Конец "оранжевой" системы?

К началу нового 2009 года Украина подходит в состоянии системного кризиса, результатом которого (как вариант) может стать полный крах ее современной государственности. Во всяком случае, после кризиса Украину ждут большие перемены.

С середины 2000-х годов экономическое и политическое ядро современного мира – страны Евро-атлантического региона вступили в фазу кризиса, который, по оценкам экспертов, может продлиться от нескольких лет до полутора десятилетий. До стран периферии и полупериферии – в том числе России и Украины – он докатился лишь несколько месяцев назад. Если в России он смягчается большими золотовалютными резервами, спокойствием и предсказуемостью политической системы, то для Украины международный финансовый кризис оборачивается тестом на выживание.

Вперед, к социальному взрыву

Системность нынешнего кризиса для Украины состоит в том, что за сентябрь–ноябрь этого года в состоянии рецессии оказалась экономика и политическая система страны.

Начнем с того, что, по всей вероятности, в 2009 году реальный ВВП Украины, вероятно, совершенно не будет расти. Кабинет министров и Международный валютный фонд ожидают его снижение на уровне 3%, а Европейский банк реконструкции и развития – рост до 1%.

Основа украинского экспорта и экономики в целом – металлургия – за несколько недель уже понесла огромные убытки: акции крупнейших металлургических заводов и финансово-промышленных объединений начали стремительно падать. Так один из основных активов богатейшего человека Украины Рината Ахметова – предприятие "Азовсталь" – по состоянию на конец октября подешевело, по оценке аналитика компании Dragon Capital Сергея Гайды, на 87%. Акции другого крупного предприятия – Мариупольского металлургического завода им. Ильича – упали за тот же период на 55%. "Индустриальный союз Донбасса" объявил о сворачивании всех инвестиционных программ и сокращении количества рабочих.

Одновременно может сократиться и украинский импорт. Причина – подорожание доллара относительно гривны (нынешний курс колеблется в районе чуть больше 7 грн./$). Если сохранится тенденция падения гривны, то импортерам все менее выгодно будет совершать сделки с гривной. Похожая ситуации была в России в 1998 году, когда при обвале рубля резко сократился импорт. Повышенный спрос на дорожающий доллар у экспортеров и вкладчиков будет подстегивать повышение его курса, что вполне естественно будет приводить к понижению курса гривны. Как считает генеральный директор компании "Инэконо-Инвест" Олег Морква, "украинская экономика очень завязана на долларе. Если доллар будет расти, то это будет приближать компании и экономику к банкротству".

Плюс к тому у Украины растет внешний долг: в начале декабря украинцы попросили отстрочить погашение долгов по газу перед Россией за осень 2008 года. Для заключения нового договора о поставке газа на Украину необходимо еще оплатить декабрьские поставки. Украина в это время берет деньги в долг у МВФ и часть из них направляет на погашение прежних задолженностей. Подобная ситуация использования кредитов для погашения процентов от ранее взятых кредитов характерна для многих стран Африки и Латинской Америки. Так было и с Россией в 1990-х годах, но она смогла частично выбраться из данной ситуации за счет выручки от резко подорожавшей нефти. У Украины же подобных возможностей нет.

За экономическими проблемами следуют социальные: по данным Анны Сокольчук, руководителя центра аналитических исследований рекрутинговой компании "Анкор", 29% компаний на Украине намерены сокращать, или уже сократили, численность персонала. Пока, по данным "ФОМ – Украина", на конец ноября с сокращением на работе столкнулось 16% граждан. Еще 12% – с принуждением со стороны руководства к неоплачиваемому отпуску. Это значительные цифры, если учитывать, что экономический кризис на Украины начался совсем недавно.

При этом власть испытывает огромный кризис доверия: по данным того же "ФОМ – Украина", только 8% граждан думают, что антикризисная программа, принятая Верховной радой, поможет в преодолении кризиса. Еще меньше людей верят, что поможет преодолеть кризис Юлия Тимошенко (7%), Виктор Ющенко (2%), Национальный банк Украины (1%). В кредит МВФ верит, кстати, тоже мало граждан – всего 5%.

И что же в это время делает руководство страны? В качестве одной из главных антикризисных мер был выбран кредит от МВФ в размере 16,4 миллиарда долларов на 24 месяца под 3,7% годовых. Правда, МВФ всегда дает кредиты на собственных условиях. Достоверно неизвестно, на каких условиях МВФ предоставило кредит Украине, поскольку меморандум кабинета министров, Нацбанка и МВФ опубликован не был. Однако мнений о содержании соглашения уже было высказано достаточно много. Здесь можно обратиться к предыдущему опыту МВФ по кредитованию испытывающих финансовые трудности стран. Как пишет украинское издание "2000", опираясь на данные известного в США и Великобритании журналиста Грэга Паласта, рекомендации МВФ для большинства стран-должников сводятся к урезанию государственных и социальных расходов, массовой приватизации, жесткой монетарной политике, введению свободного обменного курса национальной валюты, отказу государства от протекционизма и отмене государственных субсидий. А теперь "приложите" это к украинской действительности, где разного рода "революции" и волнения происходили и без таких экономических потрясений, и получите социальный взрыв!

