"Русский марш" как политическое апостериори

Как правильно понимать Русский марш

В воскресенье с разными лозунгами и в разных местах Москвы пройдет "Русский марш". В чем смысл этого действия?

Во-первых, в том, чтобы сказать, что русские еще сохранились, что мы не вымерли. Мы есть. И мы - не безродные россияне. У нас есть предки. Например, наш предок - Константин Аксаков. Правда, он наполовину турок. Но для русских - это не важно. Что же для нас важно? Для нас важно быть самими собой. Чтобы быть самими собой, нужно познавать себя. Например, нужно прочитать "Письма из Риги" Ю.Самарина или "Россию и Европу" Н.Данилевского. Как ни странно, но после Данилевского все разговоры о глобальной цивилизации оказываются пустым занятием, ибо одинаковая для всех народов цивилизация невозможна. Вернее, она возможна, но только как лагерь или тюрьма народов. Поэтому стремление к общечеловеческой культуре должно быть отвергнуто.

Во-вторых, мы уродились большими. И поэтому не хотим быть маленькими. Нам жаль Крым, Украину, Белоруссию, Казахстан. Нам жаль все это еще и потому, что мы, русские, никогда не были нацией. Мы сделали себя как имперский народ. Поэтому нам нужно развивать не национальное самосознание, а имперское, т.е. то сознание, которое не подавляет малые народы, а берет их под свое крыло, защищает и оберегает их самобытность. Но это же значит и другое, а именно: мы приучили себя к жертвенности, к действиям "во имя". Без этих действий нам скучно жить. Но действие "во имя" - это не то пространство, где обнаруживается воля к власти.

Как ни странно, но у русских нет воли к власти, нет разработанной технологии господства. Мы нуждаемся в защите со стороны государства, являясь его же опорой.

В-третьих, хотя мы и русские, но мы не центр вселенной. Впрочем, и Европа с Америкой не пуп земли. Различие всегда предпочтительнее монотонной однообразности. Нам не надо походить на Европу. Мы не Европа. Поэтому все, что делается для существования нашей самобытности, нужно поддерживать. А все, что мешает таковой, нужно устранять.

В-четвертых, "Русский марш" можно понять не только как бунт многомерной локальности против одномерной рациональности, но и как предел, границу для того, что Н.Трубецкой называл ложным национализмом, т.е. стремлением малых народов заниматься не умножением культурных различий на капиллярном уровне, а уподоблением себя большим народам, т.е. стремлением создать свою государственность.

В-пятых, "Русский марш" нужно понимать не как демонстрацию мускулов, а как отклик на зов, идущий из глубин русского духа.

       
Print version Распечатать