"Супервторник": партийный разрез

Американские выборы вместе с Реутом

Перед "супервторником" определились однозначные "пары" кандидатов от каждой партии, кто имеет реальные шансы на номинирование. Свою - предельно субъективную - оценку я бы представил следующими "цифирями". В стане сторонников республиканской партии: Дж.Маккейн - 59%, М.Ромни - 41%. При этом продолжает действовать "фактор М.Хакаби", который не отражен в "количестве", но наличествует в "качестве". У демократов: Х.Клинтон - 51%, Б.Обама - 49%. Повторюсь, что "цифры" являются предельно эмоциональными (если такое можно представить для процентных соотношений в "высоких" политических раскладах), относительными и фактически отражают баланс восприятия сложившейся, но одновременно предельно динамичной ситуации.

Подводя "на скору руку" итоги через несколько часов после "супервторника", можно констатировать, что мои условные "цифири" практически не изменились. Дж.Маккейн чуть упрочил свое положение внутрипартийного лидера. В стане демократов по-прежнему два фаворита. И г-жа Клинтон, и г-н Обама хорошо выступили. Возможно, Хиллари была чуть-чуть успешнее, но это не сделало ее безоговорочным лидером. Возможно, Барак смог на практике показать, в какой степени он выступает "идеальным" кандидатом, объединяющим нацию накануне необходимых перемен, а именно это составляет основное содержание его предвыборной риторики.

"Супервторник" - день, когда стадию промежуточных выборов проходит практически полстраны. Демократы проходят избирательное "горнило" в двадцати двух штатах, определяют представителей на партийный съезд общим числом в 1681 делегата. Сторонники республиканской партии высказывают свои предпочтения в двадцати одном штате (1038 делегатов). В таких условиях для партийных кандидатов на первый план выходят вопросы стратегического планирования своих избирательных кампаний. Другими словами, инфраструктуры предвыборных штабов, финансовых ресурсов, мобилизации активистов и четко артикулируемых лозунгов, призывов и речовок.

Рассмотрим "первичные" итоги первичных выборов вчерашнего вторника в партийном разрезе. Выберем только восемь штатов.

Республиканская партия. "Домашние" штаты. Маккейн победил в Аризоне, сенатором от которой он является в настоящее время. Аризона: Маккейн - 47%, Ромни - 34%, Хакаби - 9%. Ромни победил в штате Массачусетс, губернатором которого он был совсем недавно. Массачусетс: Ромни - 51%, Маккейн - 41%, Хакаби - 4%. "Большие" штаты. Калифорния: Маккейн - 44%, Ромни - 26%, Хакаби - 12%. Нью-Йорк: Маккейн - 51%, Ромни - 28%, Хакаби - 11%. Нью-Джерси: Маккейн - 55%, Ромни - 28%, Хакаби - 8%. "Другие" штаты. Оклахома: Маккейн - 37%, Хакаби - 33%, Ромни - 25%. Иллинойс: Маккейн - 47%, Ромни - 29%, Хакаби - 17%. Арканзас: Хакаби - 61%, Маккейн - 20%, Ромни - 13%.

Да, Джон Маккейн упрочил свое положение внутрипартийного лидера. К перечисленным выше "победам" сенатора необходимо добавить следующие штаты: Делавэр, Коннектикут и Миссури. Майк Хакаби "вытащил" Джорджию, Западную Виржинию, Теннеси и Алабаму. Митт Ромни был успешен именно там, где больше всего хотел этого, - в Юте, Колорадо, Северной Дакоте, Миннесоте и Монтане.

Характеризуя "расклад" в целом, необходимо констатировать, что никаких больших сюрпризов не произошло. Из относительно небольших можно выделить лишь три. В Оклахоме победил Маккейн, хотя "планировался" Хакаби. Хакаби "слишком" хорошо обыграл конкурентов в Арканзасе. И "украл" Западную Виржинию у Ромни, где шансы последнего всегда выглядели более предпочтительными.

Получается, что Майк Хакаби получил приз надежды, в то время как гранд-приз временно перешел в надежные руки Джона Маккейна. Митту Ромни необходимо придумать что-то эдакое, чтобы постараться переломить ход развития событий. Время у него еще пока есть. Предельно очевидно, что или Майк Хакаби, или Митт Ромни в скором времени сойдут с дистанции. Кого они поддержат? Что "попросят" в качестве ответной услуги?

