодня их места пусты, как будто они вовсе исчезли из пространства. Россия не разговаривает, она сейчас немая.
Сергей Костырко:Сетевая литература или литература в сети?
Комментарии почтенных оф-лайновых литераторов по поводу сетевой литературы, как литературы исключительно «заборной», как явления, грозящего самому существованию литературы, следует отнести к элементарной неосведомленности.
Лоренс Ведер:Школьные пророчества
Последние пятнадцать лет жизни Мильтон открыто называл себя пророком, получившим откровение свыше – через два тысячелетия после разрушения храма Соломона и последних ветхозаветных пророчеств.
Андрей Немзер:Исполняющий обязанности критика
Издатели вкладывают деньги в нескольких писателей, издавая прочих "для порядка", для поддержания культурного имиджа.
Борис Минаев:Герой не нашего времени
"Незнайка" не просто вечен. Он – всемирно-историческое произведение.
Игорь Шевелев:Литературная алхимия как русский "ерш"
Павел Басинский. Русский роман.
Алхимические опыты с литературой имеют право быть. Другое дело, какие ингредиенты бросать в это адское варево. Что завозили в восемь лет писания "Русского романа" в литературные супермаркеты, то и шло в дело.
Анна Пивоварчук:Салман Рушди на кушетке психоаналитика
Салман Рушди / Salman Rushdie. Флорентийская Волшебница / The Enchantress of Florence.
В связи с публикацией нового романа Салмана Рушди на Британском телевидении вышла популярная психоаналитическая программа с участием автора, посвященная его личной и творческой жизни.
Валентина Мордерер:За несколько миль до Тинтерского аббатства
Пять книг на неделю: Семен Бобров. Рассвет полночи. Херсонида. В 2 томах. - Александр Флакер. Живописная литература и литературная живопись. - Борис Кац. Одиннадцать вопросов к Пушкину: маленькие гипотезы с эпиграфом на месте послесловия. - и др.
Анатолий Королев:Самопознание Михаила Зощенко
Забытая книга: Михаил Зощенко. Перед восходом солнца. Повесть.
По уникальности опыт самопознания Зощенко можно сравнить с операцией аппендицита, которую больной сделал себе собственноручно, без наркоза, подручными средствами. Только это была операция на воспаленном мозге.
Марина Аромштам:Ловец снов
Илья Боровиков. Горожане Солнца. Роман.
Ни один современный школьник не опознает в слове "бонч-бруевич" фамилию известного революционера. И дворец, построенный в честь "съездов для поездов", ни с чем у них не ассоциируется.
Борис Колымагин:Отцы и дети
С ерия книг "Ваш год рождения - 19.." издательства "Анаграмма".
Взаимоотношения Николая Петровича Кирсанова и его сына Аркадия, описанные в хрестоматийном романе Тургенева, имеют отношение и к нашим дням.
Александр Уланов:Ирония грамматики
Гертруда Стайн. Кровь на полу в столовой.
Публикация книги - событие стиля. Стайн и Михайлин открывают новые возможности для русской прозы (тем большие, что в русском языке грамматические связи свободнее, чем в английском). Кто готов ими воспользоваться?
Юрий Нечипоренко:Словенская поэзия и американская демократия
Из века в век. Словенская поэзия.
Чтение стихов наших братьев-славян может оказаться не только приятным, но и полезным делом: хочется же понять, как они дошли до жизни такой - с обостренным чувством обособленности, независимости, "незалежности".
Юлий Халфин:Прощупывая биографию
Наталья Иванова. Борис Пастернак. Времена жизни.
Кто решится заявить, что он раскрыл и определил чужую душу, тем более душу поэта, который предпочитал "красться в неизвестность и прятать в ней свои шаги"?
Александр Уланов:Аристократ языка
Рубинштейн Л. Духи времени.
Легче найти взаимопонимание с китайским поэтом, используя ломаный английский, чем с соседом по лестничной площадке. "Это только кажется, что мы все говорим на одном языке".
Валентина Мордерер:Когда прошва дороже шубы
Пять книг на неделю: А.А.Любищев. Расцвет и упадок цивилизации. - Иван Коневской. Стихотворения. - Марина Костюхина. Игрушка в детской литературе. - Ю.М.Пирютко. Питерский лексикон. - Н.А.Громова. Эвакуация идет... 1941-1944. Писательская колония: Чистополь. Елабуга. Ташкент. Алма-Ата.
Всеволод Некрасов:"Я писал о двойной бухгалтерии..."
Всеволод Некрасов. Детский случай.
Изначальное жесткое разделение: вот чтение для детей, а вот не для детей - оно всегда-везде обязательно вряд ли. Или так сказать: поэзия, оказавшаяся для детей нечаянно, по крайней мере не хуже поэзии, написанной для детей нарочно.
Павел Смоляк:Грешный Питер
"Национального бестселлера" в этом году могло и не быть. Финансовые проблемы в мире, как всегда, первым делом ударили по русской литературе. О том, чтобы провести премию с меньшим размахом, чем в прошлые годы, даже не было речи.
