"Я самый главный удмуртский националист"

От редакции. Редакция «Известий Удмуртской республики» находится в обычном советском доме серого кирпича - бывшем здании типографии - в центре Ижевска. Тем удивительнее, что внутри создано уникальное творческое пространство с двухуровневыми рабочими зонами, выставкой молодых современных художников, ЭВС (электронно-вычислительный Сталин) и картинами главного редактора газеты – Энвиля Касимова, которые висят прямо на стенах редакционных отделов. Русский журнал побеседовал с ним об ижевском арт-форуме, угро-финской культуре и об образе Удмуртии.

* * *

Русский журнал: Когда я увидел ваш офис, то понял, что Ижевск меняется изнутри. Девиз арт-форума «Ижевск меняется», прошедшего в ноябре прошлого года, применим не только к узким галерейным стенам, но и ко всему городскому пространству?

Энвиль Касимов: Ижевск – уникальный город. Здесь практически нет местных жителей во втором или третьем поколении, а за годы советской власти через Ижевск прошли несколько основных миграционных волн. Первая из них приходится на 1918 год, когда рабочие Ижевска и Воткинска подняли восстание против большевиков и после поражения Прикамского КОМУЧа около 40-50 тысяч членов рабочих семей покинули родные края и осели в других регионах, вплоть до Манчжурии и США, а до 10 тысяч человек, оставшихся в городе, были казнены карательными отрядами латышских стрелков. Вторая волна затронула период Великой отечественной войны, когда сюда был переведен целый ряд предприятий, главным образом, оборонной промышленности и, кроме того, студенты и преподаватели МММИ им. Баумана, которые, в том числе, завезли в Ижевск джазовые ритмы. Наконец, заключительная крупная миграционная волна случилась в 1960-ых годах.

В настоящее время в Ижевске очень много творческих сообществ, в которых собираются поэты, музыканты, художники. Вместе с тем, большинство из них остается закрытыми для внешнего взаимодействия и очень неохотно пускают в себя новых людей. Поэтому в качестве одной из основных наших задач мы видим создание коммуникационной площадки для взаимодействия таких сообществ, обмена опытом, установления новых контактов.

РЖ: Получается, что, несмотря на все миграционные потоки, одна из типичных черт финно-угров – настороженность – влияет на культурный ландшафт города?

Э.К.: Это вполне объяснимо. Меня когда-то поразил факт, что, несмотря на то, что в Удмуртии всего около 7 % татар и чуть меньше 30 % удмуртов, среди государственных служащих и бизнесменов первых гораздо больше последних. Я сначала было подумал, что это связано с советской системой квотирования, но знаменитый профессор Владыкин, крупнейший специалист по удмуртской этнологии, мне растолковал, что, во-первых, среди удмуртов не принято выделяться, а, во-вторых, они люди более гуманитарного склада ума. И действительно: лучшие доктора, художники, музыканты в Ижевске - удмурты.

РЖ: Как власти республики относятся к вашим акциям, к современному искусству как таковому?

Э.К.: Нам постепенно удается сделать политику инструментом культуры, что не может не радовать. Правда, иногда все-таки без хитростей не обойтись: на одну из выставок президента Александра Волкова удалось заманить, только прислав приглашение не ему, а его внукам с припиской обязательно прибыть вместе с дедом. В ближайших планах – проведение 21 апреля в столице Удмуртии проекта «АРТПАРАД», объединяющего творческую молодежь до 30 лет из Казани, Уфы, Перми, Кирова и нашего города. и работающего в нескольких жанрах – «Медиа», «Звук», «Движение» и так далее. Кстати, куратором направления «Визуальное искусство» станет Сергей Орлов, профессор Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета, много занимающийся с молодежью – школьниками, студентами…

РЖ: Очень правильная позиция: ведь образование в искусстве – важнейшая составляющая процесса становления будущих художников в широком смысле слова!

Э.К.: Безусловно! У нас в регионах, по сути, существует два крупных центра современного искусства – Пермь по наполнению и Нижний Новгород по совокупности предлагаемых возможностей. В Ижевске тот же Сергей Орлов был вдохновителем проекта «ТВорческая дача», которую мы также пытаемся сделать заметным пространством для обучения и развития художников.

РЖ: По вашему мнению, как можно решить проблему преемственности культурной политики в регионах со сменой губернаторов?

Э.К.: Честно говоря, я не вижу этой проблемы. Главное – запустить долгосрочные процессы, и тогда смена власти, которая по определению вещь преходящая, не будет оказывать существенного влияния на формирование культурного ландшафта. Я занимаюсь современным искусством уже более 20 лет – и еще столько же буду им заниматься; когда-то я перестану быть чиновником, возможно, мои инициативы станут меньше поддерживать на региональном или федеральном уровне, но у меня есть друзья-бизнесмены, собственные ресурсы, которые не дадут оставить мои идеи нереализованными. Попытки вмешательства со стороны власти случаются: например, в прошлом году, когда мы проводили фестиваль стрит-арта, перед самым его началом городская администрация попросила эскизы работ на утверждение. Я сказал, что я как художник не имею права вмешиваться в творчество другого художника, - и мы перенесли проект в промышленную глушь Ижевска: когда представители администрации увидели результат, они пожалели, что проект был реализован так далеко от центра, так что, надеюсь, в следующий раз препятствий не возникнет. Помимо всего прочего, Ижевск является единственным городом, участвующим в проекте Совета Европы «Межкультурные города», - и по этой линии мы уже начали переговоры по поводу расширения российской составляющей на всю территорию «Культурного альянса».

