"Талантливые – часто ленивые"
Проект "Черногорцы", 2-я серия
От редакции:«Русский журнал» публикует беседу с Александрой Войводич-Йовович– вторую беседу в рамках проекта Вячеслава Курицына «Черногорцы». Ранее РЖ опубликовал беседу с Петаром Чуковичем.
Александра Войводич-Йовович (1975) – концертирующая оперная певица, директор музыкальной школы в Баре. Победитель конкурсов – обладатель первого места на республиканском конкурсе и второго места в международном конкурсе «Петар Коньович» в Белграде. Записала альбом «Kroijeni» с традиционными черногорскими песнями в обработке для оперного вокала в стиле нью-эйдж.
* * *
Вячеслав Курицын: В России сейчас разгорается скандал по поводу реформы музыкального образования. Принято решение, что маленький ребенок может ходить только в общеобразовательную музыкальную школу, а в профессиональную типа Гнесинки он попадет только с пятого класса. Можете Вы как специалист прокомментировать эту идею?
Александра Войводич-Йовович: Конечно, всерьез учиться музыке нужно с самого раннего возраста. С шести до десяти – решающие годы, потому что в это время развивается не только слух, но и моторные навыки, то есть основы музыкальной техники. Это базис. Я очень удивлена, что есть такая инициатива. Шесть лет – возраст серьезных перемен в жизни, дети и в школу идут в этом возрасте, потому что физически и психически готовы, и спортом в шесть лет нужно серьезно начинать заниматься, если хочешь реальных успехов.
В.К.: Музыка и спорт – похожи?
А.В-Й.: Конечно! Включается вся психофизическая активность. На вступительных экзаменах мы должны смотреть не только слух, но и психофизическое развитие ребенка. Нужно иметь определенный темперамент, чтобы более-менее серьезно заниматься. Чтобы играть Моцарта, нужно иметь темперамент Моцарта.
В.К.: В вашей школе дети какого возраста?
А.В-Й.: От шести лет до четырнадцати. Потом талантливый ребенок может пойти в музыкальное училище, это еще четыре года, а после этого – поехать куда-нибудь в музыкальную Академию.
В.К.: А какие перспективы после Академии именно в Черногории? У вас нет оперного театра, нет филармонии…
А.В-Й.: В бывшей Югославии таланты уезжали в Загреб, в Белград, в Сараево, там везде есть оперные театры, а в самой Черногории их и тогда не было. Надо все создавать с нуля. У нас очень бедная республика, но движение началось. Есть симфонический оркестр при Музыкальном центре в Подгорице, сейчас строится здание этого центра, там есть адекватный зал для выступлений. В Черногории можно петь на открытых площадках, это очень красивая страна. Уже есть планы создать камерный оперный театр…
В.К.: И для него есть кадры?
А.В-Й.: У нас есть пятнадцать певцов, окончивших Академию и готовых составить основу. На днях у нас был первый концерт с симфоническим оркестром в театре Подгорицы – четыре певца участвовали. Это большое событие, его показали полностью по тв…
В.К.: А чем сейчас заняты эти певцы?
А.В-Й.: Они работают в музыкальных школах и концертируют. Но они не уехали из Черногории и готовы работать в камерной опере.
В.К.: А аудитория есть для оперы?
А.В-Й.: Конечно! Был такой интерес, что на концерт попасть было невозможно! Билеты были раскуплены за пятнадцать дней до начала, а это большой зал театра в Подгорице. На концертах всегда полный зал. У нас мало серьезной музыки.
В.К.: Вы будете руководить камерной оперой? Ставить спектакли?
А.В-Й.: Прежде всего я хочу там петь.
В.К.: Что же? Какие ваши любимые партии?
А.В-Й.: Я очень люблю «Тоску» и вообще итальянскую оперу… И я хочу спеть в опере «Балканская царица». Она написана на текст короля Николы. Музыку сочинил итальянец ди Сарно – по заказу самого короля. Музыка похожа на Пуччини. Композитор использовал черногорские мелодии, но все равно получилось скорее по-итальянски. Это опера для голоса и фортепиано, но несколько лет назад дирижер Радован Папович сделал инструментовку для большого оркестра. Первая постановка была несколько лет назад, режиссером была Радмила Войводич.
В.К.: А опер, написанных черногорцами, нет?
