Этот гламурный, гламурный, гламурный финансовый кризис!

Chilled-room

Я долго не хотел писать колонку про финансовый кризис. Но сейчас автор, не написавший про него хоть строк 50, настоящим журналистом считаться практически не может - если даже до сегодняшнего дня он писал исключительно про размер груди очередной Супер-Мега-Звезды из сериала "Черт-его-знает-про-что". Кризис стал третьей темой (после футбола и политики), про которую все знают, что сказать, а то и написать/рассказать/показать за деньги. Результат не замедлил проявить себя.

Если первые недели падения рынков воспринимались как триллер и сами цифры завораживали аудиторию, то сейчас выполнить редакционный заказ и придумать что-то новое все сложнее. Тем более, что люди, которые в этом деле и вправду кое-что понимают (от Александра Привалова до Андрея Нечаева), в общем-то, сказали про кризис все, что хотели, остались при своих позициях, и теперь остается только ждать, чей прогноз окажется верней. Нынешний кризис, однако, вполне общемировая - суть неповоротливая - штука (в отличие от не совсем уж суверенно российского, но все таки куда более локального дефолта-98). Стало быть, ожидать разрешения заочных и очных споров корифеев придется долго, а в редакцию материал надо сдать к дед-лайну - да поярче. В результате за последнюю пару недель я, например, прочитал/просмотрел/прослушал минимум 15 материалов о том, в какой валюте хранить деньги в это трудное время (вывод везде был один: в какой хранишь, в такой и продолжай). Сие озарение экономической мысли, как правило, публиковалось под примерно такой рубрикой "Как выжить в ходе кризиса?", "Не потеряй последние деньги!", "Как обмануть алчных банкиров" или, на худой конец, "Домашнему финансисту - практические советы".

Не меньшее место российские СМИ уделили валу безработицы, грозящему накрыть нас с головой. Сокращению аж 2000 (из 6,5 миллионов - копирайт "Комсомольской правды") рабочих мест на московском рынке посвящались полосы. Психологи через СМИ советовали руководителям фирм, как увольнять сотрудников, чтобы они после не подняли работодателя на вилы или не засунули его в бумагоуничтожитель (он же "шредер"). Одним таким советчиком был предложен вариант: перед увольнением сотрудников какое-то время поездить на работу в драных штанах и только на отечественной машине. Предполагалось, что это вызовет классовое сочувствие у увольняемых. Что ж - от себя бы я еще посоветовал такому работодателю совсем не мыться, почаще ругаться матом и впасть в запой - тогда сотрудники разбегутся сами (а бизнес рухнет и без всякого кризиса).

Особенное внимание пишущих и снимающих коллег российские привлекли топ-менеджеры. Странная уверенность, что "топы" все-таки откажутся от ежедневных "омаров с черной икрой" (копирайт практически всехный, хотя по-моему, эти блюда сочетаются не самым лучшим образом - но об икре чуть ниже) посетила десятки журналистских голов, обдумывавших катастрофические последствия кризиса. Надо отдать должное разнообразию нюансов: если некоторые скорее либеральные коллеги готовы были по этому поводу слегка всплакнуть, то скорее левые - издевались и даже чуть-чуть осторожно ликовали.

Хочу сказать в утешение читателю: что касается самих моих дорогих коллег-журналистов, то выглядят они в большинстве своем при всем развитии кризиса достаточно упитанными, а порою даже и бывают несколько "под шофе". Что совсем никак не вяжется с ними же образца 1998 года, получившими зарплату в рублях по курсу 1:6 при реальном обмене 1:28 (или около того). Журналист - 1998 был куда худее и нервнее нынешнего, а основным развлечением общества московского "Домжура" на фоне обвала рубля было поглощение черной икры под российское шампанское в промышленных количествах (эти два продукта почему-то пару недель продавались по докризисным тарифам и стоили чуть не дешевле солянки по новым ценам; до конца же месяца "новой - старой" зарплаты все равно бы не хватило). Омаров в Домжуре, правда, отродясь не подавали - но к данному тексту это существенного отношения не имеет. Зато имеет отношение тот факт, что "массовые" увольнения журналистов ограничились пока сотней человек в одной из служб РБК. Искать связь меду закрытием одного из многих проектов амбициозного, но рискового в проектах РБК (я в хорошем смысле, коллеги!) и мировым кризисом можно, только если уж совсем нечего написать про этот самый кризис.

Кризис из экономической сферы вовсю перемещается в сферу светскую (я имею в виду, разумеется, его медиа-портрет). Надо полагать, в ближайшее время мы увидим показы антикризисной коллекции Валентина Юдашкина. Группа "Мобильные блондинки" останется блондинками, но "антикризисными". Ювелиры же, вооружившись строкой Андрея Вознесенского ("Когда земле твоей горестно, позорно иметь успех") начнут "впаривать" алюминиевые браслеты с бутылочным стеклом по цене платиновых с бриллиантами. Лолита откроет новое ток-шоу "Изображая жертву" - о жертвах кризиса, разумеется. Гордон проведет несколько программ о связи циклов Сатурна и курса "Газпрома"… В общем, все останутся при деле - как те, кто создает информационные поводы, та и те, кто их тщательно и безнадежно "окучивает" и "освещает". Остается еще и дополнительная надежда: как известно, гламур, за что он ни возьмется, все превращает в бездушную мумию, украшенную стразами Сваровски. Может, и кризис, пройдя через через "медные трубы" гламура и шоубиза, превратится из злобного волчары в противного, но сравнительно безопасного той-терьера?

Если же совсем серьезно, то кризис в следующем году наверняка скажется на медиарынке куда сильнее, чем в этом - в 2008 году все рекламные и ПР-бюджеты, в общем, уже проплачены. 2009 год для виртуальных рынков - в том числе рынка рекламы - будет сложнее, и это, в принципе, может сказаться на господах журналистах. Но насколько сильно?

Понятно, что "верхний", наиболее дорогой ряд брендов может поредеть на полосах и экранах. Однако существуют и "нижние" бренды, путь которым во многие медиа был закрыт практически запретительными ценами на рекламу. Что ж, это оставляет большинству СМИ - в особенности электронным - шанс поработать не от цен, а от оборота. Рекламным агентствам дает возможность осознать, что клиент с бюджетом в 10 тысяч нерублей и бомж с Казанского вокзала заслуживают разного к себе отношения. Есть - и не только в секторе медиа - еще много разных возможностей для демпфирования падения финансовых рынков - благо, в этот раз они парашютируют хоть неуклонно, но плавно… Гораздо хуже уже сейчас начинать кричать "Волки! Волки!" (копирайт Лев Толстой). Прежде чем взывать о помощи, надо понять, сколько ее надо, откуда и в каком виде.

Ну вот, и у меня получилось присоединиться к тем, что "знает за кризис" (копирайт Исаак Бабель - ну, почти). Про футбол и политику - в следующие разы. Увидимся в "Chilled room"!

       
Print version Распечатать