РЖ: Насколько я понимаю, ситуация в Ижевске в корне отличается от пермской культурной политики, которой вы восхищаетесь: в Перми проект получает мало поддержки от городской творческой интеллигенции, тогда как в Удмуртии инициатива идет снизу.

Э.К.: Исключение местного сообщества из процессов – большая ошибка. Оно может быть недостаточно развитым, отсталым и так далее, но для повышения уровня и существуют образовательные программы. Когда мы приглашаем в гости признанных мэтров жанра – тех же «Синих носов» или Дубосарского с Виноградовым, они работают с нашими ребятами бок о бок в течение пары недель и становятся друзьями; дальнейшее общение происходит уже без нашего или моего личного участия. Из последних новостей – переезд Антона Николаева в Ижевск на ближайшие два года, но он не просто будет создавать свои произведения искусства в отдельно взятом пространстве, но также обучать местную публику. Только так это работает!

РЖ: В Удмуртии, помимо актуального искусства, существует исконная финно-угорская культура. Один из способов ее популяризации – выпуск двуязычных русско-удмуртских книг, что вы и делаете в своем издательстве, но их целевой аудиторией являются, главным образом, дети. А как можно сделать древнюю культуру интересной для взрослых жителей современного мегаполиса?

Э.К.: Во-первых, у нас есть художники, которые отражают глубинные пласты удмуртских традиций в своем творчестве. Во-вторых, заинтересовать молодежь можно через музыку: в прошлом году мы провели фестиваль, где звучали рок- и рэп-композиции на удмуртском языке, а недавно российский этап конкурса «Евровидение» выиграли «Бурановские бабушки». Однако проблема гораздо шире: необходимо возрождать гордость за родной язык, а среди удмуртов все еще живет выработанная при Советском Союзе привычка стесняться своих корней. Правда, в республике в последнее время появляется все больше националистов: власти пугаются таких течений, но каждый народ должен пройти через этот этап истории, чтобы культура и традиции получили дальнейшее развитие. И, хотя сам я татарин из поселка Балезино на севере республики, в данном отношении я самый главный удмуртский националист и, как могу, способствую сохранению удмуртской культуры. Например, как-то ко мне в редакцию пришел популярный музыкант Анатолий Галиханов с просьбой о трудоустройстве – и я ему предложил вести рубрику в газете об удмуртской музыке - или мы активно сотрудничаем с известным писателем Петром Захаровым, который не только перевел «Камасутру» на удмуртский язык или, скажем, стихотворения Барака Обамы, но и занялся ребрендингом молодежного журнала «Инвожо», что у него неплохо получается.

РЖ: Напоследок снова вернемся к политике. За счет каких направлений Удмуртия как регион может развиваться?

Э.К.: К сожалению, в силу исторических причин в республике хорошо могут делать один продукт – оружие…

РЖ: Значит, недаром в Удмуртии 2012-ый объявлен годом оружия!

Э.К.: Недаром. В 1993 году в «The New York Times» была замечательная карикатура: заваленная оружием Удмуртия и подпись, что в случае отделения от России республика сможет, используя собственные ресурсы, единолично воевать со всем миром в течение трех лет. Кроме того, на хорошем уровне поддерживаются производства молока и куриных яиц: наши бизнесмены даже начали экспансию в соседние регионы – Кировскую область, Пермский край, а президент Волков, в первое время своего правления много сделавший для Ижевска, уделяет все более пристальное внимание сельскому хозяйству… Однако теперь, со вступлением в ВТО, не ясно, насколько конкурентоспособным окажутся удмуртские мясомолочники в условиях глобального рынка. Так что оружие или поиск других креативных решений: из последних поездок мне очень понравился опыт супружеской пары, поднявшейся на бизнесе кронштейнов, штативов и прочих подобных устройств, а теперь практически строящей российский аналог IKEA – сеть магазинов «Mamadoma». Еще все носятся с идеей превращения Удмуртии в туристический центр, но это чистой воды утопия!

РЖ: А космическая индустрия?

Э.К.: Авиация и космос так же, как и оружие, традиционно относятся к наиболее развитым в Удмуртии отраслям. Сейчас появляются новые технологии, например, беспилотники для МЧС, так что потенциал для роста есть. А творческое сообщество не отстает от промышленников и готовится к сеансу связи с инопланетянами: ведь удмурты – такой интересный и загадочный народ, который сам, возможно, спустился на землю из других миров и обязательно найдет общий язык с родственными цивилизациями.

Беседовал Сергей Терешенков

       
Print version Распечатать