X, Y, Z и прочие части поколения

Что могут увидеть отличники в фильме Павла Бардина «Россия 88»? Что может быть им интересно в истории наших правых радикалов, рассказанной с бесстрастностью хроникера языком кинодокументалистики? Но обсуждение фильма стипендиатами Потанинского фонда на летней школе в Бердске могло показаться неожиданным. Отличники думают не только о своих оценках, но и о мире вокруг. Причем русские фашисты вызывают в них не столько отторжение, сколько желание понять, как с этим жить дальше, есть ли механизмы у общества, способные регулировать подобные ситуации? Разговор с Бардиным продолжался на улице до трех часов ночи. Правда, ближе к финалу в нем участвовало едва ли дюжина человек. Много это или нет для школы, куда пригласили 290 человек из 28 вузов? Это в основном институты, расположенные на востоке России, хотя есть и несколько московских ВУЗах (на зимних школах, проходящих в Сочи, представлен в основном Запад страны).

Чтобы попасть на Летнюю школу Благотворительного фонда В. Потанина, надо быть стипендиатом фонда, что возможно лишь для тех, кто получает пятерки в течение двух последних семестров (сейчас стипендии получают 1200 студентов из 60 российских ВУЗов, каждому полагается 3500 рублей в месяц). Но быть стипендиатом – еще не значить получить приглашение в Летнюю школу. «Пропуск» в школу - волонтерский проект, на который фонд может выдать грант (всего к выдаче предназначен один миллион рублей). После анализа заявок в регионах отбираются самые интересные идеи, их авторы проводят затем презентацию в рамках школы. Все проекты разбиты на три группы:

• социально-ориентированная деятельность;

• студенческие научные общества и развитие профессиональных компетенций;

• студенческая жизнь и студенческое самоуправление.

Представленные к обсуждению проекты можно разделить на два основных типа, дающие представление о векторах студенческого мышления. Одни проекты – «альтруистические», они направлены вовне и посвящены внешним социальным связям. Другие призваны обслуживать самих себя, их можно назвать «эгоистическими». Среди первых, например, предложение оборудовать ремнями безопасности детдомовский автобус. После того как весной этого года ввели обязательное правило оснастить весь автотранспорт ремнями, многие детские дома перестали вывозить своих воспитанников на экскурсии и прогулки: банально нет средств на переоборудование автобусов.

Проект «Хождение в народ» связан с развитием интереса к физике и математике в школах Мурома. Для этого студенты МФТИ собираются встретиться со школьниками Мурома и рассказать им о заочных школах, программах дистанционного обучения, видео-лекциях в интернете и прочих возможностях. А победителей физико-математической олимпиады в Муроме пригласить на летнюю математическую школу и на очный отбор в школу им. Колмогорова (СУНЦ МГУ). Как пояснили авторы идеи, Александр Рябченко и Артем Бабенко, Муром был выбран ими потому, что в самом МФТИ нет ни одного студента из этого города. В конечном итоге этот выбор должен обратить внимание на судьбу «малых городов» России, чьи жители лишены многих образовательных возможностей мегаполисов. А проект студентов Челябинского государственного университета «Мир в твоих руках» нацелен на создание «тактильных» книг для слепых и слабовидящих детей, которые в последние два десятилетия оказались практически лишенными образовательной помощи со стороны государства.

На определенную социальную группу ориентирован и проект «Двойная радость» Новосибирского государственного технического университета, где открыты уникальные курсы для пожилых людей. 20-летние студенты решили ставить вместе со студентами в возрасте спектакли, чтобы показывать их в детских домах. Название первого – «Ползет амеба по субстрату».

Эти проекты оказались среди победителей грантового конкурса (правда, «автобусный» проект получил поддержку в сто тысяч рублей не от фонда, но от одного из спонсоров, фирмы L’Oreal). Они выгодно отличаются от другой группы проектов, которые можно было бы назвать «эгоистичными» и которые составляли большинство среди заявок.

Так, студенты МГСУ предложили в рамках “3D-HOUSE” провести мастер-классы по освоению программы 3-D моделирования, столь необходимой при общении строителей с заказчиками. Правда, этот предмет входит в программу многих факультетов МГСУ, но не всех. Само обучение стоит порядка 10-15 тысяч рублей, студенты получат и доступ к лицензионному программному оборудованию, цены на которое превышают сто тысяч руб. Проект был отмечен как интересный, но гранта не получил – видимо, показался «зацикленным на себя», без возможности его развития в будущем. Зато получила поддержку совместная инициатива Пермского государственного университета и Пермского государственного технического университета «BOOKи в руки», призванная облегчить процесс обмена прочитанными книгами. Подобное движение существует во всем мире, правда, там книги «пускают в плавание» безо всяких грантов, лишь благодаря инициативе самих читателей. В Перми же испытали потребность в деньгах – на обустройство шкафов и рекламную кампанию. Русская специфика?!

Впрочем, конкурс проектов ставит своей целью не только решение социальных задач, но и развитие умения работать в команде, грамотно формулировать цели и научиться внятно и в меру эффектно их представлять. Умение дискутировать – одно из важнейших качеств на подобных школах, призванных восполнить дефицит реальных дискуссий в политическом поле современной России. Хорошие примеры таким дискуссиям подали два ток-шоу, организованных в Доме ученых в Академогородке. Одно было посвящено теме «Поколение Y: миф и/или реальность?», другое – вопросу «Интернет: пространство культуры или аццкий отжиг?». В первом случае естественным образом пришли к выводу, что разделения на поколения если и есть, то не по возрасту (в качестве альтернативы был предложен афоризм «Поколение – это группа людей, которые околевают примерно в одно и то же время»). Куда больше эмоций вызвало обсуждение эмиграции будущих выпускников. Предпочтения студентов свелись к формуле «МВД/Газпром – уехать», аплодисменты вызвал выступивший на стороне потенциальных эмигрантов студент из государственной академии госслужбы.

В «интернет-шоу» его участники в большинстве своем предпочли свалиться куда-то в область футурологии в розовых очках, и скорее сулили райские кущи, чем анализировали помойку интернета. Последним занимались скорее сами студенты, чьи высказывания с течением вечера становились все более критическими. На сцене же лишь директор новосибирского Краеведческого музея Андрей Шаповалов сохранял трезвость суждений, настаивая на прикладных, а не тотальных свойствах Интернета. Спасала положение и ведущая ток-шоу Юлия Мучник, звезда независимой томской тележурналистики (канал ТВ-2, где она работает, - единственный, наверное, в России, позволяющий себе регулярно и непредвзято говорить о М.Б. Ходорковском; говорят, защиту от многочисленных доносов телеканал неожиданно находит лишь в Москве).

Предоставление таким независимо мыслящим экспертам возможности общаться с молодежной аудиторией – одно из главных достижений фонда. Благодаря им могут развиваться стипендиаты, в целом пока что оправдывающие то определение «поколения X», которое дала на одном из ток-шоу Мариэтта Чудакова: «выжидающее поколение». Возможно, отличники – не лучший срез для подобных наблюдений (такое ощущение, что стипендиатам фонда не хватает «неправильных членов», нестандартно мыслящих двоечников и троечников, из которых часто – особенно в естественных науках - вырастают гении). Но тенденция очевидна: «эгоистичные» проекты приходят в голову первыми, «альтруистичным» приходится вызревать. В обществе, где моральные ценности подвержены постоянной инфляции, подобная ситуация не выглядит удивительной. Удивительно, что лишь немногие позволяют себе задуматься о ней и в том или ином виде с нею работать.

       
Print version Распечатать