Игрушки президента

После того, как президент России озаботился проблемой отечественных компьютерных игр, заявив, что оные «имеют огромное воспитательное значение, и мы не можем все время только уповать на иностранные разработки», приведя в качестве примера известный отечественный авиасимулятор «Ил-2 Штурмовик», его заявление вызвало заметный гастрономический интерес у заинтересованных лиц.

Уже 29 апреля на заседании правительства РФ на полном серьезе рассматривался проект о создании серии из шести игр-авиасимуляторов. Издательство 1C попросило у государства на разработку этих симуляторов 500 миллионов рублей, обещая добавить еще 200 миллионов своих средств. Планируется, что плод частно-государственного сотрудничества продастся тиражом в 10 миллионов экземпляров, увеличит долю российских игр на внутреннем рынке на 10%, поспобствует воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, а также будет использован в качестве тренажера для пилотов настоящих самолетов.

Перспективы, короче говоря, самые замечательные. Омрачает их только одна неприятная деталь – и, как обычно, это реальное положение вещей. Разберем по пунктам, почему предложение 1С больше похоже на грандиозную аферу, чем на искреннюю заботу о воспитании подрастающего поколения.

Авиасимуляторы – элитный игровой жанр, говоря в кинотерминах – это артхаус. Это сложные, требующие массы времени для освоения игры, которыми увлекаются в основном лысеющие мужчины за тридцать со страстным интересом к военной истории. Авиасимуляторы также требуют для нормальной игры наличие отдельно покупаемого джойстика – причем более-менее приличные из них стоят под 200 долларов за штучку. Готов ли начинающий российский патриот потратить 6000 рублей на оборудование для игры, а затем первый месяц учиться только правильно взлетать и садиться? (на второй - основы воздушного боя) Точнее, даже так – готовы ли к такому развлечению 10 000 000 юных россиян? Очевидно, нет. Целевая аудитория «воспитания патриотизма» начнет играть в такой проект только в том случае, если за невыполненную миссию будет получать по заднице отцовским ремнем. Настоящие же поклонники авиасимов – суровые мужчины в жилетках со множеством карманов – сами в ком угодно могут воспитать и патриотизм, и знание истории.

Отсюда вытекает второй пункт – емкость рынка для проектов подобного рода. 1С утверждает, что за все время существования серии (с 2001 года было выпущено 10 с лишним наименований) было продано 2 миллиона 330 тысяч копий игры. Это во всем мире (включая Австралию, Новую Зеландию и Республику Сомали), за 9 лет, с явным экспортным ориентиром большинства проектов (вроде дополнения, посвященного Тихоокеанской войне – «Любите, товарищи дети, американский авианосный флот!»). Каким образом, выпустив 6 наименований сурового русско-патриотического симулятора, его можно будет впарить всему остальному миру (российский рынок сможет поглотить 100-200 тысяч копий игры), одному только директору 1С известно. Не говоря уже о том, что одна из задач проекта – «противодействие фальсификации истории» и продвижение российских историко-политических доктрин. С какого черта американцы, европейцы и японцы будут покупать русский идеологический продукт, непонятно. Разве что 1С модифицирует экспортную версию игры, переписав все тексты и перекрасив все картинки в либерально-западном духе. Но это уже будет совсем дикое фарисейство, причем за государственный счет.

Отсутствие контроля расходования средств

Основатель Nival Сергей Орловский на том же заседании сообщил, что только на разработку ядра игры понадобится 5-10 миллионов долларов. Не очень понятно, что имеет в виду под «разработкой ядра» уважаемый господин Орловский – Олег Меддокс (создатель «Ил-2») уже 10 лет занимается производством симуляторов. Движок (видимо, то самое ядро), технология, команда – все собрано, слажено и отлично работает, причем за жалкие проценты от этих гипотетических миллионов долларов. Почему вдруг понадобилось отказываться от успешной отечественной разработки, начиная все с нуля и за фантастические суммы (это бюджет AAA+ проекта, разрабатываемого на Западе, где программисты и художники получают совсем другие зарплаты), лично автору этих строк непонятно. Вероятно, господин Орловский вдохновился нашей олимпийской стройкой – с самой дорогой железной дорогой в мире. «К самой дорогой ж/д дороге – самый дорогой авиасимулятор!» – в этом лозунге есть некоторая приятная симметрия.

