В.Путин и "клуб жирных котов"

Противоречия между Ираном и Саудовской Аравией

По мнению экспертов Института Ближнего Востока, после вторжения США в Ирак политический ландшафт в регионе изменился коренным образом. Приход к власти в Багдаде представителей шиитской общины и курдского меньшинства на фоне раздела Ирака по религиозному признаку обозначил новый конфликт на Ближнем Востоке, куда вовлечены региональные соседи Ирака - Сирия, Иордания, Турция, Иран, Саудовская Аравия.

Подобное противостояние в наиболее острой форме проявляется в отношениях двух давних региональных соперников - Саудовской Аравии и Ирана. Иран и без ядерного оружия может стать доминирующей державой. Активная политика Ирана на Ближнем Востоке вызывает обеспокоенность арабских стран с большинством суннитского населения. Это, прежде всего, касается Саудовской Аравии, которая рассматривает себя в качестве одного из главных игроков в регионе и считает ближневосточную политику Ирана угрозой своему влиянию и стабильности на Ближнем Востоке.

Взаимоотношения Ирана и Саудовской Аравии во многом определяются развитием внутриполитических событий в двух странах и их политическим устройством. Возникшая в ИРИ после революции 1979 года политическая система обозначила поворотный момент в отношениях двух стран. Политическая организация Исламской республики полностью противоречит саудовской модели власти. В ИРИ многие высшие государственные посты занимаются на основе деловых и личных качеств претендентов, избираемых на всеобщих выборах. В Саудовской Аравии деловые качества при выдвижении на руководящие должности во внимание не принимаются. Там по-прежнему делается упор на родоплеменную, клановую, земляческую общность и личную преданность и лояльность.

Стремление лидера иранской революции аятоллы Хомейни распространить иранскую модель на арабские государства Ближнего Востока надолго сформировало в правящей саудовской элите враждебный образ Ирана. Особую опасность Саудовская Аравия видит в возможности Ирана оказать влияние на шиитские движения в других арабских странах.

Саудовская Аравия настороженно относится к ядерной программе Ирана. Большинство арабских монархий Персидского залива поддерживают планы замораживания иранской ядерной программы, будь то в рамках международных усилий или односторонних действий США. В то же время правящая элита королевства понимает, что американские силовые акции против ИРИ вряд ли будут отвечать интересам арабских государств с точки зрения сохранения безопасности в зоне Персидского залива. Большинство ближневосточных государств не поддерживают идею нанесения ударов по иранским объектам.

Складывающаяся сегодня в регионе политическая обстановка представляет опасность для всех стран Ближнего Востока. Угроза военных действий, исходящая от США, внутренняя нестабильность в ряде арабских стран могут в ближайшее время ввергнуть регион в гонку вооружений. Это негативно скажется на всех без исключения ближневосточных государствах. Для того чтобы добиться взаимного доверия и развития дружеских политических и экономических отношений, Ирану и Саудовской Аравии нужно пойти на определенные изменения в своей внешней и внутренней политике. Поэтому особенно важно, чтобы Иран, Саудовская Аравия и другие страны региона объединили свои усилия посредством компромиссов и постарались разрешить спорные проблемы, совместно отстаивали региональные интересы.

Саудовская Аравия, используя свое влияние, могла бы помочь Ирану установить более тесные контакты с межарабскими и субрегиональными организациями типа Лиги арабских государств и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), чего уже длительное время добивается ИРИ. Иран и Саудовская Аравия могли бы поддержать идею о превращении региона в зону, свободную от ядерного оружия, за которую высказались участники саммита ССАГПЗ весной 2006 года. Иран заинтересован в развитии экономических и торговых связей с Саудовской Аравией и другими арабскими странами региона. Приток дополнительных капиталов в иранскую экономику способствовал бы ее развитию и ослабил нефтяную зависимость. Используя свои отношения с США, Саудовская Аравия могла бы стать посредником в урегулировании американо-иранского конфликта.

Новая стратегия США на Ближнем Востоке

США всячески мешают установлению подобного сотрудничества, ловко используя внутриарабские противоречия. Недавно была предпринята попытка создать новый альянс, который был оформлен во время визита К.Райс на Ближний Восток. Встретившись с королем Иордании Абдаллой II, К.Райс сразу коснулась иранской ядерной программы и отношения к ней Иордании. Амман поддержал американскую инициативу по созданию нового ближневосточного альянса. Чтобы как-то подключить М.Аббаса к этому процессу, К.Райс предложила Абдалле II посодействовать в решении затянувшегося палестино-израильского конфликта. После чего он дал согласие принять участие в трехстороннем саммите Иордания, Израиль и Палестинская администрация. Целью саммита должно стать признание палестинским правительством Израиля, так как в противном случае оно само не будет признано ни Израилем, ни США. Такого же согласия Райс добилась от премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта, с которым встретилась после возвращения из Аммана в Иерусалим.

После этого Райс посетила Египет и Саудовскую Аравию. Здесь в ходе встреч с Хосни Мубараком и королем Абдаллой бен Абдель Азизом она сделала упор на наметившийся небольшой прорыв в урегулировании палестино-израильских противоречий. Каир и Эр-Рияд заинтересованы в создании независимого Палестинского государства. Поэтому Райс преподносила будущий ближневосточный саммит, о котором она договорилась в Иордании и Израиле, как возможный прорыв в возрождении реализации плана "Дорожная карта".

