"Здоровье": в поисках дзен

Долго ли, коротко ли, но приоритетные национальные проекты на глазах у изумленной публики безо всякого волшебства, одной только ловкостью чиновничьих рук, превращаются в стратегический аналог "удвоения ВВП". Давно известно, что основной принцип этого удвоения - буквально в соответствии с учением дзен - состоит не в конечности результата, а в бесконечности процесса, в томительности и сладости познания новых вершин и горизонтов. Готовый коан, посвященный действу удвоения ВВП, мог бы, наверное, выглядеть следующим образом: "К учителю дзен Фрадкову утром явились уставшие ученики Кудрин и Греф и со слезами на глазах спросили: "Мастер, как нам удвоить ВВП? Мы бились над этой задачей всю ночь, да только снискали себе славу распутников и хулиганов". Ничего не ответил Фрадков, но ударил Кудрина правой сандалией по голове, а Грефа - левой. Так и постигли ученики сущность дзен".

Описанная выше схема не так забавна, как может показаться на первый взгляд. Точнее, сама по себе она смотрится очень даже весело, однако как только всякая инициатива власти сама себя загоняет в предельно жесткие рамки дзенского ответа на любой вызов, впору хвататься за голову. Подобное выкручивание рук здравому смыслу - первый признак того, что реализуемые ныне масштабные прожекты власти сильно рискуют застрять где-то между "пунктом А" и "пунктом Б", да так застрять, что пойди потом их вытащи.

В общем, все как в сказке: в путь снарядились, деньгами запаслись, от города отъехали да вспомнили вдруг, что кони не поены. Стоят теперь добры молодцы посреди степи и думку думают: то ли домой вернуться, то ли водопой искать. И то и другое движению к намеченной цели не способствует. Эта более чем двусмысленная ситуация и есть тот фон, на котором очень ярко выступают не столько отдельные мелкие огрехи власти, которая все никак не может понять, как же именно в каждом отдельном случае работать с национальными проектами, сколько отражает сомнительность самой идеи приоритетного вкладывания денег неизвестно во что.

Ответственный за национальные проекты Дмитрий Медведев на одном из давнишних уже заседаний президиума по их реализации устроил, казалось бы, почти беспрецедентный по нынешним временам разнос. Одно дело, когда Фрадков низводит и стращает Кудрина с Грефом - это, в общем, аппаратные игры правительства, интересные только участникам да журналистам. Другое дело, когда Медведев в сердцах заявляет: "Проявились родимые пятна российской бюрократии - слабая административная дисциплина, формальное выполнение и срыв сроков по данным поручениям", - так может подумать про себя какой-нибудь чиновник, не слишком понимающий, что в действительности к чему. На самом же деле Дмитрий Медведев - ровно такой же дзенский учитель, как и Фрадков. Только у первого в силу особого положения тапок больше, и лупить он может по непокрытым головам сколько угодно. Результат в обоих случаях будет одинаков: не будет никакого результата. Строго говоря, пенять на чиновников - дело заведомо бессмысленное, потому что единственным ответом, на который способна система, будет стандартное "сами вы там, в Москве, напридумывали чего-то, а нам тут расхлебывать?". Из рук вон плохо проведенная в свое время административная реформа приносит ныне щедрые плоды - это к вопросу о том, что коней перед длительным путешествием нужно напоить, чтобы потом не стоять посреди степи, потрясая ятаганом в бессмысленной злобе.

Позволим себе всего лишь на минуту усомниться в правоте Медведева, такой, в целом, привлекательной правоте, согласно которой чиновники на местах портят всю благостную картину реализации национальных проектов, - и попробуем расставить все точки над "i" в том, что касается "Здоровья", самого удачного примера того, как нельзя реформировать сложнейшую социальную систему.

Вопреки распространенному журналистскому именованию, национальный проект, посвященный очередной попытке реформировать систему здравоохранения, называется вовсе не "Здравоохранение", а именно "Здоровье". Тем самым, по мысли устроителей преобразования, окончательным результатом изменений должно стать не столько реформирование отрасли, сколько полное переформатирование взаимоотношений государства и человека в сфере охраны здоровья. Такой широкой трактовки пугаться не стоит: со здоровьем у нас сегодня действительно намного больше проблем, чем со здравоохранением. И дело здесь вовсе не в пресловутом "русском кресте" (рост смертности и падение рождаемости), который скоро превратится в эдакий дзенский контраналог "удвоения ВВП", а в самом типе отношения к себе, любимым.

Тут-то и начинается та самая путаница, которая в конечном итоге и станет залогом если не провала национального проекта, то постепенного спускания его на тормозах. Проблема - как бы странно это ни звучало - в именовании деятельности. Повсеместная подмена понятий "здоровье" и "здравоохранение" (этим, кстати, начинают грешить уже и сами чиновники) по сути означает размывание цели движения: в масштабном проекте уже одно это равносильно краху. Правительство в рамках одного национального проекта взялось решать одновременно две задачи, не то чтобы противоположные, но явно друг с другом не совпадающие. Меж тем даже четкого и ясного обозначения этих задач пока что не предложено. В простонародье подобные ситуации обычно описываются присказкой "Поди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю что". Стоит ли Дмитрию Медведеву устраивать публичный разнос чиновникам, которые смиренно пошли искать и даже уже кое-что принесли? Оказалось, пошли не туда и принесли не то, но такова уж сформулированная задача.

