Гиренок Федор

доктор философских наук

Гиренок Федор Иванович (р. 17.03.1948). Род. на Алтае. В 1971-1976 гг. учился на философском факультете МГУ; в 1979 г. окончил аспирантуру философского факультета МГУ. С 1980 - мл. н.с. Центр. Совета филос. семинаров при президиуме АН СССР. С 1984 - ст. н.с., с 1989 - вед. н.с. Центр. Совета филос. семинаров. С 1990 по 1992 - вед. н.с. ИНИОН АН СССР, с 1992 - вед. н.с. ИФ РАН. С 1999 - проф. Кафедры филос. антропологии филос. факультета МГУ. Докт. диссертация - "Экология как феномен самосознания цивилизации" (1989).

Гиренок считает себя философом археоавангарда. Приведем его обоснование своей т. зр. Философия близка литературе. И это накладывает на философа доп. обязанности. Точность филос. мышления достигается разработкой не только спец. Техн. Языка, но и поэтической организацией филос. текста, а также использованием глубинных ресурсов языка: пословиц, поговорок, сказок, языка повседневности, нац. идиом. Археоавангардисты ориентируют на чтение вслух свои философские тексты, которые не должны скрывать лежащие в их основе метафоры, а показывать их, что требует определенного синтаксиса. Идеальный филос. текст является, по мнению Гиренка, бессловесным, а речь - немой. Бессловесность текста и немота речи задают, как он полагает, такой горизонт рассмотрения проблем, внутри которого устанавливается сопряжение "архе" и авангарда. Археоавангард исходит из того, что жизни достаточно языка чувств, а истине - языка мышления. Но язык мышления, считает Гиренок, неприменим к жизни. И в момент отсутствия истины, ее децентрирования этот язык образует самозамкнутое симулятивное пространство культуры. В основе любой культурной симуляции лежит др., отношение к др. Симуляция и временное, условное обнаруживают фундаментальное тождество. Что же противостоит временному? Дословное. Дословность чувства начинает противостоять симуляциям рефлексивного сознания, временному. Симуляции ума могут привести к безумию. Дословность чувства - к бесчувствию. От безумия человека спасает заумь. От бесчувствия - задушевность, сердечность. В поисках сердечности зауми, по мнению Гиренка, смысл философии археоавангарда.

Сочинения: Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1997; Диалектика и эклектика в исследовании человека // Диалектика и научное мышление. М., 1988; Русский космизм. М., 1990; Судьба русской интелигенции. М., 1991; Явь и грезы бесконечного тупика // Социум. 1992. #5; Новое язычество // Кризис современной цивилизации. Выбор пути. М., 1992; Ускользающее бытие. М., 1994; Метафизика пата. М., 1995; Картография дословности. Патология русского ума. М., 1998; Антропологические конфигурации философии // Философия хозяйства. 2001.#1


Публикации с 2004г.

Момент "мы" | 6 мая 2010 г.
"8.8.8". Конец эпохи "11.09" | 11 сентября 2008 г.
Без царя в голове | 17 июля 2008 г.
Новогодняя мистерия | 3 января 2008 г.
Интеллектуал и власть | 21 ноября 2007 г.
Именем Путина | 5 октября 2007 г.
Европейские уроки | 25 ноября 2005 г.
Мистериальные игры | 11 ноября 2005 г.
Эйдос русской империи | 20 октября 2005 г.

Публикации в Русском Журнале до 2004г. можно найти в Архиве по адресу http://old.russ.ru/authors