Для выборов нужны деньги. Много денег. Очень много денег. Деньги идут к тому, у кого высокий рейтинг. Рейтинг часто растет вслед за финансовыми вливаниями. В то же время деньги идут к деньгам. В истории американских выборных кампаний победу, по крайней мере в ходе предварительного партийного голосования, как правило, одерживал тот кандидат, который собирал самые большие бюджеты. Чтобы понравиться избирателям, сперва следует снискать симпатии спонсоров. Благосклонность бизнес- (и шоу-бизнес) элит, как правило, легко конвертируется в голоса избирателей. Шанс победить в гонке за президентское кресло и Овальный кабинет не может быть реализован без поддержки могущественных инвестбанков и хедж-фондов, транснациональных корпораций с многолетней историей (но с преимущественно американской пропиской) и осчастливленных выскочек "новой экономики".

Нынешняя предвыборная кампания уже стала самой-самой дорогостоящей. Штурм Белого дома нынче обойдется минимум в один миллиард самых американских долларов. Почти все средства предоставляются частными спонсорами. В бюджетах предвыборных штабов доля госотчислений составляет лишь малый процент. А это значит, что наблюдатели вынуждены внимательно отслеживать и анализировать предпочтения лиц, склонных к мелким, средним и крупным пожертвованиям. Драматический спектакль с выбыванием после "Супервторника" меняет свое название на "Предварительные финансовые выборы".

Демократическая партия. "Домашние" штаты. Клинтон победила в "большом" Нью-Йорке, сенатором от которого она является в настоящее время. Нью-Йорк: Клинтон - 57%, Обама - 40%. Вторым "домашним" штатом я бы обязательно посчитал Арканзас - штат, где взошла политическая звезда обоих Клинтонов. Арканзас: Клинтон - 69%, Обама - 27%. Прекрасно выступил Обама в Иллинойсе, который он представляет в Сенате США. Иллинойс: Обама - 65%, Клинтон - 33%. "Большие" штаты. Калифорния: Клинтон - 53%, Обама - 36%. Нью-Джерси: Клинтон - 54%, Обама - 44%. "Другие" штаты: Массачусетс: Клинтон - 56%, Обама - 41%. Оклахома: Клинтон - 55%, Обама - 31%. Аризона: Клинтон - 50%, Обама - 42%.

К перечисленным выше "победам" сенатора от штата Нью-Йорк необходимо добавить только Теннеси. Обама же победил в двенадцати штатах. Миннесота, Юта, Алабама, Аляска, Колорадо, Коннектикут, Джорджия, Делавэр, Канзас, Северная Дакота, Айдахо поддержали афро-американского политика.

Самой приятной для Х.Клинтон стала победа в Массачусетсе. После того как семейный клан Кеннеди выразил открытую поддержку Б.Обаме, г-жа Клинтон имела все основания перестать верить в свой успех среди избирателей именно этого штата. Но, как видим, мнение клана Кеннеди не оказало достаточного влияния на результат.

Ситуация на самом деле складывается довольно интересно и интригующе. Клинтон "подобрала" именно важные с позиций количества необходимых делегатов на партсъезд территории, но за Обаму голосует большинство штатов. Уверен, что принципиально важным окажется момент самопозиционирования кандидатов. Кто успешнее сможет сконструировать медиадискурс "своей победы", тот и будет праздновать успех. Огромное значение обретают оценки комментаторов, завтрашние передовицы основных бумажных СМИ, наблюдения именно тех авторов в индивидуальных массмедиа (блогеров), которых читают десятки и сотни тысяч американцев. В условиях кажущейся "четкости" цифр и наличия устойчивого информационного шума главным фактором выступят довольно прямолинейные дискурсивные практики.

Но уже через несколько дней формула "Не важно, что есть на самом деле, важно то, что об этом говорят" сменится совсем другой конструкцией. Чтобы иметь возможность тратить по миллиону долларов ежедневно только на телевизионную рекламу (а именно так "расписывались" средства накануне "супервторника"), необходимы серьезные финансовые ресурсы. Деньги любят тишину. А это значит, что серьезные люди разговаривают тет-а-тет. Компромиссы и договоренности готовятся доверенными консультантами. Скрупулезно проверяются помощниками. И перепроверяются советниками. И, как правило, проходят мимо пиарщиков. Слишком высоки ставки. Слишком много ненастоящих союзников и настоящих врагов. Политика - искусство возможного. Прежде всего, тогда, когда это касается денег и возможной зависимости от них.

"Супервторник" не стал решающим и/или определяющим днем в предвыборной кампании. Основная интрига сохраняется. Напряжение не спадает. Возрастает значение осторожных, проверенных-выверенных действий. Праймериз продолжаются!

       
Print version Распечатать