Защищая мультикультурализм

От редакции. Вчера, накануне визита в Варшаву, президент Медведев в интервью польским СМИ рассказал о том, что после того, как вину за массовые расстрелы в Катыни на руководство Советского Союза возложила Госдума, свое отношение к России должны изменить и поляки. Это – очередная важная тема для споров, давно ведущихся на страницах РЖ – политика памяти, новая политкорректность и, мультикульутрализм. РЖ возвращается к теме международных и внутриполитических дискуссий и публикует мнение политического философа Чарльза Тейлора.

* * *

Мультикультурализм представляет собой один из самых серьезных вызовов, с которым сталкивается современная демократия. Как потому, что из-за процессов миграции наши общества подвергаются постоянной диверсификации, так и потому, что доминирующий этос современных демократий все более и более враждебен по отношению к идее подавления различий между людьми.

Ширящийся мультикультурализма – это факт, предшествующий любым политикам, реагирующим на этот факт и называемым нами «мультикультурными». И здесь возникает достаточно большое напряжение, которое порой перерастает в противоречие. Дело в том, что демократии нуждаются в высокой степени консенсуса относительно политической идентичности общества, тогда как деспотические режимы вполне удовлетворяются тем, что население покорно, что оно исполняет законы и уплачивает налоги. Но как соединить культурное разнообразие и надежный консенсус? Задача может показаться невыполнимой, однако в ряде случаев она вполне успешно решается. В частности она была решена в некоторых экономически процветающих и динамично развивающихся западных демократиях. Иммигранты стремятся в эти общества, их привлекают свободы, а также экономические перспективы для них самих и для их детей. Если общество страны-«хозяйки» способно интегрировать иммигрантов, найти для них работу, раскрыть широкие возможности, сломить дискриминационные барьеры и т.д., то иммигранты часто становятся патриотами своей новой родины – часто даже большими патриотами, чем те, кто в этой стране родился. Так происходит, например, в Канаде и США.

Но интегрировать вновь прибывших и бороться с дискриминацией можно только в том случае, если общество принимающей страны убеждено, что приток иммигрантов - это благо, если население приветствует большее культурное разнообразие, поскольку считает, что оно способствует более динамичному развитию и раскрытию творческого потенциала. Таким образом, возникает то, что может быть названо «идеологией мультикультурализма». Идеология мультикультурализма – это представление о том, что наше общество определяется способностью приветствовать и интегрировать различия. Такого рода идеология очень сильна, например, в Канаде.

Когда Ангела Меркель говорит о том, что «мультикультурализм в Германии провалился», я на это могу ответить, что там и не предпринимались попытки достичь его. Во всяком случае, там не было попыток добиться такого мультикультурализма и такой интеграции, о которой я говорил выше. Иммигрантов изначально воспринимали как «гастарбайтеров», что подразумевало, что они, в конце концов, вернутся к себе на родину, а не станут частью немецкого общества. Не предпринималось никаких попыток их интегрировать, обучить их детей немецкому языку, проследить, чтобы они приобретали навыки, делающие их конкурентоспособными при поиске работы. Итог катастрофичен.

Единственное, что внушает надежду, это то, что такая политика подвергается пересмотру и многие немецкие земли начинают принимать меры к тому, чтобы дети иммигрантов интегрировались в немецкое общество. Такого рода мультикультурализм имеет шансы на успех, но только не в том случае, если большинство населения принимающей страны настроено решительно против иммигрантов. Германия и многие европейские общества переживают критическую стадию. В них возникло культурное многообразие, но серьезных попыток интегрировать новоприбывших жителей не предпринималось. Это вызвало чувство отчуждения у иммигрантов и резкую негативную ответную реакцию среди коренного населения.

Теперь эти страны стоят перед выбором: либо дальше идти этим губительным путем, либо принять нормы и принципы, позволяющие добиться успешной интеграции общества на основах мультикультурализма.

Записал Дмитрий Узланер

       
Print version Распечатать