Вся Россия перед выбором лучших

Седьмого марта министр образования и науки А.А.Фурсенко подписал приказ "Об утверждении порядка и критериев конкурсного отбора субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы". Тем самым еще одна существенная часть Национального проекта в области образования перешла из стадии обсуждения в стадию реализации. Что это означает? В ближайшие месяцы (до начала июня) в стране развернется процесс экспертизы школ, претендующих на выделенные государством деньги (по 1 миллиону для трех тысяч школ). В этом процессе для нас чрезвычайно интересны три действующих субъекта.

Субъект первый - сама школа. Если образовательное учреждение выдвигает себя на грант, то тем самым оно дает сигнал о своей открытости для общества. Оно утверждает, что внутришкольное управление носит государственно-общественный характер, что школа является методическим (ресурсным) опорным центром для местного сообщества, региона, субъекта РФ, что деятельность ее прозрачна, что отношение родителей, выпускников, местного сообщества к школе позитивно. И не только утверждает, но предоставляет доказательства и выражает готовность к профессиональной и общественной экспертизе. Думается, что на примере таких школ общество может на практике понять границы собственных возможностей в сфере образования, установить ту степень открытости, на которую способна система, долгие годы воспринимавшая общество сквозь призму выражения "Procul este, profani!" (в последнее время, правда, с добавлением: "Только денежки перед уходом оставить не забудьте!")

Если школа докажет, что достойна войти в список лучших по стране, то это будет означать, в частности, следующее: опыт этого образовательного учреждения может быть описан и изучен. Не то чтобы тиражирован (любой индивидуальный успех тиражировать трудно), но хотя бы осознан и обществом, и профессиональным сообществом. Тогда нужно сделать так, чтобы этот опыт был реально востребован - хотя бы теми, кто пойдет в следующем году по стопам нынешних первопроходцев. Победившие школы должны быть готовы к новому статусу - не столько в смысле внимания прессы или дождя грамот и вымпелов от местного начальства, сколько в осознании самих себя "центрами качества", имеющими силы, время, желание и умение делиться наработанным: "Хочешь быть хорошей школой? Спроси меня как!". Победившая школа должна быть готова стать той точкой приложения сил, с которой начнется поворот всей системы образования к новому качеству. Но статус этот может обеспечить только общество, если оно всерьез заинтересовано изменением ситуации в образовании. Если же школе скажут: "Большое спасибо!", вручат миллион и забудут, то тогда и критерии для отбора придумывать и обсуждать не стоило бы: ведь всем в конце концов известно, где какие хорошие школы есть.

Второй субъект - само общество, которое, по замыслу министерства, должно принять самое активное участие в экспертизе образовательных учреждений (а затем, подчеркнем еще раз, и в поддержании статуса лучших школ). Любопытно было бы посмотреть на практике, как эта экспертиза будет проходить в разных регионах. Как сказано в приказе министра, "экспертиза деятельности Учреждений осуществляется с участием ассоциаций попечителей, выпускников, экспертов и научных руководителей общеобразовательных учреждений; советов ректоров вузов, руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования; территориальной профсоюзной организации работников народного образования и науки; профессиональных объединений работодателей, родителей и других общественных организаций (далее - общественные организации), определяемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации при участии Совета. Количество общественных организаций не может быть менее пяти". Здесь важно будет понять, общественные организации какого типа реально примут участие в отборе? Какие - в каких регионах? Наверное, даже можно будет составить какую-то общую картину: в каком количестве были представлены на стадии экспертизы родители, в каком - профсоюзы, где - советы ректоров и т.п. То есть нам важно понять, чем в реальности будет наполнен тезис, который произносят сейчас образовательные начальники: "Это будут лучшие школы, которые выберет вся Россия". Кем окажется эта "вся Россия" на самом деле?

Интересно было бы посмотреть, насколько совпадет список выигравших гранты школ с тем негласным списком лучших, который по факту существует в каждом даже небольшом городке, - и если расхождения будут существенными, то проанализировать причины. Важно знать, насколько в ходе экспертизы дело выходило за рамки ознакомления с бумагами, каким общественным организациям и в каких формах удастся познакомиться с деятельностью учреждений образования на практике.

Тут мы подходим к третьему важному субъекту, роль которого в национальном проекте пока практически не определена - это средства массовой информации. Если они будут включаться в процесс только по "информационным поводам" сомнительного качества, если их будет интересовать только скандал, если вопрос сведется к тому, кто же взойдет на пьедестал, то тогда весь этот проект будет работать с гораздо более низким КПД. А это уже наш общий проигрыш. Думается, что именно в руках СМИ есть те рычаги, которые позволят школам ощутить внимание общества к себе, к своему новому статусу, к своему уникальному опыту, а обществу понять, насколько сейчас важна его роль в происходящем. Именно СМИ в ближайшие месяцы (а желательно и в перспективе) должны обеспечить постоянный, открытый, гласный мониторинг осуществления этого сегмента национального проекта и тем самым помочь собрать материал для грамотного и серьезного анализа накопленного опыта - чтобы внести необходимые изменения в нацпроект-2007.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67