Федеральные округа

Заклинания государственников давно начали сбываться. Государство стало себя укреплять, себя - а не страну; впрочем, различают ли страну и государство? Все началось с федеральных округов. Ввели и вначале бешено пропагандировали семь федеральных округов. Семь раз отрезали...

То, каковы эти округа, что с ними и в них происходит, - прекрасная иллюстрация к сказанному о государственном образе пространства1. Не буду здесь ничего говорить о конституционно-правовых вопросах, федерации и федерализме и пр. - но о вещах более простых. Тем более что многих отношениях введение округов - прототип укрупнения регионов (хотя по смыслу, особенно административному, это альтернативы).

Начнем с того, что создание федеральных округов - крупнейшее и важнейшее после роспуска СССР действие в пространстве, крупная реформа, целенаправленная акция государства; в отличие от роспуска СССР, это не следование за происходящими событиями, а воздействие на них, инициатива. Следующий шаг - во многом альтернатива введению округов, именно потому что они себя явно не оправдали (хотя об этом всерьез трудно судить, коль скоро не заявлялась их явная реальная цель), - это укрупнение регионов, но логика тут действует одна. Однако это "реформа" (укрупнение регионов тем более) не столько государства, сколько реального пространства обыденной жизни. Это крупное публичное действие, лишенное обоснования и истолкования. Обоснование числа округов, их состава, границ и столиц, связь сети округов с их полномочиями, причины огромных различий самих округов по главным параметрам - все это было только предметом сплетен и мнений. Власть приняла решения, которые могут (могли, значение округов падает) оказаться стратегически важными и иметь очень долгосрочные последствия (а если и не долгосрочные, то дорогие - непременно); в нашей стране такие временные решения могут держаться десятилетиями.

Компромиссы и вообще скороспелые решения в ходе гражданской войны и внутрипартийной борьбы большевиков в двадцатые годы предопределили границы постсоветских государств, более того - конструирование титульных этнических общностей и формирование самих этих государств. Мы все еще живем в пространстве, созданном лихорадочной активностью большевиков по временному обустройству захваченной территории (современная этническая и политическая карта "постсоветского пространства" могла бы быть совсем иной - верно, она и будет еще иной).

Нынешняя власть не удостоила общественность разъяснениями. Средства массовой информации проявили не меньшую безответственность и некомпетентность: почти все внимание привлекли персоны наместников, а не смысл акции.

Насколько можно понять невнятные указы касательно федеральных округов, введение такого экстраординарного института преследует цели интеграции правового, экономического и культурного пространства страны, восстановления единого правового пространства, реализации прав граждан на равенство перед законом, усиления эффективности и целостности государственного управления, сокращения коррупции; не говорилось прямо, но подразумевалось, что это также антисепаратистская мера. Какие бы реальные цели создание сети федеральных округов ни преследовало, само действие осуществлено так, что последствия будут заведомо иными.

Восстановлению единого экономического пространства ломка сложившихся связей и появление новых государственных рычагов воздействия на экономическую жизнь не пошли на пользу; экономика опять потратила время и другие ресурсы на подстройку к новой административной структуре. Всякая новая государственная структура - усиление регулирования, увеличение регламентации, осложнение деятельности, источник коррупции. Потоки государственных решений и финансовых ресурсов отчасти - меньше, чем казалось вначале - сменили траекторию, стали длиннее и извилистее. Насколько известно, государственные предприятия начинают активно перестраиваться под новую структуру; логика административного пространства приведет к обрастанию округов плотью собственности. Округа выделены, созданы, сконструированы, официально санкционированы, начинают внедряться как элементы некоторой реальности, формируют онтологическую картину; округа опрокидывают и в прошлое, что особенно курьезно при чтении пассажей вроде "В VII веке на территории Приволжского округа преобладали...". Всяк полпред единство, величие и особость своего округа хвалит. Дело уже дошло до анекдотического. Государственные предприятия в сфере геодезии и картографии начали картировать страну именно по округам; история и география кое-где изучается по федеральным округам; авторы переписывают учебники, структура курсов пересматривается. Такая реакция была совершенно предсказуемой и очевидной. Сколько раз пришлось слышать прогноз погоды по федеральным округам; в округах создали свои как минимум телепрограммы или телестанции, и глубинка получает новости по округам. Путешествуя по Среднему Уралу, я получал новости не из Перми, Башкирии или Оренбурга (это информационно для Уральского округа почти заграница), а преимущественно из Тюмени и Ямала.

Своеволие, самодурство, произвол (властей) регионов России известны; но наличие именно таких регионов и их обилие и не позволяли стране распасться на субъекты федерации. Это не парадокс. Распад имеет свою логику, это закономерный, структурно детерминированный процесс. Страна может распасться на три... пять... десять... в исключительных случаях на 15 частей; заведомо исключен распад на 89 частей.