Дмитрий Стахов:Отягощенные славой
Ант Скаландис. Братья Стругацкие.
Выросшие в тоталитарном мире, с трудом преодолевшие в себе "внутренний сталинизм" АБС создали все тот же тоталитарный мир. Где главный герой обычно что-то вроде сотрудника спецслужб, претворяющего в жизнь решения бесконечно далекого, но мудрого ареопага.
Юрий Нечипоренко:Коды тела
Николай Богданов. Тайные коды тела.
По сути, перед нами небольшое энциклопедическое исследование связи между внешними формами и свойствами человеческого тела - и "внутренними" характеристиками личности.
Александр Люсый:Как постчеловек постчеловеку
Тульчинский Г.Л. Истории по жизни: Опыт персонологической систематизации.
Это своеобразная личная гуманитарная периодическая таблица Менделеева с внутренним устройством "Игры в классики" Кортасара и "Хазарского словаря" Павича или, может быть, "Максим" Ларошфуко, если бы тот родился после этих авторов, но сам был бы к тому же немного Боккаччо.
Александр Марков:На должной глубине
Пять книг на неделю: Бибихин В.В. Внутренняя форма слова. - Виролайнен М.Н. Исторические метаморфозы русской словесности. - Фурс В. Социальная философия в непопулярном изложении. - Скиннер Квентин. Свобода до либерализма. - Мертон Томас. Философия одиночества.
Борис Колымагин:На расстоянии двух свобод
Вайман Н. Ямка, полная птичьих перьев (письма Миши Файнермана). Роман.
Его мышление постоянно обыгрывает знакомые вещи, шлифует разные мысли, разные гносеологические подходы. Это своеобразная игра в бисер над пропастью.
Константин Лаппо-Данилевский:Постигая прозу А.Ф.Лосева
Елена Тахо-Годи. Художественный мир прозы А.Ф.Лосева.
Исследовательница щедро поделилась с нами плодами пристального чтения одного, бесспорно, незаурядного автора постсимволистской формации, приблизив нас к нему, а его - к нам.
Фолькер Вайдерманн:Темная сторона власти
Томас Карлауф / Thomas Karlauf. Стефан Георге. Открытие харизмы. Биография / Stefan George. Die Entdeckung des Charisma. Biografie.
Томас Карлауф написал биографию Стефана Георге, в которой назвал вещи своими именами.
Константин Поливанов:"Три поэмы" Тимура Кибирова
Тимур Кибиров. Три поэмы
Известие о присуждении Тимуру Кибирову национальной премии "Поэт" было обнародовано вскоре после выхода в издательстве "Время" его новой книги "Три поэмы".
Валентина Мордерер:Мяукающая лошадь
Пять книг на неделю: Л.А.Калинников. Иммануил Кант в русской поэзии. - Геннадий Ульман. Искатели приключений в Новом свете: Прогулки по литературным адресам Америки. - Фрэнсис Нэтеркотт. Философская встреча Бергсона в России (1907-1917). - Дзига Вертов. Из наследия. Том второй. Статьи и выступления. - Анджей Щеклик. Катарсис. О целебной силе природы и искусства.
Елена Калашникова:Новые "молодые рассерженные" с берегов Альбиона
Антология современной британской драматургии.
Что объединяет одиннадцать пьес английских, шотландских и ирландских драматургов разного возраста? Гнетущая атмосфера, желание сбежать туда, где лучше, чувство одиночества, жажда любви и при этом самопогруженность и нежелание слышать другого.
Дмитрий Стахов:Притязания психиатров
Ирина Сироткина. Классики и психиатры: Психиатрия в российской культуре конца XIX - начала ХХ века.
Писатели перестали быть не только властителями дум, они утратили и право сказать о себе вслед за Герценом: "мы не врачи, мы - боль".
Невроз будущего и искусство жертвоприношения
Борис Минаев. Психолог, или Ошибка доктора Левина.
Главным "фантасмогоническим" символом для части героев является "Путин". Не реальный человек, а некий символический абсолютный хозяин будущего. (Тексты Александра Фурмана и Алексея Мокроусова)
Патрик Кешишьян:Ален Роже: у истоков глупости
Ален Роже / D'Alain Roger. Бревиарий глупости / Breviaire de la betise.
Можно ли определить некое начало глупости и от него проследить ее историю, ведущую к светлому будущему, где она будет искоренена? Более чем сомнительно.
Александр Уланов:Личные Атлантиды
Элиот Уайнбергер. Бумажные тигры: Избранные эссе.
"Можно вообразить антрополога племени икунгу, пытающегося интерпретировать методы и результаты американской экономики наличности, исходя из материала, полученного камерой наблюдения в местном банке".
Валентина Мордерер:Нет пророка без порока
Пять книг на неделю:Альберто Мангуэль. История чтения. - Вилем Флюссер. За философию фотографии. - Дмитрий Драгилёв. Лабиринты русского танго. - Владимир Набоков. Трагедия господина Морна. Пьесы. Лекции о драме. - Геннадий Красухин. Комментарий. Не только литературные нравы.
