Предвыборный штаб

Произведя свои перестановки, Путин взорвал сонное течение политической жизни, в результате чего в СМИ возник кризис перепроизводства интерпретаций. В чем сходятся комментаторы: все, что было сделано, было сделано, безусловно, в русле плана стабилизации власти в руках нынешней группы, метафорически говоря, "сторонников В.Путина" в преддверии формальной его замены на посту президента в 2008 году. Но в чем все расходятся: на самом деле пока не очень понятно, как перестановки тех или иных людей скажутся на решении этой задачи. Непонятно, на кого конкретно будет сделана ставка на выборах, куда в конечном итоге уйдет Путин - на почетный отдых или оставит себе функцию главного контролера игры, какая из ветвей власти в этой игре - правительство или президент - изменит свой реальный статус и т.п.

Сказать: "мы знаем наверняка, что произойдет" - значит обманывать общественное мнение. По той простой причине, что результат неизвестен, прежде всего, самим планировщикам данной комбинации, ибо в ход запущено сразу несколько сценариев, которые обслуживают свои эксперты и вокруг которых сформированы определенные команды сторонников из политических игроков. В частности, ведь все еще продолжается вялотекущее объединение с Белоруссией, как будто кто-то всерьез планирует к 2008 году соорудить новое государство и таким образом продлить полномочия президента.

Кто-то работает на выведение "Единой России" в позицию правящей партии с правом формировать партийное правительство и, вполне возможно, предлагать партийного президента. Но что несомненно - на этот раз запущен некий "аварийный режим", поскольку во всех остальных вариантах власть уже не успевает. Все говорят: "Рано". Но ведь не рано - надо, чтобы не только появилось лицо, но этому лицу была придана программа, эту программу (которую не смогли сочинить за семь лет) надо и сочинить, и успеть протранслировать массам.

В чем заключается аварийность? Прежде всего, в том, что до некоторой степени неформальный центр принятия решений - администрация президента - в аппаратной игре вдруг резко выигрывает конкуренцию с формальным центром принятия решений - правительством. Это происходит с передвижением Дмитрия Медведева на позицию первого заместителя председателя правительства. Второе - вновь образованной и качественно новой комбинации людей и постов придаются все ресурсы. Это бюджет, которым формально распоряжалось правительство, и бюджет президентских национальных программ, которым распоряжалась администрация. Ведь раньше очень много говорили, что нелогично иметь два центра распоряжения финансами и что они будут конкурировать, но на самом деле это была типичная "двухходовка". Сначала создали две корзины, положили в них ресурсы из разных источников, а потом объединили, но уже под контролем других людей.

И третье. К этому финансовому пулу прибавили силовиков, поскольку назначение министра обороны Сергея Иванова зампредом правительства есть достаточно откровенная вербовка силовиков в новый "предвыборный штаб". Чем он дальше будет заниматься (ну, не выборами же, в смысле агитацией в СМИ за президента!) - вопрос открытый. Скорее всего, соберет всех на общее собрание и постановит: Медведева в президенты, Путина - на правительство или на генсека в партию. Иванов - на контроле, чтобы чего не вышло.

Все остальные передвижения есть результат схода лавины. Собянин в оголившейся администрации президента - фигура, наверное, случайная. Об этом свидетельствуют неуклюжие попытки сочинить его значимость постфактум. Вполне возможно, он выбран по принципу "мы тебя знаем, ты предан нам", но не исключено, что на этой должности он заиграет новыми гранями. Передвижения Пуликовского и Кириенко есть следствие ослабления института полпредов. Когда власть концентрируется в одном месте и это место - правительство, полпреды, ранее завязанные на администрацию президента, становятся не нужны и им подыскивают новые сферы применения их талантов. Скорее всего, их просто захватил аппаратный смерч.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67