Архипелаг номер 16

Событие просто хорошего уровня, необходимое для выращивания и созревания чудес

История "Архипелага", Международного фестиваля короткометражного кино и новых образов, проходившего в июне в Риме, началась шестнадцать лет назад.

Во вступительной статье к каталогу организаторы нового фестиваля рассказывают о своей мечте жить в стране, где поддержка короткометражных фильмов выглядит необходимым вкладом в будущее кино. "О стране, где занятие этим жанром не является роскошью или чисто идеалистическим проектом, где режиссер и продюсер не должны постоянно сталкиваться с бюрократией и с теми же законами и обязанностями, принятыми в гораздо более дорогостоящей продукции длинных фильмов. О стране, члены правительства которой, путь и несхожие в политических идеях, соревнуются в щедрости поддержки этой индустрии, где профессионалам не отказывают в необходимых ресурсах по равнодушию или из чисто практических соображений... Мы мечтали о подобной стране, которая существует в реальности, но, увы, это не наша страна", - утверждают организаторы в своем ироническом и горьком послании, называя эту счастливую страну: Франция.

Но все-таки и в менее удачливой Италии, несмотря на явный экономический, политический и культурный кризис, происходят яркие события, а иногда и события просто хорошего уровня, необходимые для выращивания и созревания чудес.

Итак, невзирая на все трудности, очередной "Архипелаг" состоялся, и теперь на кинокарте появился ряд новых островов. Всего в фестивале участвовало 187 фильмов.

Премию "Архипелага" за лучший национальный короткометражный фильм получил "Clandestinas" итальянки Сильвии Чионья, рассказывающей о молодой женщине из Боливии, приехавшей в Германию и зарабатывающей мытьем квартир состоятельных немцев. Однажды она замечает, что хозяин одного из домов, где она работает, пристально следит за каждым ее движением. Анна бросает работу, но из-за нехватки денег все-таки вынуждена вернуться к странному человеку. Через какое-то время двоюродная сестра девушки пытается с ней связаться, но не находит ее следов. Более интенсивные поиски тоже не увенчиваются успехом. Фильм развивает тему тяжелого положения иммигрантов, незащищенности женщин перед лицом маскулинной власти. Образ без вести пропавшей Анны - это метафора униженных и оскорбленных в квадрате: рабство, связанное с иммиграцией, накладывается на рабство женской доли.

Интернациональная премия в разделе "The short planet" досталась французскому режиссеру фильма "Tony Zoreil" Валентину Потье. Его работа - о логике различий, о юноше-музыканте с огромными ушами, родившимся в семье таких же ушастых родителей, которые не чувствуют недостатком то, что другим может показаться уродством.

Лучшим документальным фильмом в разделе "Extra large" признан фильм " Non Tacere" ("Не молчать") Фабио Гримальди. Фильм о борьбе бедных итальянских иммигрантов из Абруццо, Апулеи и Кампании, из-за южного кризиса переехавших в 60-е и 70-е годы на постоянное место жительство в Рим и поселившихся в руинах древнеримского Акведука Феличе. Подведя в импровизированные дома свет и построив в арках и вокруг кирпичных стен III века тянущийся на полкилометра барачный город, "баракополи", люди, приехавшие в столицу, как правило, ради детей, пытались изменить свою и их жизнь к лучшему. Поблизости стояли многоэтажки для более удачливых Новые дома, которые вырастали в ходе строительного бума, часто строились рабочими, жившими в Акведуке Феличе.

"Феличе" значит "счастливый". Название восходит к XVI веку, его придумал Папа Сикст V, восстановивший древний водопровод. В этом "счастье несущем" месте зимой было очень холодно, а летом в маленьких темных комнатах - слишком жарко. Готовили и мылись, согревая воду на газовых плитках, стирали в фонтанах.

Дети "барачных" ходили, как и все, в школу, но, возвращаясь домой, часто скрывали, куда они идут, боясь насмешек и издевательств. Отношение в обществе к ним было в основном презрительное, а массмедиа обходили их жизнь молчанием.