Шестнадцатого января К.Райс отправилась в Кувейт, где встретилась с министрами иностранных дел арабских государств Персидского залива (Саудовской Аравии, Кувейта, Омана, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Катара), Иордании и Египта. Встреча группы "6+2" с К.Райс была посвящена проблеме Ирака и усилению роли Ирана в регионе. Опасения этих арабских стран в связи со сложившейся ситуацией, когда амбиции Ирана только растут, и в первую очередь в ядерной сфере, были использованы для создания в будущем возможного альянса между США и странами группы "6+2". К этому альянсу может присоединиться и Палестинская администрация, поскольку М.Аббас явно не желает усиления Ирана в регионе, ведь любое усиление Тегерана означает и усиление ХАМАСа, что, в свою очередь, означает ослабление ФАТХа. Нельзя исключать, что к этому альянсу может присоединиться и Израиль, если не формально, то фактически. Позиции по Ирану у Израиля и арабских стран схожи, так как их пугает усиление Тегерана, и обе стороны готовы поддержать США. Так, К.Райс сумела сплотить против Ирана вокруг США некоторые арабские страны.

Задачи России

Попытка создания Америкой нового альянса с целью окончательного раскола арабского мира и подчинения его американским интересам - главная угроза миру и интересам РФ. Дипломатической задачей РФ является сближение противоречивых позиций арабских стран перед лицом американской экспансии, так как только арабские страны в настоящее время единственная сила, которая может активно противопоставить США свои интересы. Добиться единства всех арабских государств можно, взяв на вооружение механизмы сотрудничества между ФАТХ и ХАМАС, так как общих интересов у них больше, чем противоречий. Неслучайно современная история дала арабам такой опыт.

Восьмого февраля, ответив на инициативу саудовского монарха, противоборствующие палестинские политические силы заключили в Мекке соглашение о формировании правительства национального единства. Король Абдалла бен Абдель Азиза подчеркнул: "Наши братья, руководители палестинского народа, ответили на призыв их брата Абдаллы бен Абдель Азиза, на призыв всего саудовского народа, проявив благоразумие и приняв приглашение к диалогу. Они поднялись выше языка оружия, насилия, убийства и резни. Таким образом, королевство выполнило свой арабский, исламский и человеческий долг. Остается лишь одно: наши братья, палестинские руководители, должны сыграть свою историческую роль, проведя открытый и откровенный, без чьего-либо вмешательства разговор, который, даст Господь, приведет к желанному для всех нас итогу".

Далее король Абдалла бен Абдель Азиза заявил: "Братья! Помните, что все мы - люди одной судьбы, связанной с заботами арабской и исламской нации. Никто из нас не может быть безразличен к тому, что ткань палестинского национального единства кровоточит и разрывается из-за братоубийственной бойни. Я надеюсь, что наши братья, палестинские руководители, выполнят ваш завет: "Сколько бы ни прошло времени, но они должны вести диалог. Они не должны покинуть святое место, не достигнув обязательного для всех них соглашения. Они должны поклясться Господом на Его Благородной Книге, в сени Его Дома, что остановят эту братоубийственную бойню, что остановят кровавый водопад, служащий интересам врагов нации".

Мекканское соглашение между ФАТХом и ХАМАСом открывается одним из коранических айятов: "Хвала Перенесшему Его раба ночью от Мечети запретной к Мечети удаленной". Важнейший принцип саудовской палестинской политики, открывавшей королевству путь к общеарабской политике, всегда определяла "нерушимость" связи между "Мечетью запретной" - Каабой и "Мечетью удаленной" - Аль-Акса. Саудовское давление стало важнейшим фактором, определившим саму возможность проведения переговоров и достижения нынешнего согласия между обеими сторонами. В Мекке было практически создано и правительство национального единства. Этому помогли не только титанические усилия саудовской дипломатии, но и саудовские финансовые возможности. Этот пример мы приводим для того, чтобы показать: арабы умеют договариваться, используя свои глубокие, но причудливые, с нашей точки зрения, традиции.

Нейтрализация трудов К.Райс была главной целью визита В.Путина на Ближний Восток и его выступления в Мюнхене: "Сегодня мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое гипертрофированное применение силы в международных делах - военной силы - силы, ввергающей мир в пучину следующих один за одним конфликтов. В результате не хватает сил на комплексное решение ни одного из них. Становится невозможным и их политическое решение. Мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами международного права. Больше того - отдельные нормы, да, по сути, чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам".

Однако "товарищ волк" никого не видит вокруг себя, кроме "барашек", и их слезы для него не аргументация. Это можно было предвидеть по кислым лицам слушающих В.Путина "сытых котов". Но его доклад был рассчитан не на "сытых котов", а на тех, кого в Мюнхене не было, т.е. на арабскую аудиторию. Вот почему, пока не завяло впечатление от доклада, он сделал молниеносный бросок в три арабские страны. Причем для бесед с королями, помазанниками Божьими, а не с руководителями государств, пришедших к власти демократическим путем, так как в глазах традиционно арабской публики они просто выскочки. Именно этому были посвящены личные беседы В.Путина с королями Абдаллой II и Абдаллой бен Абдель Азизой. В.Путин выступал в данной дипломатической миссии как посредник, которому в одинаковой мере верят обе стороны: Иран, Саудовская Аравия и др. Скорее всего, у В.Путина даже была предварительная договоренность о компромиссах с иранской стороной.

Арабский мир на деле убедился в лояльном отношении РФ к его проблемам, невзирая на то, что это понимание было проявлено к странам, находящимся в непростых отношениях. Возможно, что именно ровное отношение ко всем без исключения арабским странам и позволило РФ завоевать их доверие.

       
Print version Распечатать