Неслучившийся праздник

О надобности легитимного праздника в период мирного "междуцарствия" и безмятежной перемены эпох

Тема самая серьезная. Одно из основных, и притом досадных, упущений нашего времени - несостоявшийся, неслучившийся праздник.

Сейчас это уже общее место. Новая эпоха не подарила России нового праздника. Полноценного, общего - такого, в который уверовали бы совместно граждане и власть. Способного дать толчок традиции, потенциально укорененного в будущем.

Последнее можно только предугадать, но тут и угадывать не из чего. Подобного праздника нет даже в проекте.

(Новый год, День Победы и другие привычные - большей частью советские - праздники не в счет. Тем более церковные - все это воспоминания, восстановление былых традиций. Кстати, не всегда удачное.)

Нового праздника нет, не случилось. И это существенно важно: без собственного большого праздника эпоха ненадежна, неполна. Она как будто не сдала экзамен на зрелость и потому не заслуживает доверия и стабильности.

Сегодня эта тема делается скрыто-актуальной.

Понятно почему: на дворе "междуцарствие", как бы ни было оно условно. Напротив - именно безмятежность нынешнего перехода власти по умолчанию требует устоявшейся, легитимной церемонии. Но так же, по умолчанию, ясно: такой церемонии нет. И это реальная проблема, обнажающая тылы власти, ее тщательно выстраиваемый фундамент.

Еще неприятнее то, что этому вопросу неоднократно уделялось внимание и попытки организации большого праздника имели место постоянно.

Увы, их неуспех сегодня более заметен, чем все эти попытки, вместе взятые.

Их в самом деле было много, начиная с Дня независимости России, "переходящих" праздников Конституции, Дня единства и согласия и т.д. Все они выходили, в общем и целом, казенны и в человеческом, личном плане (а кому, в конце концов, адресован праздник, как не личности, человеку, гражданину?) не вполне искренни. Прочитывалась политическая надобность, реальная, не вызывающая сомнений, однако оная надобность неизменно переходила в чиновные мероприятия или - временами - в чей-то бойкий бизнес. Не более того. Производство праздника в России буксовало и буксует по сей день.

Голод по празднику сегодня таков, что некоторые эксперты зачислили в разряд событий 2007 года похороны Ельцина. Причем их внимание привлекло не само событие, не его политическое значение, не какой-то тайный символ, о котором по Москве ползли слухи, но именно "царская" полнота церемонии.

(Я готов поверить им на слово - то, что показали по телевизору, ощущения полноты не вызвало. Или так: можно поверить в их давний голод по празднику, по отмечанию события всерьез.)

Или так: сказалась мизансцена переходного периода, времени подведения итогов одной эпохи и проектирования другой. И здесь в очередной раз речь заходит о пространстве: о понятиях (или ощущениях) помещения большего или меньшего, постоянного или временного, легитимного или профанного.

В этом контексте мы точно бежим по трубе: по многим позициям наше существование линеарно. Эксперты "вовремя" оглянулись, вспомнили о Ельцине: сегодня горизонт анализа и прогноза раздвинулся, пришло время сравнений и стратегической диагностики.

После Ельцина как будто прошла эпоха: деловая, продуктивная, реактивная (в смысле надобности скорых реакций на события, происходящие ежедневно) - подвижная, векторная эпоха. Линеарная, рабочая, будничная - по-своему беспраздничная.

Ее деловой настрой как будто оправдывал эту беспраздничность.

Но время подошло, и нарисовался перерыв в быстротекущих буднях. Люк в трубе. Что видно в этом люке, в отверстии 2008 года? Невыговариваемое слово "инаугурация" (попытался прочитать вслух последние три слова - и не смог).

Нет праздника. Привычка устоялась: жить ежедневно. Скорость и дробность всякого действия стали нормой. Стратегия заметно потеснена тактикой. Вместо проектирования - калькирование готовых рецептов: действие двумерное и по определению беспространственное. Кальки по-прежнему сводим с Запада, и притом ругаем его все крепче.

(Кстати, о празднике. На поверхности два примера: пресловутые День влюбленных и мрачный Haloween, темный не столько от страха, сколько от неведения о его истинной сущности. Оба срисованы с внешнего образца и потому заведомо унылы - плоски. И то и другое не более чем форточки - из тесного и неинтересного "здесь" в поместительное, ярко расцвеченное "там". Праздники-экскурсии - "туда", в устоявшийся контекст, традицию, комфорт, пусть внешний.)

Самое главное: проектное сообщество не сложилось - и не могло сложиться в царствие госпожи Кальки, вне пространства (опять о нем!), хорошо - вне полноценного контекста, в реалиях трубообразной, векторной эпохи. Зато оформило себя в формате Общественной палаты экспертное сообщество, иначе темперирующее свое действие, способное справиться с конвейером готовых данностей, по определению заточенное на оценку, не на проект.

Две эти партии, проектировщиков и экспертов, еще предстоит различить; только в их разумном взаимодействии видится устойчивый ресурс развития. Пока ситуация ощутимо перекошена.

Результат: нет [долгосрочного, оригинального] проекта - нет расчерченного всерьез и вперед "объема" времени - нет праздника как упомянутой форточки, отворяющейся из вереницы буден в этот больший объем.

По наличию или отсутствию праздника можно с определенной уверенностью выставить оценку мимотекущему моменту.

Есть острая надобность легитимного праздника в период мирного "междуцарствия" и безмятежной перемены эпох - и нет даже предпосылок к его производству.

Текучка заела.

       
Print version Распечатать