Середина шестидесятых годов в Италии было временем глобального социального бунта, который захватил не только студенческие массы, рабочих, профсоюзы, политиков, но и церковь. Именно в эти годы рождается движение священников-рабочих, уходящих из сытых приходов и размеренной жизни на заводы, переезжающих в рабочие кварталы и отдающих свою жизнь тем, кому действительно была необходима помощь. Бунт молодых церковников обращается против иерархов, против ханжества и лжи, непоследовательности церковной власти, погрязшей в роскоши и держащейся за право управлять, против несоответствия жизни и веры. Они решают оправдать credo делом и поведением, направленными на служение, обращаясь к библейским истокам и к Христу, в том числе как человеку, защищавшему бедноту и убогих и даровавшему им новое самосознание.

Одним из таких подвижников был отец Роберто Сарделли, поселившийся в Акведуке Феличе наравне с многочисленными иммигрантами и открывший вечернюю школу для их детей. Сделав домашние задания, дети и Сарделли вместе читали и обсуждали книги, писали сочинения на заданные священником темы. Однажды среди сочинений, которые должны были бы описывать собственный дом, отец прочел рассказ девочки о ее жизни на одной из главных улиц города, полной праздничных витрин. "Ты действительно там живешь?" - спросил ребенка священник. "Я покраснел вместе с ней", - рассказывает дон Роберто, который решил, что должен научить детей понимать реальность, не чувствовать себя одинокими жертвами необъяснимого случая, не стыдиться самих себя и своей судьбы, но видеть ее в контексте общей несправедливости, унижений и эксплуатации слабых, научить детей бороться за свои права. В течение года дети собирали свои мысли, вопросы, соображения по поводу собственной жизни, чтобы объединить их в послание, адресованное мэру города, рассказывающее о темных и душных комнатах, об отсутствии санитарных условий и о своем справедливом желании жить так, как живут другие итальянские дети, чего они тоже достойны. "Это неправда, что мы ни за что не платим и не работаем, наши родители работают с утра до вечера, у нас нет центрального газоснабжения, и мы вынуждены покупать газовые баллончики. Мы платим за свет, как и все остальные, а воду набираем из фонтанов. Как и остальные граждане, наши родители платят налоги (в том числе налог на строительство нового жилья, который автоматически снимается со всех государственных служащих), и, значит, то, что мы просим, уже является нашим". Результатом этого письма, которое все-таки дошло до мэра, было переселение жителей бараков в новые квартиры в пригороде Рима.

Через тридцать пять лет дон Роберто Сарделли встретился с бывшими маленькими обитателями Акведука Феличе. Они вместе решают создать группу помощи - юридической, экономической и социальной - новым барачным жителям, новым униженным и оскорбленным, ютящимся в фанерных домах римской периферии. Камера оператора выхватывает сцены быта: вокруг речки Аньене лепятся сотни избушек, висит белье, горят костры, у которых греются и готовят. Новые иммигранты из Сербии, Украины, Молдавии, Алжира работают на стройках, убирают дома. Хотя их труд - серьезный вклад в итальянскую экономику, они часто беззащитны перед законом. Их дети, некоторые из которых родились в Италии и говорят на итальянском языке как на родном, достигнув совершеннолетия, не получают не только гражданства, но иногда и вида на жительство, даже в том случае, если у их родителей есть разрешение на работу.

Фильм заканчивается страстной инвективой дона Роберто Сарделли против церковной верхушки и словами, адресованными Папе: "Христос был предводителем нищих, хромых, отбросов общества. Можно ли быть христианином, представителем Христа и устраивать шествия в дорогих одеждах перед восхищенным народом, жить в роскошных старинных дворцах и знать, что большая часть мира живет в бедности и страданиях? Ты веришь в Бога, ты глава церкви, ты хочешь, чтобы дела и слова церкви имели последствия? Так поезжай в Африку, поселись в шалаше, сделай что-нибудь для этих людей, умирающих на наших глазах, - вот тогда, может быть, увидев, что главный иерарх разделяет свою жизнь с ними, и весь мир очнется и что-то изменится к лучшему".

       
Print version Распечатать