Распад на 7 частей возможен, особенно если 3 части выкроены так, что просто повторяют реальные комплексные макрорегионы: Дальний Восток, Сибирь, Северо-Запад. Эти территории не только связаны, имеют общность проблем и задач, - они ощущают себя целостными. Сепаратизм не мог восторжествовать и реализоваться в нынешней стране в целом именно потому, что для него не было реальных пространственных субъектов. Сибирское областничество, вообще самосознание Сибири ныне вполне отчетливо, но слабо проявлялось из-за отсутствия единой рамки; то же самое относится к Дальнему Востоку (грезы о Дальневосточной республике и не только). Тем более это относится к Северо-Западу, территориально - бывшим новгородским землям, сфере влияния Санкт-Петербурга, где старое новгородское противостояние единой московской державе усилено относительно новым - петербургским; Санкт-Петербург - уже постимперская Россия.2

Если же, как считается, в основу новых федеральных округов положены военные округа, то это резко увеличивает потенциал сепаратизма; ведь он зависит от комплексности территорий. Откалываются не случайные, а целостные части, и откалываются тем легче, чем больше в них потенциальных государственных структур и чем теснее они связаны. Более всего их было в союзных республиках минувшего Советского Союза; никем не прогнозировавшийся в таких формах распад СССР использовал готовые единицы, которые выпестовала, сформировала, укрепила сама центральная власть. Федеральные округа, аналоги крупных союзных республик СССР, - почти идеальные единицы для сепаратизма, который может и не иметь этнической доминанты. Субъекты федерации (кроме нескольких очевидных случаев) не могли ни существовать сколько-нибудь длительное время в статусе непризнанных государств (предгосударств), ни рассчитывать на формирование в их пределах жизнеспособных государств, - большинство федеральных округов может.

Если округа созданы для решения некоторых задач, то стоит учитывать, что им никак не решить никакой единой задачи. Слишком разные территориальные формы, слишком велики различия хотя бы по соответствию реальным территориальным единствам и мере интеграции территории. Если перед округами будут ставиться единые задачи, то они будут решаться заведомо по-разному и с разным успехом; если разные - то различия округов будут усиливаться.

Замечу, что выделить территории (даже семь) так, чтобы они были ячейками "государственного надзора" за регионами и не превратились при этом сами в монстры похлеще регионов-самодуров, можно, - только совершенно иначе. Пространство имеет свою логику и постоянно ее демонстрирует. Желающий видеть... Чудовищное географически разрезание страны на округа показывает, каким именно будет объединение регионов, когда оно пойдет всерьез. Но урок что-то не усваивается.

Худо-бедно, но в последние годы стали восстанавливаться рухнувшие было в начале последнего десятилетия межрегиональные связи - отчасти вследствие работы ассоциаций регионов. Некоторые округа вырезаны так, чтоб стать субъектами сепаратизма (путь сатрапий), а другие - чтоб поломать реальные территориальные связи. Если и есть в стране вполне реальный макрорегион, неспособный к сепаратизму в силу внутреннего положения и интеграция которого автоматически усиливала интеграцию страны, - то это Урал; вот его-то и разрезали между двумя федеральными округами. Стране чрезвычайно недоставало культурно самоопределяющихся больших территорий с единством судьбы; эта пропасть медленно заполнялась. Острая и резкая реакция на новые федеральные округа - я наблюдал ее в нескольких городах Урала - отнюдь не сводится к фронде хозяев регионов: это реакция на ломку рамок жизни. Перспектива, на мой взгляд, неутешительна. Там, где федеральные округа более-менее совпали с такими провинциями, краями в неадминистративном смысле, - они их политизируют (и это уже происходит) и оттеснят культурные функции на периферию; там, где их разрезали, - затруднят реальную коммуникацию. Дезинтеграция пространства будет следствием и в том, и в другом случае.

Но сломать одни реальные рамки - не значит усилить другие.

* * *

Властвующий Центр и "центрики" регионов были далеки от территории, от страны, от жизни; поляризация нарастала. Стали - еще дальше. Централизация страны в целом и регионов была и до этой реформы чрезмерна и отяготительна - стала еще более; Центр не сбросил полномочия вниз, а стянул вверх; округа - это промежуточная ступенька для возвращения власти в Центр. Фактическая административная агрессия против местного самоуправления - только часть картины.

В пространстве уже был избыток государства и именно потому дефицит упорядоченности, - государства стало больше. Пространство было перегружено статусами, изнывало под бременем сильных универсальных статусных блоков, т.е. регионов, - введены еще более комплексные макрорегионы с монопольным статусом. Главной причиной слабой трансформации многих крупных городов была обуза их регионов, т.е. статус распределяющего центра, - теперь семи крупнейшим городам нанесен дополнительный удар.

И так далее...

И особенно далее - когда объединение регионов, второй шаг ломки регионально-территориальной структуры страны (прописанной, кстати, в Конституции), наберет силу. Все сказанное об округах покажется просто цветочками, конфеткой.

1 Каганский В.Л. Государственный образ пространства // "Русский журнал", 20.06.05

2 "Петербургский клан" во власти РФ - прежде всего группа беженцев из Санкт-Петербурга, носителей чуждой уже Петербургу имперской ментальности; команда первого вице-премьера О.Сосковца тоже была беженцами с имперской ментальностью - из Казахстана.

       
Print version Распечатать