Нужны ли России сегодня Гоголи и Щедрины?
В 1952 году Георгий Маленков, секретарь ЦК КПСС, заявил: "Нам нужны наши советские Гоголи и Щедрины". Актуален ли тезис Маленкова в сегодняшней России образца "суверенной демократии"? На вопрос РЖ отвечают: А.Левкин, О.Аронсон, А.Иванов, Н.Ним, Е.Ознобкина, Е.Петровская, А.Проханов, А.Иличевский и Б.Минаев.
Александр Уланов:Сын моего отца
Эстерхази П. Harmonia Caelestis.
Фамилия Эстерхази известна каждому венгру несколько столетий. Так что писателю Петеру Эстерхази есть что вспомнить из далекого и близкого, неостывшего и неоднозначного.
Елена Калашникова:Опасная и драгоценная память
Говард Фаст. Торквемада / Роман. Пер. с англ. В.Бернацкой.
Это книга об Испании конца XV века, времени становления инквизиции, эпохе всеобщей подозрительности, страха и предательства.
Ханс-Юрген Шингс:Он реальность вызывает на дуэль
Клейст писал от сердца, а не для биографии. Не мог не писать... Герхард Шульц, Йенс Биски и Герберт Крафт единым фронтом наступают на лишенный истории и связи с миром образ Клейста.
Денис Иоффе:Славянофил наизнанку
Аркадий Драгомощенко. Безразличия: Рассказы, повесть.
Драгомощенко - это категориальный middle name старо-нового петербургского экспериментального текста, не находившего со времен Бродского более последовательного и приметного глашатая.
Дитер Хильдебрандт:Виртуоз воспоминаний
Сейс Нотебоом. Красный дождь: Легкие истории / Cees Nooteboom. Roter Regen: Leichte Geschichten.
По-прежнему пожилой наблюдатель чувствует то, что было пересечено этими заглавными буквами, этой ГРАНИЦЕЙ, которая перестала ей быть.
Александр Марков:Ступени и взлеты русского символизма
Лавров А.В. Русские символисты: этюды и разыскания.
Каждое новое поколение привлекает все большее число контекстов, помещая символизм внутрь умножающегося количества исторических прообразов и теоретических отображений.
Михаил Эдельштейн:Заметки на полях одной дискуссии
Д'Анджело С. Дело Пастернака: воспоминания очевидца.
Дополнительный интерес книге Д'Анджело придал смелый, чтоб не сказать авантюрный, жест издательства НЛО, сопроводившего ее полемическим послесловием Е.Б.Пастернака.
Рената Гальцева:По следам события
После разрешения драматического вопроса с пятым томом биографического словаря "Русские писатели", "варварский акт" снова навис над этим "беспрецедентным в отечественной науке гуманитарным предприятием".
Игорь Сид:Homo Lusens, наследник Крыма
Александр Люсый. Наследие Крыма: геософия, текстуальность, идентичность.
Исследователь X.Y. придумал термин " крымский текст русской культуры", а термин оказался верным и заработал. И теперь мы все имеем право, и даже почетную обязанность, им пользоваться.
Ирина Дудина:Новые родовые романы
Татьяна Щербина. Запас прочности. - Дмитрий Быков. Борис Пастернак. - Ирина Головкина. Побежденные.
Все три книги, описывающие историю рода, контрастируют с той ядерной катастрофой культуры, что процветает в сегодняшней литературе.
Джон Бэнвилл:Панегирик криминалу
Большой сборник криминального чтива.
В бешеные десятилетия между двумя мировыми войнами зародился и получил развитие новый жанр - криминальное чтиво, которое пыталось найти в суровых пластах американской жизни свежий моральный кодекс, подходящий для крутых времен и еще более крутых парней.
Алексей Мокроусов:От очевидного к скрытому
Многие наши издатели навещают Франкфурт не корысти ради. Стенды они не снимают, права здесь практически не покупают, зато пытаются понять, как книжный рынок функционирует, как меняются его механизмы.
Алексей Мокроусов:Где отдыхает Голливуд
10 октября во Франкфурте открывается международная книжная ярмарка. Ее главным гостем станет каталонская культура - если той, конечно, не предстоит раствориться в обилии ярмарочных событий.
Лев Сигал:Россия и Украина: между историей и политикой
"Очень своевременная книжка" - можно сказать о сборнике статей украинского эмигрантского историка Ивана Лысяк-Рудницкого "Между историей и политикой", презентацию которой провело издательство "Летний сад" при открытии Московской международной книжной выставки-ярмарки.
Михаил Эдельштейн:Химеры, дети химер
Если "Бунинка" доживет до будущего года, то о нынешнем позоре никто и не вспомнит. И что за беда, если - помимо всяких скандалов и бытового хамства - премия элементарно непрофессионально выстроена.