Еще один забавный момент – отсутствие в России механизма аудита разработки компьютерных игр. За достаточные скромные деньги и сроки можно переделать текстуры и модели, «прилепить» новые миссии, добавить музыку погероичнее и обозвать подкрашенное вторсырье тем самым мегапроектом на 10 миллионов. Неспособность чиновников оценивать качество созданной на госзаказ виртуальной реальности (есть в аппарате правительства хоть один человек, который отличит графику игры 2001 года от графики игры 2010?), органично дополняется полной беспомощностью российской игровой прессы. Главный редакторы российских игровых журналов почти поголовно состоят в сговоре с отделами рекламы крупных игровых издательств (мы вам рекламу в журнал – вы нам хвалебные рецензии на наши игры). При любом качестве государственный игровой проект получит восторженную профильную прессу (в непрофильной же отсутствует необходимый критический аппарат). Этот поток восторга представят на очередном заседании правительства как неопровержимое доказательство качества проделанной работы.

Устойчивость жанра к пропаганде

Игра в авиасимулятор, если упростить, сводится к схеме «Взлетел – Добрался до цели – Отбомбился – Вернулся на базу». Когда и где при таких раскладах воспитывать патриотизм и мешать фальсифицировать историю, неясно. Честную раскладку по состоянию фронтов и экипажей в «Ил-2» дают и так – жанр обязывает, приплести же сверх этого любовь к родине и опровержение клеветнических измышлений врагов довольно сложно. Экшен от первого или третьего лица, ролевая игра, даже стратегия – тут есть простор, есть «слоты» для правильного или неправильного идеологического наполнения. Посадите игрока в шкуру советского солдата, дайте ему отыграть роль разведчика в Берлине 21 июня 1941-го года, позвольте ему спланировать Десять сталинских ударов – это да, это может поменять его мировоззрение, отношение к стране и истории. Симуляторы же занимаются симуляцией работы техники, в мерном движении поршней двигателя внутреннего сгорания. Здесь нет места полемике о роли высадки в Нормандии, а тот, кто попытается добавить в рев пропеллеров и стрекот ШКАСов бронебойные разоблачения Суворова-Резуна, будет выглядеть форменным кретином, который, к тому же, сломает механику игры.

И последний вопрос – «Что не так с «Ил-2»»? Это хорошо зарекомендовавший себя, исключительно отечественный проект, с достойными продажами и похвальной исторической аккуратностью. На кой черт вместо него городить десятимиллионное чудовище с заранее нереалистичными планами продаж и обещаниями «прославить русское оружие от Виннипега до Момбасы»? В этом нет никакого смысла, если вы делаете это на свои деньги. И есть большой смысл, если разрабатываете проект века на деньги государственные.

Резюмируя, я бы хотел сказать, что целиком и полностью поддерживаю идею государственного внимания к российской игровой индустрии. Более того, зарубежный опыт (в первую очередь «America's Army», созданная по заказу Армии США и завоевавшая огромную популярность среди игроков всех возрастов и национальностей) показывает, что такое внимание необходимо. У американцев, европейцев, японцев полно бестселлеров, продвигающих их мировоззрение и миропонимание на международном рынке. У нас таких проектов нет. Но выдвигать в качестве Главной Национальной Игры «Ил-2 за 10 миллионов» - это все равно, что презентовать в качестве главного российского легкового автомобиля БТР-80 с чуть сглаженными обводами и наклейкой «БТР-120». Дико и глупо.

Масштабные государственные дотации можно и нужно вливать в игры, но только после того, как будет создана система аудита и независимый критический аппарат (вот это довольно просто – достаточно прислать прокуроров в пару игровых изданий). После того, как руководящие должности в игрокомпаниях займут наемные иностранные менеджеры и продюсеры, отвечающие карьерой за бред про «10 000 000 копий». После того, как издатели прекратят обманывать и издеваться над игроками (в первую очередь выпуском проектов по системе Trash'n'Cash), завоевав их доверие. Сейчас же выделять госсредства на постройку туннеля от Бомбея до Лондона несколько преждевременно - вместо модернизации выйдет очередная распилизация, с обманизацией и отказацией.

       
Print version Распечатать