Стиль "Медведев"

Дмитрий Медведев - персонаж скорее комедии, чем драмы. И в этом смысле его речевой имидж не вполне соответствует жанру, ибо речь кандидата в президенты стилистически усреднена, лишена индивидуальности. В ней нет ни выраженных черт элитарной респектабельности, ни интонации умиротворяющей патриархальности, которые можно было бы обыграть. Обыгрывать нечего. Дмитрий Медведев даже ошибки делает типичные, никак его лично не характеризующие.

Имидж как таковой - это целенаправленно созданное стилистическое единство облика, поведения и речи. Для того чтобы подобрать уместный гардероб, правильные аксессуары, сделать подходящую стрижку, не нужно прилагать собственных усилий. На это есть консультанты. Правда, они не смогут полностью изменить выражение лица в соответствии с костюмом. Создание речевой составляющей имиджа - задача еще более сложная. Проще всего избавиться от местечкового выговора и слов-паразитов, а также от привычки заполнять паузы неопределенным мычанием; можно даже исправить артикуляцию и отчасти улучшить интонации. Многие этим и ограничиваются. Можно нанять группу товарищей, которые будут писать блестящие речи и готовить изящные экспромты. Но это не спасет в ситуации спонтанного или хотя бы отчасти спонтанного общения. Шаг в сторону от подготовленного текста немедленно обнаружит подлинные навыки говорящего. И если бы некоторые политики одевались столь же небрежно, как они разговаривают, мы наблюдали бы на заседаниях Госдумы граждан в трениках с вытянутыми коленками.

Речевой имидж не бывает искусственным полностью, как правило, основываясь на подлинных свойствах личности. Но если он выстроен правильно, сторонний наблюдатель не сможет точно оценить долю искусственно созданного в речи. Имидж - это не маска, полностью скрывающая лицо. Имидж - это обработанная и улучшенная речевая индивидуальность, слабые места которой замаскированы, а сильные - акцентированы. Так вот, если бы Дмитрий Анатольевич Медведев имел обыкновение одеваться в полном соответствии с избранной им речевой манерой, несомненно, что он регулярно оказывался бы перед многотысячной аудиторией совершенно голым.

Бессодержательность, убийственная серьезность, неоправданное многословие, канцелярский язык... Официально-деловой стиль нужен для точной и однозначно интерпретируемой передачи информации. Но при обращении к широкой аудитории он неприемлем, поскольку увеличивает дистанцию между говорящим и слушающими, затрудняя восприятие и скрывая индивидуальность. Обилие терминов, тяжеловесных слов, отсутствие динамики и эмоций в речи косвенно свидетельствуют о низкой квалификации говорящего.

Любимым словом Дмитрия Анатольевича всегда было слово "мероприятия". Однажды он ухитрился произнести его пять раз в четырех не очень длинных предложениях: "Сегодня плановое мероприятие. Мы подводим итоги тем мероприятиям, которые прошли в связи со столетием реформ Петра Аркадьевича Столыпина, которое отмечается в нашей стране. Согласованная программа соответствующих мероприятий полностью реализована, хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в этих мероприятиях, конференциях, различного рода встречах, памятных акциях, которые проходили на территории нашей страны. Важно и то, что все эти мероприятия получили надлежащий общественный резонанс"... Слово и вправду хорошее: длинное, солидное, не обозначающее ничего определенного.

Второе любимое слово - "соответствующие" - было произнесено Дмитрием Медведевым восемнадцать раз во время интернет-конференции, и все восемнадцать раз оно было лишним: то какой-то "соответствующий школьный медпункт", то уровень цен оказывался выше "реальных потребностей в соответствующих жилых помещениях, соответствующей недвижимости".

Вообще, чиновническое стремление сказать более длинно то, что можно было бы сказать просто и ясно, частенько заводит Дмитрия Анатольевича в жуткие языковые дебри: какие-то "граждане и не граждане, которые относят себя к украинцам", какое-то "улучшение сельской демографии" и душераздирающий призыв "заниматься ростом доходов"...

Жаргонные словечки, заимствуемые Дмитрием Анатольевичем из самых разных источников, могли бы выглядеть как прием стилистического контраста, но выглядят как свидетельство речевой беспомощности. Трудно предположить, что их включение в речь является осознанным. Скорее, все это выскакивает автоматически: "дурной поток денег", "эффект уйдет в свисток", "закрыть проблему", "линейка жилья", "цена никакая", "переход к цифре", "кривая система финансирования", "сказать по стационару", "задран выше всякой меры", "работодатели дадут сигнал".

Интонационное копирование Владимира Путина совершенно не вяжется с общим обликом Дмитрия Медведева. Наигранная брутальность интонаций вступает в противоречие с мимикой, жестикуляцией, с беспомощной затянутостью самих фраз. Эта подражательность вкупе с постоянной апелляцией к президенту выглядит инфантильно. Как оговорка школьника о вопросе, который "настолько меня заинтересовал, что я вынужден был к нему подготовиться".

Речевая часть имиджа должна быть концептуально единой: трудно представить себе интеллектуала с интонациями отставного военного. Для того чтобы привести в порядок разрозненное речевое поведение Дмитрия Медведева, начать нужно с азов. С элементарной правильности речи. Избавиться от лексических ошибок, канцелярщины и жаргона. А когда подопытный научится строить правильные законченные предложения, подтянуть интонирование, жесты и мимику. Потом уже можно работать над афористичностью, заодно постепенно развивая чувство юмора. И все-таки для того, чтобы имидж не был вторичным, придется изыскать хотя бы одну оригинальную черту. Ее и усилить. Тем более что комедии нужны характерные персонажи.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67