От редакции. История России свидетельствует, что 17 октября 1905 года царь Николай II издал Высочайший Манифест Об усовершенствовании государственного порядка, более известный как "Октябрьский манифест". Данный документ даровал жителям Российской империи гражданские и политические свободы. Чуть более 105 лет спустя в России был издан еще один "Октябрьский манифест". Его автором выступил уже не царь, но режиссер и сыгравший царя Александра III актер Никита Сергеевич Михалков. В своем манифесте, официально носящем название«Право и Правда. Манифест Просвещенного Консерватизма», Никита Сергеевич не только описал свое видение причин проблем, которые ныне актуальны для России, но и предложил методы их решений, подведя под них идеологическую основу. «Русский журнал» не мог оставить подобное без внимания и за комментарием обратился к кинокритику Денису Горелову.
* * *
Никита Сергеевич не тот человек и не из той семьи происходит, чтобы выступать с какими бы то ни было политическими заявлениями без оглядки на кремлевские зубцы. Даже не то что без оглядки, а элементарно без очень подробной консультации. Другое дело, что, пусть даже это его собственная инициатива, одобренная и санкционированная в Кремле, но идеология отказа от либерализма, полугосударственной экономики и полугосударственной идеологии давным-давно уже востребована русским народом и, как всё востребованное русским народом, давным-давно уже помещена на знамена главной партии страны «Единая Россия». Поэтому до тех пор, пока Михалков выступает как частное лицо, крайне авторитетный в стране режиссер, бесплатно пропагандирующий близкие главной партии идеи, всё будет нормально. Как только он начнет претендовать на то, чтобы монополизировать эту идею в качестве лидера Консервативной партии, я думаю, ему быстро укажут на его место в строю. Никуда дальше манифеста всё это дело не пойдет. Ни в случае, если он просто частное лицо, ни в случае, если он вдруг решит стать лидером консервативного меньшинства.
Не факт, что идеи Михалкова окажутся восприняты «на ура» российскими консерваторами. По большому счету, Михалков высказал то, что в своих песнях старается донести до публики Олег Газманов. А Газманов всегда пытается понравиться максимальному количеству представителей малообразованного русского народа. Всё, что сказал Михалков, витает в воздухе как раз среди малообразованных слоев, составляющих в России подавляющее большинство. Что касается консерваторов, это крыло у нас полно довольно харизматическими персонажами, которые вполне устраивают своего консервативного избирателя. Для того, чтобы возглавить это направление, Михалкову нужно едва ли не физически устранить Жириновского, Рогозина, Лимонова и еще пару подобного рода персонажей, что, в принципе, невозможно.
Что касается критики, с которой Михалков обрушивается на курс «либеральной модернизации», то, должен отметить, что картина «Утомленные солнцем-2» уже выступила демонстрацией наличия в голове у Никиты Сергеевича Михалкова абсолютного нечеловеческого хаоса. Этот человек, по-моему, перестал быть адекватным, притом, что в прошлом являлся выдающимся отечественным режиссером. Как следствие, всегда нужно делать поправку на то, что с «Манифестом» выступил не совсем адекватный человек. Публично отказываться от модернизации, например, это не только толкать страну в сторону превращения в сырьевой придаток Запада или Китая, о чем много и многие говорят, но и декларировать себя в положении пусть богатых сырьем, но самых отсталых стран Латинской Америки.