Чему научила "Школа"

В самом конце мая на Первом канале показали последнюю, 69 серию телесериала «Школа». Как показала прошедшая сразу после этого знаменательного события передача «Судите сами» с Максимом Шевченко, обсуждение «Школы», начавшееся еще в январе 2010 года, пока не закончилось. Депутаты, кинокритики, журналисты и прочие известные люди готовы до хрипоты спорить о том, что же, собственно, пыталась сказать Валерия Гай Германика обществу. Точно также до хрипоты они готовы спорить о том, вреден или полезен сериал. Да что там телепередачи и заседания в политических клубах, сериал критикуют в блогосфере, в специализированных группах в социальных сетях десятки тысяч участников; под каждой серией сотни комментариев…

В начале 1990-х на нашем телевидении крутили сериалы про красивую жизнь латиноамериканских пролетариев и буржуа, их любовниц, жен, детей (брачных и внебрачных), про бесконечные беременности (настоящие и фальсифицированные), измены, перемены, свадьбы, разводы, расставания и далее бесконечный список прочих меж-и внутриличностных перипетий, которые могли заинтересовать разве что пенсионерок и скучающих домохозяек.

Однако уже в конце прошлого десятилетия на экраны стали выходить и отечественные сериалы. В частности большим успехом пользовался остросюжетный детектив «Улицы разбитых фонарей» (также известный как «Менты»). В «Ментах» нам показывали уже не заокеанских донов с их многочисленным выводком, а простых русских мужиков – Ларина, Волкова, Дукалиса, «Казанову». Причем отечественная милиция (тогда еще не так дискредитированная, как сегодня) была изображена относительно реалистично: у героев были свои слабости и недостатки. В итоге зритель впервые стал смотреть «наше».

Снятые же по адаптированным сценариям «Мои прекрасные няни», «Счастливы вместе» вряд ли можно отнести к достижениям отечественного кинопроизводства, ведь всем и без того очевидно, что зачастую они гораздо хуже оригинала. Однако хорошими оказались снятыми на высоком уровне экранизации русской классики вроде «Мастера и Маргариты», «Идиота», «Доктора Живаго», выдающегося «Завещания Ленина». Высокие бюджеты, звезды отечественного кинематографа, профессиональная режиссерская и операторская работа, корректное отношение к литературному первоисточнику, – все это обеспечило успех данным телепродуктам. Время шло, русские сериалы (качественные и не очень) множились, и зрители – на этот раз не только пенсионеры и домохозяйки – мало-помалу стали уставать от однообразных приключений телевизионных героев, будь то русские дворяне XIX столетия или скромная продавщица из Бутика в Бирюлёво. Чтобы как-то зажечь публику, заинтересовать ее чем-то новым, нужно было придумать что «с огоньком». И это «с огоньком» нашлось. Его нашел Первый канал.

«Школа» стала первым достойным отечественным драматическим телесериалом о жизни современных россиян. Конечно, у сериала были и недостатки, как например фактические неточности. Речь идет о неправильном расторжении брака, искажении ряда фактов из школьной программы. Кроме того, ряд серий просто-напросто не имеет никакой смысловой нагрузки, потому что в них почти ничего не происходит. В финальных сериях не до конца разъяснены мотивы драматических событий первых. Но в целом сериал «доставляет». В сериале прежде всего отображается жизнь подростков, хотя также представлены реалистично и учителя с родителями – со всеми их переживаниями и проблемами, которые, кстати, беспокоят учителей и родителей в реальной жизни.

Если бы нужно было сравнить сериал «Школа» с чем-нибудь западным, я бы сразу вспомнил скандальный «Клиент всегда мертв». Оба сериала эпатажны, оба художественно безукоризненны, оба драматически чрезвычайно глубоки. В обоих сериалах показана жизнь нескольких героев без Бога и подлинных ценностей. Эти герои отчаянно пытаются найти взаимопонимание с другими, выстроить с ними благополучные взаимоотношения и достичь счастья. И там, и там отображена смерть без мелодраматических прикрас. В целом же, на Западе ничего подобного пока нет.

До сих пор критики спорят и никак не могут договориться, что такое «Школа» и о чем собственно, она рассказывает? Скажем сначала, чем «Школа» не является. Это – не гуманистический сериал, ведь герои с развитием сюжета не тали духовно богаче. Основной смысл сериала не может быть выражен в словах Мурзенко, которая в одной из последних серий говорит о том, чтобы не повторить трагедию Ани Носовой, надо налаживать взаимоотношения, родителям стать друзьями детей.

Однако на самом деле после просмотра всех серий складывается впечатление, что жизненная дорога героев – это не долгий и трудный путь навстречу друг другу, а скорее просто-напросто последующее движение. Ряд основных персонажей движется к обрыву: одна упала, наглотавшись таблеток, другого с проломленной головой едва спасли от гибели. Понятно, что после ухода Носовой началось бурление эмоций среди родителей, ведь никому не хочется, чтобы судьба их детей завершалась также трагично. Общий посыл «Школы» может быть выражен скорее следующей сентенцией, которая также была в ней озвучена: в жизни действуют законы, подобные дарвиновскому отбору. Те, кто слаб, кто вступил в неравную борьбу с обстоятельствами, кто близко к сердцу принимает удары судьбы, уйдут; останутся же те, кто более рассудителен и расчетлив. Обыкновенный социал-дарвинизм.

«Школа», подобно зеркалу, вовсе не обнажила ряд пороков современного общества. Чтобы решать проблему, нужно знать, в чем она состоит. Тезис во многом правильный, но здесь встает вопрос о соотношении «розовых иллюзий» и «правды жизни». Если собрать и выдать на экран весь негатив, что есть в школе, то в этом ее представлении будет лишь полуправда, искаженная реальность. Когда, положим, по телевизору крутят «Кубанских казаков» и новости о происках мирового империализма, победах соцтруда, то одновременно с этим знать правду о ГУЛаге и прочих преступлениях режима жизненно необходимо. Также сложно назвать идеологически беспристрастными современные новостные и аналитические программы, но очевидно, что в эпоху Интернета они не имеют такой общественной значимости, какую имели прежде… Так что «Школа» не ставила себе целью заклеймить порочное общество, точно также не ставила себе такую цель и Германика.

Если же обратиться к отечественному авторскому кинематографу, ярким пресдтавилем которого и является режиссер сериала, то там мы увидим практически сплошной негатив, от «Дикого, дикого пляжа» Александра Расторгуева до «Сумасшедшей помощи» Бориса Хлебникова и «Я» Игоря Волошина. Однако данные фильмы рассчитаны на подготовленного зрителя. «Школа» же вышла Первом канале и потому вызвала столь сильный эффект… Так что мало диагностировать проблему, надо еще предложить решение, тот путь, который избавит от сложившейся плачевной ситуации. Однако вместо этого выискиваются и все новые и новые заболевания общественного организма.

Так о чем «Школа»? Ответить с определенностью нельзя. Можно сказать лишь, что она стала знаковым событием в жизни российского социума. И однозначно о влиянии сериала на нашу повседневную жизнь судить еще рано.

       
Print version Распечатать