Большинство проблем здравоохранения как отрасли возникли не вчера, и, чтобы хоть как-то выправить ситуацию, начинать необходимо не с громких заявлений о повышении зарплат, а с тихой работы по изменению законодательства, которое регулирует организационно-правовые формы медицинских учреждений, систему медицинского страхования, систему государственных гарантий, профессионального страхования врачей. Все это необходимо было сделать еще до начала национального проекта, потому как любая инициатива сверху сегодня упирается в какое-нибудь причудливое местное законодательство, которому сам черт не брат.

Два основных направления работы национального проекта "Здоровье - "развитие первичной медицинской помощи" и "обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью" - сегодня наталкиваются на массу неучтенных деталей. Так, например, в Республике Коми посчитали, что сопутствующие массовой иммунизации населения материалы обойдутся бюджету в 30 млн рублей. Речь пока идет только (sic!) о новых бланках сертификатов, которые должны получить все, кто будет вакцинирован. При общих проблемах вертикальной коммуникации регионов и центра к осени мы можем стать свидетелями очень показательной ситуации: вакцины "на местах" будут, а бланки придется искать самостоятельно.

В рамках "развития первичной медицинской помощи", куда и "приписана" иммунизация, правительство уже успело натворить бед, резко повысив заработную плату так называемым врачам общей практики и оставив без изменения жалование почти всех других категорий медработников. Оставим в стороне рассуждения о том, что, прежде чем что-то сделать, нужно десять раз подумать, - и так ясно. Беда странной инициативы с "врачами общей практики" - не в том, что хирурги и окулисты так и остались при своих копейках и кинулись переквалицироваться в терапевтов, а в том, что никто не потрудился объяснить, зачем и кому вообще нужны "врачи общей практики". Правительство просто решило, что "здесь будет город заложён" и, засучив рукава, бросилось махать топором.

Концепция "семейных врачей", которую пытаются внедрить в рамках национального проекта, хороша только тогда, когда опирается на желание каждой конкрентной семьи иметь "своего доктора". Только при этом условии в систему можно вкладывать средства: это, кстати, прекрасно понимает бизнес, который потому-то и не спешил (да и сейчас не спешит) с инвестициями в местное здравоохранение. Проблема "семейных врачей" - не технологическая, а психологическая, ценностная, и решаться она должна исключительно в рамках некоего свободного договора между гражданами и государством. Царским указом хорошо только картошку сажать, но не исправлять системные ошибки огромной, громоздкой, отягощенной десятком-другим советских мифов, отрасли. Именно здесь - в пространстве договора - заканчивается "здравоохранение" и начинается "здоровье": разумеется, этой грани правительственные чиновники в упор не видят.

Казус того же свойства получается и со ставшими уже знаменитыми "родильными сертификатами", которые в теории призваны улучшить подчас катастрофическую ситуацию с до- и послеродовой помощью. По идее, те пять из семи тысяч рублей, которые достаются роддому по сертификату, должны стать залогом человеческого обслуживания роженицы. Однако проблема "человеческого обслуживания" на деле-то не сугубо медицинская, а как раз наоборот, - ценностная, и в ценностной своей части становится вопросом общественного и личного контроля за качеством предоставляемых услуг. Технически введение "родильных сертификатов" не могло не вылиться в массу судебных исков к медицинским учреждениям: именно так должен "работать" сертификат в случае неоказания помощи. Однако исков нет. Значит ли это, что в одночасье все родильные дома стали работать так, как и должны? Разумеется, нет.

Соединив два совершенно разных феномена, отраслевой ("здравоохранение") и социальный ("здоровье") в один национальный проект, власть в очередной раз ввязалась в кровопролитную схватку с существующим отношением людей к самому понятию "медицинской помощи". Однажды подобная схватка уже была выиграна с чудовищными потерями. Называлась она "монетизацией льгот", и никакой разницы между победой и поражением в случае с монетизацией заметно не было. Неумение провести параллели там, где они вполне очевидны - едва ли не самая слабая черта устроителей различного рода "проектов", каждый из которых почему-то мыслится как "вещь-в-себе", совершенно не связанным с целым комплексом смежных отраслей.

"Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью" - очень здравая идея, но работать это "обеспечение" может только само по себе, теоретически, потому что после монетизации даже элементарная донорская помощь оказалась всего за полгода полностью разрушенной. Донорство, кстати, вообще ни в каких проектах не упоминается, и совершенно не ясно, что же будет с тысячами больных детей, которым переливание крови жизненно необходимо. Что будет со школьными врачами и вообще со всей школьной системой охраны и поддержания здоровья - об этом ни в национальном проекте "Здоровье", ни в национальном проекте "Образование" не сказано ни слова. Подобные "черные дыры" можно множить и множить.

Пока регионы рапортуют о закупленном оборудовании и предоставленных роженицам сертификатах, процесс идет, и есть, от чего восторжествовать Эдакая махина сдвинута с места, шестеренки крутятся, пар идет, медные детали блестят на солнце. Дзенское упоение процессом прекрасно, как любование полетом бабочки. Одна беда: здравоохранение - не бабочка и не сумма шестеренок, а сложная социальная конструкция, которую еще надо умудриться не сломать сгоряча. О том, чтобы починить, и речи не идет. Не те нынче мастера.

       
Print version Распечатать