Недееспособность власти

Трагизм ситуации в том, что органы государственной власти, которые должны решать экономические проблемы, сами в глубоком кризисе. Сложившаяся на Украине к 2009 году политическая система оказалась не готова не то что к смягчению последствий экономического кризиса, но она хронически не может решить ни одной из стратегических задач. Практически все, что намечалось сделать в 2008 году, украинские власти сделать не смогли: Конституция не изменена, прорыва в вопросе вступления в НАТО и ЕС, которое проталкивают президент и премьер, нет. В основном проблемы пытались и пытаются решить только по мере их возникновения: будь то наводнение в западных областях или тема "Голодомора". Отсутствие определенности и единства целей в политике уже успело навредить экономике в период кризиса: падение гривны частично обусловлено инертностью Нацбанка в сентябре этого года, который не проводил больших валютных интервенций. Это удешевило гривну. Сейчас Нацбанк пытается удержать ее от дальнейшего падения. Некоторые политики уже обвинили Нацбанк в стремлении "потопить" правительство Тимошенко. То есть, несмотря на то что дела у страны все хуже и хуже, часть истеблишмента борется исключительно за свои почти минутные интересы. При этом власть парализована, поэтому и эффективность от принимаемых мер мала. Да и сами меры недостаточны: парламентарии никак не могут принять вторую часть антикризисного пакета законов. Давно анонсируется, но тоже не принимается отдельный закон о помощи аграрному сектору.

На Украине пока нет политика, который мог бы стать общенациональным лидером в условиях кризиса. Рейтинги даже самых популярных политиков обычно не поднимаются выше 30%.

Все из тройки ведущих украинских политиков ориентируются сейчас на грядущие президентские и возможные парламентские выборы. Поэтому все решения они будут принимать с учетом того, как они отразятся на их рейтинге. А в кризисных ситуациях часто нужны непопулярные меры.

Недееспособность парламента может продлиться еще несколько месяцев. А меры по стабилизации экономики нужны уже сейчас. Теоретически парламент вообще может просуществовать в подвешенном состоянии до президентских выборов.

Дальше самые сильные и перспективные украинские политики – Юлия Тимошенко и Виктор Янукович – должны прийти к идее о новой политической реформе: усилении президентской или премьерской власти и повышении проходного барьера на выборах в раду. Такой вывод следует из новейшего российского опыта по стабилизации ситуации в стране. Договориться им поможет прострация, в которой пребывает украинская государственность, и общая неприязнь к Ющенко. Это самая очевидная попытка преодолеть системный кризис со стороны украинских политиков. В ином случае к выборам президента может сложиться новая "революционная" ситуация: безработные для майданов и маршей, равно как и огромное недовольство властью, будут. Кризис центра породит усиление центробежных процессов на местах (уже не только на Востоке, но и на крайнем Западе страны).

Неоколониальная угроза

В прежние имперские времена это бы привело к разделу Украины. Теперь сделать это намного труднее. Но наличие норм, препятствующих прямой аннексии территории Украины соседними странами, не исключает экономической экспансии на Украину более развитых стран и транснациональных корпораций. Собственно, к этому и приводили кредиты МВФ: после кризиса в Аргентине в 2001 году, принявшего катастрофический характер именно после вмешательства МВФ, половину аргентинских банков захватил "Ситибанк". Как сообщает Грэг Паласт: "Бритиш Петролеум" получил нефтепроводы в Эквадоре. "Энрон" повсюду (по-видимому, в Латинской Америке. – О.Г.) захватил водопровод. И при этом они все это разрушают".

У Украины есть много шансов испытать это на себе, тем более что правительство планирует тспользовать в качестве антикризисной меры приватизацию. Деньги от нее собираются отчислять в резервы Нацбанка.

Ничем не хуже западных компаний российские – они тоже могут попытаться расширить свое присутствие на Украине. "Газпром" давно планирует войти в капитал газовых компаний Украины. Однако любые попытки со стороны российских компаний приобрести большие активы на Украине столкнутся с противодействием властей. Так уж получилось, что вхождение в НАТО и ЕС, продажа национального достояния нероссийским (преимущественно западным) компаниям и долговые займы на Западе преподносятся как помощь и прогресс, а всякое сближение, кооперация с Россией – как "империализм" и возврат в "проклятое прошлое".

Аргентина после экономических интервенций многое потеряла, но сохранила целостность страны. Для Украины это будет гораздо сложнее. По-видимому, прежней политической системе в ближайшие несколько лет придет конец.

       
Print version Распечатать