Портрет в "клеймах"

В бонусе к DVD-диску "Поцелуй не для прессы" приложена фильмография режиссера Ольги Жулиной, из которой следует, что данная картина была закончена в 2003 году. На "паспорте" же самого "Поцелуя" годом выпуска значится 2008-й. Следовательно, пять лет шел он к зрителю - прямо как "Андрей Рублев"! Не входя в тонкости организационно-прокатного закулисья, замечу лишь, что подобный hold-back мистическим образом связан с жанром этого произведения, требующим определенной дистанции в различных параметрах. Ибо это не есть заурядный байопик, линейно прослеживающий жизненный путь замечательного человека. Тут, пожалуй, позволительно говорить о старинном и ныне практически вышедшем из употребления жанре агиографии.

Примерно за год до того, как президентский пост впервые занял Владимир Путин, два авторитетных центра по исследованию общественного мнения - ВЦИОМ и РОМИР - задали нашим соотечественникам вопрос: "За кого из киногероев вы проголосовали бы на президентских выборах?" По данным одного опроса, первые места заняли маршал Жуков, Штирлиц и Глеб Жеглов; по результатам второго - Петр I и та же тройка: Жеглов, Жуков, Штирлиц. Далее с заметным отставанием фигурировали Павел Корчагин, Чапай, Иван Грозный, Юрий Деточкин, а также Атос, Дон Кихот, Крепкий Орешек и Рембо... Если суммировать, то обобщенный образ желанного президента выглядел примерно так: жесткий, исполненный воли к победе, как Жуков, Иван Грозный и Петр I; бескорыстный защитник обездоленных, как Деточкин и Дон Кихот; решительный и понятный народу, как Чапай; самозабвенно, до жертвенности, преданный своему делу, как Павка; благородный, как Атос; обаятельный, как Шурик, а глаза чтобы были добрые-добрые, как у Штирлица. При этом, как видите, народ не чурался искать идеал за кордоном. А кого хотят российские девушки, пропевшие устами своих представительниц в сериале "Деньги"? "Такого, как Путин".

Сведения о том, что в обстановке строжайшей секретности дебютантка Ольга Жулина сняла и озвучила фильм под названием "Поцелуй не для прессы" действительно просочились уже в 2003 году. Судя по слухам, картина по характеру должна была получиться вполне житийная, в духе хорошо освоенных советской режиссурой сюжетов о вождях с человеческим лицом - типа "Семья Ульяновых" или "Карл Маркс. Молодые годы". Говорили, что речь пойдет о событиях десятилетней давности, когда главный герой работал советником губернатора одного великого города с областной судьбой. Портретного сходства с реальными прототипами создатели фильма будто бы не искали, но кое-какие намеки, аллюзии, параллели тут и там раскидали. В сущности, точное соответствие иконографическому образу в житийной литературе необязательно; здесь задается прообраз, на путь которого следует ориентироваться. Из другого источника стало известно, что зовут героя Александр Александрович, работает он президентом большой страны, хорошо говорит по-немецки, имеет жену и двух дочерей. Тем не менее Андрей Панин, по его словам, не сразу понял, кого играет. Лукавил артист (кстати, подчеркнуто имитирующий всем известную походку и манеру говорить) или интуитивно ухватил самую суть, но зерно роли он нащупал. Один из принципов агиографии - анонимность; если автор все же заявляет о себе, то ему полагается демонстрировать свое "неразумие" перед лицом выдающейся личности героя. Снимать фильм должен был популярный актер и режиссер Олег Фомин, однако из-за занятости уступил постановщика никому не известной дебютантке, анониму по определению. Зато в роли "предтечи" грядущего президента, который как раз должен быть хорошо известен, выступил знаменитый актер Александр Белявский, которому не составило труда догадаться, что его персонаж списан с Анатолия Собчака, в команде которого начинал свою политическую карьеру Владимир Путин. (Агиографическая литература допускает наличие провалов в биографии героя, но непременно должна включать сведения о том, где, когда и у кого он крестился.) По тем же просочившимся пять лет назад сведениям, в "Поцелуе" рабочие будни напрямую отражены не будут, а будут они отражены в глазах жены героя. Так что картина должна была получиться вполне благостная и щемяще ностальгическая, что опять-таки соответствует житийному канону.

