Почему интеллектуалом быть неприлично

События и смыслы

Я хочу напомнить о том, что наша жизнь состоит из событий. Но еще в ней есть смыслы. При этом каждое событие является катастрофой для смысла. Смыслы - бессобытийны. События - бессмысленны.

1. В современном обществе явно преувеличена роль всех тех, кто создает событийную сторону жизни. Среди этих "всех" мы видим шоуменов, спортсменов и политиков. В последнее время к ним присоединился еще и интеллектуал.

Интеллектуал не имеет какой-то определенной профессии. Вернее, его профессия быть экспертом, тем, кто во всеуслышание объявил себя носителем какого-то особого, невиданного ранее знания. Интеллектуалы называют его экспертным знанием. Я думаю, что любым событиям противостоят смыслы. Смыслы лишают события состава его событийности. Между смыслами и событиями всегда идет война. Интеллектуал в этой войне находится на стороне события. Что же это за фигура? Откуда она взялась и что она делает?

2. После того как Платон рассказал нам мифы о "Пещере" и "Человеке-кукле", стало ясно, что человек - это не часть природы, что реальность - это не вещи, а объективированная иллюзия. Иллюзия же может быть либо объективирована в вещах и языке, либо актуализирована в мистериальных играх души. То, что интеллектуал в этих играх не участвует, очевидно. Правда, остается ответить на вопрос: какую роль он играет в процессах объективации ума, в созидании реальности?

3. Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, какие отношения возможны между философом и интеллектуалом.

Философ самим фактом своего существования указывает на мыслящее начало человека. Мыслить значит терзать себя грезами. Философия возвещает о том, что только грезящее, т.е. мыслящее, существо может решиться на первый и потому бессмысленный шаг, чтобы потом, в следующий момент времени, узнать, не появились ли смыслы. А это значит, что разумным существом можно стать только потом, только вторым шагом. Иными словами, философы говорят нам, что нет иного пути к уму, кроме мыслящего безумия.

Но интеллектуал не безумец, не авантюрист, чтобы заниматься философствованием. Ведь философия - это интеллектуальное юродство. А интеллектуал не хочет быть юродивым. Он не желает терять свою солидность. Поэтому ни один интеллектуал не является философом. И ни один философ не является интеллектуалом. Сегодня в мире мало философов и много интеллектуалов, тех, кто не хочет делать первый шаг, кто желает начинать движение сразу со второго шага. Поэтому любой интеллектуал, как и спортсмен, - это, безусловно, разумное, но не мыслящее существо.

Как разумное существо интеллектуал обращен к миру, но не для того, чтобы заниматься миром и его иллюзиями, а для того, чтобы не заниматься собой, своей самостью. Так интеллектуал поневоле становится революционером производства, т.е. главной фигурой экономики знаний.

4. Тем самым интеллектуал вступает в область производства объективных мыслительных форм, т.е. в область идеологии.

После Дестю де Трасси каждый идеолог занят тем, что распутывает те немногие мысли, в которых запутался человек. Для ускорения процесса идеологи научились производить сознание. А это значит, что они научились в разные головы людей внедрять одни и те же идеи, добиваясь, с одной стороны, социального консенсуса, с другой - единомыслия.

В конце концов, работа идеолога оправдана тем, что он хочет уменьшить количество причин для распри. Действительно, мир слишком большой, а головы у людей слишком маленькие. И нужно упрощать мир, чтобы он поместился в наших головах. Но кто упрощает, тот и искажает. Упрощая, идеолог все-таки ориентирует человека в мире, оправдывая задним числом неудачные заблуждения. Идеолог создает ложное сознание, которое оказывается случайной истиной ложного мира. В этой своей роли он замещает и священника, и политика.

Но интеллектуал не упрощает мир и не оправдывает заблуждения. Он говорит с миром на языке истины. Интеллектуал не идеолог, а диссеминатор знания.

5. В связи с этим возникает вопрос о соотношение социума и Я. Социум - это множество поименованных других, сосчитанных из предельной точки, которой является Я. Пустое Я ничего не прибавляет к счету и ничего не отнимает. Я - это социальный ноль. Пустое имение места. Я - это точка. В которой уже сознание привязывает себя к языку. Само Я не является элементом социума. Оно желает в нем все, кроме себя. Поэтому социум всегда испытывает нехватку в Я, отсутствие которого воспринимается как пустота, как прокол или дыра в социуме, через которую утекает все его содержание. В современном обществе интеллектуал стал тем присутствием, которое замещает отсутствие Я в социуме. Но пустоту отсутствия Я не заполнить полнотой присутствия интеллектуала. Будучи непоименованным, Я обращается к социуму в поисках своего имени. Кто Я - вопрошает оно социум? Социум указывает на статусные различия, на социальные роли, которые Я может играть в обществе. Но оно отказывается назвать имя Я. Не обнаружив себя в социуме, Я обращается к языку в поисках своего имени. Но и язык отказывается дать Я имя. Отсутствие имени в языке заставляет Я вернуться к самому себе. Лишь именуя себя, Я может найти свое имя и сделать свою речь полной. Поименованный другим не может встретиться с самим собой. Его речь всегда будет пустой. Чтобы речь стала полной, нужно каждому говорить от своего имени. Интеллектуал слишком содержателен, чтобы дать себе имя. Он недостаточно пуст, чтобы встретиться с самим собой. Власть дает ему статус и отнимает у него Я, лишая его тем самым собственной речи. Поэтому интеллектуал в качестве поименованного другого принужден все время говорить, чтобы скрыть то, что ему нечего сказать, что его речь пуста. Любая остановка речи показывает его пустоту, а также показывает отсутствие у него уже сознания.

6. Современный интеллектуал - это даже не интеллигент, не критически мыслящая личность, не герой. Ведь интеллигент - это человек, который своими личными качествами залатывает дыры в плохо работающей социальной машине. Поскольку в России всегда плохо работала социальная машина, постольку ей всегда были нужны герои, интеллигенты. В Европе социальная машина хоть и чихала, но работала. Поэтому ей нужны были не интеллигенты, а интеллектуалы, профессионалы.

Интеллигенция не самое удачное изобретение русской истории. Первые интеллигенты просуществовали недолго, ибо ушли в политический терроризм. Советская интеллигенция оказалась заражена страстью к наживе. Одна ее часть растворилась на рынке, другая - объявила себя в качестве интеллектуалов.

В современном умонастроении России доминируют не философы и даже не интеллигенция, а эксперты, интеллектуалы. Если интеллигенция хотя бы обживала смысловые поля европейской философии, отчего, правда, страдала интеллектуальной беспочвенностью, то интеллектуалы не нуждаются в воображении. Им достаточно событий и опыта, которыми они обессмысливают любые смыслы.

Резюмируя, я скажу, что сегодня все зависит от того, обессмыслят ли смыслы события, и тогда победит интеллектуал. Или же смыслы лишат события их событийности, и тогда победит человек мыслящий, адекватным способом существования которого является молчание. Молчать может лишь тот, кому есть что сказать. Среди тишины повседневности каждому станет ясно, что интеллектуалом быть неприлично.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67