Все манифестации о необходимости внести в конституцию Европы упоминание о ее христианских корнях не имеют никакого смысла. Поезд христианства покинул Европу навсегда.
Секулярное сознание – оно отнюдь не вегетарианское. Оно готово лить кровь. Наивно видеть в новейшем европейском секуляризме гуманизм. Напротив, он представляет собой отказ от гуманизма.
Славой Жижек прячется за Лениным, замечая, что ядро христианства "доступно исключительно для материалистического подхода – и, наоборот, - для того чтобы стать настоящим диалектическим материалистом, надо пройти через христианский опыт".
Если Модерн отрицал истинность всех религий одновременно, то в Постмодерне получают свою прописку также все религии одновременно, и этот ценностный релятивизм определяет Постмодерн как таковой.
Жижек берет на себя роль современного апостола Павла, способного изнутри подорвать христианскую религию, трансформировав ее в иное качество, в сообщество Святого Духа, соответствующее требованиям сегодняшнего дня.
Да какое дело может быть нам до проблем постсекулярного мира, если для нас самих эти проблемы открываются необходимым и неизбежным самоуничтожением? Во имя чего? Во имя будущего?
От бога люди, скорее всего, не откажутся. Только форма отношений с ним изменилась. Храм становится все более похож на бюро услуг, куда приходят за какой-то надобностью. И отчасти – за спасением от смерти.
Уменьшение верующих христиан и одновременное с ним увеличение числа верующих мусульман не может и не должно восприниматься ни как секуляризация, ни как «возвращение» религии. Это просто очередная трансформация самой религии.
Новые слова, являющиеся производными от понятий "секулярное" и "секуляризация", призваны обозначить некое интуитивное опознавание каких-то еще мало понятных изменений, касающихся в равной мере и религии, и общества.
Постсекулярный мир – навязчивая греза новых ортодоксов самой разной конфессиональной принадлежности. В топке постсекулярного мира сгорают все различения: науки и религии, религиозной и фактической реальности.
Русский Журнал, Журнал «Религиоведческие исследования» и Либерти.ру приглашают Вас принять участие в дискуссии, инициированной выходом первого номера журнала «Религиоведческие исследования».