За пиратов ответит учитель

Директора сельской школы из Пермского края со странной фамилией П оносов чуть не упрятали в тюрьму за то, что он по неведению пользовался нелицензионной программой Windows. Эта нелепая история возмутила не только президента страны, но даже хозяина "продукта" - компанию Microsoft. В результате вроде бы все обошлось: дело закрыто. Но "процесс пошел", и тучи сгустились уже над школами Москвы. Если так пойдет, то скоро пересажают директоров всех учебных заведений столицы (а заодно и учителей информатики): нет сомнения в том, что часть компьютерных программ у школ точно пиратские. Но это не их вина.

28 февраля школы Москвы получили письмо из столичного Департамента образования. В нем приказывается: "В связи с исполнением поручения Министерства образования и науки России прошу предоставить в Информационно-аналитический центр Департамента образования информацию об аппаратно-программном обеспечении деятельности образовательных учреждений по установленной форме". И стоит подпись: первый зам. руководителя Московского Департамента образования В.И.Лисов.

Зачем это делается? Дело в том, что существуют лицензионные программы, которые Департамент бесплатно поставляет в школы; есть программы, изначально установленные в школьном компьютере. Это, например, "школьный офис" для составления базы данных по ученикам, учителям и другие "продукты". Но достаточно ли того, что дают бесплатно? Учителя информатики, естественно, утверждают, что нет.

Что не распространяется бесплатно? Текстовые и графические редакторы, среды программирования , а главное - антивирусы. Вернее, антивирусы распространяются, но с лицензией, которая действует очень короткий срок, поэтому в дальнейшем учителя вынуждены пользоваться пиратскими ключами.

Ряд программных продуктов, которые используют уже долгое время для обучения детей программированию, тоже приходится покупать самой школе. Но деньги-то на это никто не выделяет. Естественно, приходилось покупать "пиратки". Объяснение простое: это вопрос цены. Например, нелицензионный Windows стоит максимум 200 рублей на самом дорогом пиратском рынке. На сайтах же компьютерных супермаркетов Windows XP (русская версия, профессиональная редакция) стоит около 4000 рублей. И это только для установки на один компьютер. Почувствуйте разницу!

Кроме того, школы часто используют старые версии программ, на которые лицензий уже не найти (эти программы выпускали в 90-е). Следовательно, в глазах проверяющих, они тоже будут считаться нелегальными. Преподавателям информатики известно, что для обучения программированию лучше всего использовать определенную версию, которая, хотя и устарела, обладает неоспоримыми достоинствами. Это никакое не пиратство! Но руководители и технические специалисты организации, которая и собирает "отчет по лицензиям", говорят преподавателям информатики: "Все равно используйте новый лицензионный продукт".

Дело в данном случае не только в дороговизне. Придется изменить и учебную программу, которая много лет дает хорошие результаты. Победители олимпиад по программированию высокого уровня (вплоть до международных) учились и замечательно учатся на версиях 1992-1994 годов выпуска.

Разумеется, ни одна школа не станет признаваться, что у нее нелицензионное компьютерное обеспечение (ведь иначе учитель информатики подставит еще и директора). Но отчитываться-то нужно по полной программе. К письму Департамента приложен файл, где школе предписано разоблачиться по максимуму, указав и общее количество компьютеров, и то, какими именно операционными системами и программами они пользуются. Сам файл "отчета" прислан в формате последней версии Microsoft Excel. Хочется верить, что у тех, кто создавал этот файл, лицензия на программу зарегистрирована в фирме Microsoft. Но то, что он откроется даже на директорских компьютерах всех школ Москвы, вызывает глубокие сомнения.

Сколько нужно денег школам, чтобы обеспечить себя хотя бы некоторыми из необходимых лицензионных программ? А вот сколько: антивирус на 50 школьных компьютеров сроком на год обойдется в 36 тысяч рублей; Windows XP на такое же число компьютеров - еще в 20 тысяч. Кто-то скажет, что не такая уж большая сумма? Для школ - внушительная. Такую никакой директор в здравом уме не потратит.

В итоге выходит так. Если какая-нибудь школа даст честную информацию о том, какое компьютерное оборудование использует, она настучит на себя. То есть школам предлагают превратиться в унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла. К такому "садо-мазо" мы еще не привыкли. Значит, остается одно: ничего запрещенного не указывать. Тем более толку-то все равно никакого не будет. "Я не верю в то, что Департамент, собрав эту информацию, скажет: надо бесплатно предоставить школам недостающие им программы", - сказал хороший учитель информатики. Основания для пессимизма есть: "отчеты", пусть и не такие "самостукаческие", школам писать уже приходилось. Но за последние 5-7 лет почти никаких программ, кроме MS Windows и MS Office, для школ централизованно не закупали.

Возникает, однако, и другая версия развития событий. Предположим, что толк будет. Что начальство (наконец-то!) и впрямь решило благородно обеспечить школы современными легальными компьютерными продуктами. Так почему тогда просто не берет и не обеспечивает? Чиновники от образования настолько далеки от народа, что не знают о бедности школ и о том, какое именно программное оборудование - "чистое" или "грязное" - те покупают за гроши?

Ответ напрашивается сам: все, что связано со школой, начиная от учебников и заканчивая компьютерными программами, - это миллионные заказы. Потому что это гигантская централизованная система. Получить подряд на поставки в школы, наверное, не менее выгодно, чем на поставки в армию. Оттого издательства так борются за то, чтобы именно их учебники были официально признаны школьными, чтобы именно по ним обучали и учились. Очень похоже на то, что фирмы, продающие программные продукты, тоже понадеялись срубить гигантский централизованный заказ и что их "крышует" кто-то деловитый.

Черт с ними, пускай получают, лишь бы школам было лучше. Но чтобы заказ оказался крупнее, нужно сначала, судя по "делу П оносова" и нынешнему письму московского Департамента образования, организовать скандал. Продемонстрировать всему цивилизованному человечеству, что в наших школах процветает компьютерное воровство.

Но хорошенькое дело. Все знают, что наша страна - насквозь пиратская. 9/10 населения приобретает - из-за их дешевизны - именно пиратские диски с музыкой, пиратские фильмы на DVD и пиратское программное обеспечение. Организации - от магазинов до фирм, заводов и НИИ - не отстают от граждан. Развалы с пиратскими дисками можно обнаружить не то что за пределами МКАД, а прямо на Тверской, на глазах милиции и в двух шагах от стен мэрии. Значит, никто у нас не собирается затевать серьезную антипиратскую кампанию, которую давно пора затеять.

Получается, что за пиратские наклонности большой страны и целого народа у нас призван к ответу один только учитель - самый бедный госслужащий. И ворами окажутся все учителя повально.

Это нравственно? Не лучше ли сразу, еще до сбора компромата и вынесения тысяч приговоров, объявить амнистию директорам школ и учителям информатики?

       
Print version Распечатать