А.В-Й.: Нет. Я больше скажу – до недавнего времени в Черногории не было культуры пения. Потому что слишком много черногорских мужчин погибло в разных войнах, и с турками, и с другими…
В.К.: Но есть же, наверное, колыбельные?
А.В-Й.: Есть народные песни, но не так много. Я недавно записала диск, на котором восемь любовных песен, обработанных в стиле «нью-эйдж». В содержании там все овеяно тайной, нет ничего конкретно про любовь. Никогда нет в песнях прямого обращения вроде «я тебя люблю», это табу. Черногорцы сдержанный народ. Когда умирают люди – нельзя петь. Траур. Нельзя петь, веселиться, ходить на свадьбы… У нас мало традиции пения. Я первая черногорка, закончившая отделение сольного пения. В девяностом году я поступила на первое отделение музыкального училища, которое только открылось в Подгорице, а позже закончила Академию в Сараево. Мой учитель – Радмила Бакочевич, 14 лет она была солисткой Ла Скала и пела во всех оперных театрах, кроме Новозеландского…
В.К.: И вы открыли в музыкальных школах Черногории вокальные отделения?
А.В-Й.: Да. В Черногории я закончила теоретическое отделение, потому что вокального не было. Потом меня позвали учиться в Сараево, уже там я закончила сольное пение. Когда я вернулась после обучения в Бар, было непонятно что делать со мной – солисткой оперы. Поставили меня директором музыкальной школы. Сначала я думала, что это совсем не мое, но потом поняла, какой могу внести вклад. И, преодолевая сопротивление, я открыла отделение сольного пения сначала здесь, в Баре, шесть лет назад, а потом и в Подгорице – в музыкальной школе.
В.К.: Вы сами прослушиваете всех детей?
А.В-Й.: И я, и еще два профессора. На каждом приемном экзамене три человека – специалист по сольфеджио, специалист по вокалу… Но есть такая проблема – самые талантливые сами не приходят. Талантливые – часто ленивые. Нужно искать их по школам, мы сотрудничаем со школьными учителями… Способных сами приводим в школу. Меня саму когда-то так привел на экзамен в музыкальной школе мой школьный преподаватель музыки – я даже не знала, куда меня ведут.
В.К.: Сколько детей в Черногории сейчас благодаря вам учатся петь?
А.В-Й.: Человек сто. Я знаю, что мои ученики будут петь в черногорской опере. Я надеюсь, что и сама буду в ней петь, но мои ученики – точно.
В.К.: Получив образование здесь?
А.В-Й.: Сейчас я работаю над тем, чтобы открыть отделение сольного пения в Академии музыки. Возможно, это произойдет. Вообще это длинный и сложный путь. Не было понятно, будет ли это пользоваться популярностью, но потом стало очевидно, что все больше людей интересуются серьезной музыкой… Кстати, знаете, в какой стране бывшей Югославии сейчас лучшая опера?
В.К.: В Сербии? В Белграде, я знаю, две оперы, причем одна частная, ее содержит жена производителя знаменитых кастрюль…
А.В-Й.: Нет, самая хорошая в Хорватии. Знаете, почему?
В.К.: Почему?
А.В-Й.: Потому что бывший президент Хорватии закончил музыкальную Академию. Некоторые вещи так просто не объяснишь… Кажется, Платон говорил, что какая музыка – такое и государство. Я десять лет назад получила образование, и только сейчас у меня есть возможность выступить на родине с симфоническим оркестром. Интерес был огромный, я надеюсь, это подтолкнет процесс возникновения и камерного театра, и отделения сольного пения… И тогда я скажу «до свидания» своему директорству.
P.S. Драма августейшего автора «Балканская царица» издавалась в Санкт-Петербурге А.С Сувориным в переводе М. Жераича. Основному действию там предшествует довольно объемное «Посвящение черногоркам».
Вы жизнь готовы положить
За родину свою,
И только после слышен плач
По сгибнувшим в бою.
Вы воздаете им хвалу
За доблесть их и честь,
Воспламеняя в нас, живых,
Отвагу, гнев и месть!
Беседовал Вячеслав Курицын, видео Наталии Бабинцевой
В подготовке интервью принимала участие Варвара Кохан
Беседа первая: «Племя злое?» Интервью с Петаром Чуковичем
Беседа третья: «Никогда не пустил бы играть Горана Бреговича». Интервью с Марко Павловичем