Неестественный отбор

Juriev Dmitry

Девочка из бывшего Ленинграда, возбудившая "обезьяний процесс" против родной школы, а затем, не найдя правды, уехавшая поближе к обезьянам на Карибские острова (наверное, чтобы своими глазами убедиться: никто от обезьян не происходит), - так вот, она не права по сути. Ей бы следовало внимательнее всмотреться в то, по каким принципам существует ее школа - да и школа вообще, - чтобы понять: дарвинизм неисчерпаем!

Вся система образования - это один сплошной конкурс. С первых шагов по школьным коридорам детей приучают к борьбе за существование и к естественному отбору: если сначала они все просто первоклашки, то потом (уж и не знаю, когда - сейчас ведь вроде бы в первых классах не сразу начинают оценки ставить?) получают на руки специальные такие дневнички, в которых записываются этапы их продвижения по эволюционной лестнице. Сразу же выделяются прогрессивные мутанты - отличники и отбракованный материал - двоечники и вообще второгодники.

Надо сказать, сам по себе подобный школьный дарвинизм не плох и не хорош. Школа отражает мир, а в мире... "Скучно жить на этом свете, в нем отсутствует уют. Ветер воет на рассвете, волки зайчика жуют". Что естественно - то не безобразно. Тем более отбор. Без него как же выявить лучших, как пустить их вперед? Без него - застой, конец развитию, болото. Остается лишь один вопрос: естественен ли этот отбор?

...В последнее время много говорят о "вузоцентризме" нашего образования. О том, что страна неуклонно стремится к "всеобщему высшему". Это действительно так. Нас со всех сторон окружает лабиринт широких дорог, дорожек, тропок, а также потайных и нелегальных тропинок, ведущих к высшему образованию. Здесь и супервузы, которым не нужно себя рекламировать, здесь и "Всемирные гуманитарно-технологические университеты философии, математики и заборостроения" (на базе дырюпинского СПТУ #666, штука баксов - и диплом ваш, с отсрочкой от призыва), здесь и еще более дешевые дипломы - непосредственно в подземном переходе.

Казалось бы, что здесь плохого? Ну хотят люди учиться в вузах! Так они и раньше хотели. Сразу после культурной революции тридцатых годов. И шли - на рабфаки, во втузы, а некоторые - в Институт красной профессуры. Да и потом тоже - что, разве в развит ые советские времена мало народу рвалось в вузы - от Физтеха до Института советской торговли? Так, да не так.

Во все прежние времена вуз был на вершине достаточно большой пирамиды. Отбирались лучшие (при этом меньшинство). И хотя слово "пэтэушник" всегда звучало несколько пренебрежительно, еще не совсем забылись легенды и мифы советского социума о том, что пролетариат есть самый лучший и передовой класс, о знатных доярках и литейщиках, о династиях шахтеров и металлургов. При всех уродствах и искажениях советской действительности общество существовало в реальности и оценивало само себя относительно объективно - транслируя каждому из своих граждан простую мысль о том, что люди не просто "всякие нужны", но и "всякие важны" (это, согласитесь, совершенно разные вещи). И социально-образовательная лестница была устроена соответствующим образом: не всем дано вырваться вперед, но всем дано идти своей дорогой и в своем темпе.

Современное западное общество, в котором потребности в высококвалифицированном труде возросли неимоверно, в котором "простые рабочие", "фермеры" и прочие профессии, не требующие высшего образования, давно остались в меньшинстве, справляется с проблемой двумя способами. Во-первых, с помощью глобализации оно перекидывает непрестижные профессии за границы, в развивающиеся страны. Во-вторых, полностью переводя образование в рыночное пространство, однозначно выстраивая его как одну из "сфер услуг", оно переводит проблему образования в тот же формат, что и все остальные проблемы потребления: в конце концов, разница в доходах существует, никто из-за нее не идет на баррикады, и общество давно адаптировалось к ситуации, когда у одних - Кембридж, Гарвард и вилла в Ньюпорте, а другой сидит всю жизнь в какой-нибудь задрипанной Йокнапатофе, не зная забот и тревог.

Наша нынешняя ситуация ушла далеко от советской и зашла к западной с тылу. Наш отбор устроен сегодня совершенно по-другому. Общество, не осознающее себя, не признающее никаких ценностей, кроме понтов, общество, воплотившее худшие и наиболее радикальные концепции того "дикого капитализма", которого никогда не смогли в полной мере построить западные буржуи, превратило образовательную систему в систему отрицательного отбора, в систему отбраковки лузеров, в которой тоскливая борьба ведется не за то, чтобы стать первым, а за то, чтобы не остаться последним. "Дипломы в подземных переходах" в такой ситуации - что-то вроде социальной индульгенции, справка (пускай поддельная) о том, что ты не лох. "Всеобщее высшее" в такой ситуации не признак образовательной революции, а инструмент тотальной "разводки", способ подменить живой социальный организм целлулоидным манекеном всеобщего рыночного успеха. Что-то вроде того советского магазина, который один на весь город, в который обязательно надо попасть, дверь одна и открыта только одна ее створка. Давка, крики, бестолковщина, по полштуки в одни руки, из-под полы полторы штуки.

Именно так - как дополнительную створку двери - воспринимает наше перепуганное и уставшее от толчеи общество любые попытки уточнить и упорядочить образовательную систему, будь то ЕГЭ или новые образовательные стандарты. Вот почему так трудна задача, стоящая перед нашим образовательным сообществом: обернуться лицом к реальности, признать ее и отказаться от порочной практики неестественного отбора.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67