Теперь, когда фильм, минуя прокат, вышел и с огромной скоростью расходится на DVD, а также оказался чрезвычайно востребованным и за рубежом, уместно вспомнить комментарий Михаила Ямпольского по поводу фундаментального труда Гарольда Блума "Западный канон": "Факт возникновения литературного канона в определенную историческую эпоху показывает, что канонизация никак не является результатом индивидуальных усилий оригинального художника, но следствием определенных социальных и культурных обстоятельств".

Как показал Василий Ключевский, агиография намеренно отказывается от исторической достоверности в пользу канонического трафарета. Диктуемого, как сказано выше, социальными и культурными обстоятельствами. Однако в "Поцелуе" особой недостоверности не наблюдается; требования канона выполняются за счет художественных средств. В первую очередь это, как было сказано, не линейное повествование, а набор эпизодов, представляющих собой картинки-клейма, обозначивших основные вехи на пути героя: тренер-самбист, сотрудник посольства в Германии, советник губернатора, президент. Каким образом происходили переходы из одного качества в другое, остается за кадром, в темных лакунах эллиптического нарратива.

В том же упомянутом бонусе создатели фильма - продюсер (он же соавтор сценария) Анатолий Воропаев, режиссер Ольга Жулина и композитор Луиджи Тонэт всячески подчеркивают, что это история не о "простом ленинградце-политике", а о Женщине, "сильной, любящей, умной". Актриса Дарья Михайлова очень точно проводит свою роль, от начала до конца оставаясь сдержанной, скромной и довольно загадочной, но в то же время достаточно земной - она и котлеты крутит, и посуду моет, а к дизайнерской одежде равнодушна. На самом деле ее история не в меньшей степени "житийна", чем путь наверх ее супруга. Начать с того, что Татьяна спускается к своему избраннику буквально с небес - она стюардесса и прилетает на свидания в Ленинград на самолетах. Далее следует эпизод "благовещения", снятый преимущественно в рапиде. На улице немецкого города Татьяна встречает незнакомую женщину, которая проявляет мистическое знание о том, с кем говорит, и пророчествует о достижении неких немыслимых высот. Далее Татьяне предстоит пройти испытание "страстями": она попадает в автокатастрофу (подстроенную, очевидно, врагами), лежит, прикованная к больничной койке, после чего следует "воскрешение" - превозмогая себя, Татьяна встает на ноги и начинает ходить.

Чем выше в сакральные сферы поднимается супруг, тем он, естественно, становится недоступнее, превращаясь из "самбиста" в спортивной куртке в элегантно одетого Политика. Соответственно, тем острее ощущается разлитая в воздухе потребность в защитнице-предстоятельнице, в которой осуществляется традиционная тяга к женскому божеству. Татьяна - реальный ангел-хранитель. Оставив работу стюардессы, она окончила институт и стала учительницей русской словесности. В поездке с мужем в Гудермес Татьяна встречает своего бывшего ученика, под ее воздействием переродившегося из мальчика-мажора в солдата-патриота, усиленно прививающего сослуживцам любовь к "нашему всему". И пока с подачи Татьяны идет соревнование на звание лучшего знатока Пушкина, взлетает на воздух мост, по которому должна была проследовать машина президента. А в финале фильма Татьяна и вовсе заступает место опоздавшего на пресс-конференцию супруга, излагая собравшимся - городу и миру - цели и задачи благоустройства общества. В вопросах поначалу недоброжелательно настроенных журналистов звучат все острые и болезненные актуальные темы, вся "сумма еретиков": арест "некоторых" олигархов, судьба Стабфонда и свобода прессы. Татьяна, исполняя миссию, разумно и терпеливо дает ответы на все вопросы и даже заявляет о готовности взять на себя кураторство над Стабфондом, гарантируя, что в этом случае не пропадет ни копейки. Зал встречает ее слова овацией, к которой присоединяется подоспевший супруг. А далее следует тот самый "поцелуй не для прессы", завершающийся снятым с нижней точки плакатным кадром Политика и его Жены. No comment.

Поцелуй не для прессы

Режиссер Ольга Жулина, сценарий Елена Исаева, Анатолий Воропаев

В ролях: Андрей Панин (Александр Александрович Платов), Дарья Михайлова (Татьяна Платова), Александр Белявский (Губернатор), Раиса Рязанова (мама Татьяны), Александр Лойе (ученик Татьяны), Игорь Лагутин (друг Платова), Алиса Богарт (подруга Татьяны)

Россия, 2008

       
Print version Распечатать