Всеобуч любой ценой

Для введения обязательного общего образования в России нужно 30-40 млрд рублей

Пушкина - в заочное ПТУ

Самое удивительное, что на "круглом столе", проходившем в июне в Комитете по образованию и науке Госдумы, глава комитета Николай Булаев проникновенно убеждал собравшихся, что никакой спешки в принятии закона об обязательном всеобуче в России не будет ("мы будем долго обсуждать плюсы и минусы такой идеи и только потом решим, что делать"). Но умные люди в кулуарах утверждали: ничего подобного - закон во втором (практически последнем) чтении примут в начале июля. Так и случилось. А между тем условий для введения всеобуча как не было, так и нет.

На деле все свелось к тому, чтобы любой ценой заставить подростков учиться после 9-го класса. Кое-какие замечания все-таки были учтены. Например, теперь в школе можно учиться не до 20 лет, а до 18-ти. То есть очевидный бред все-таки убрали. Зато добавили новые "изюминки": недоросль, не ликвидировавший "хвосты" по двум и более предметам или условно переведенный в следующий класс (но не пересдавший "хвост" по одному предмету), не может продолжать учиться в "дневном" учебном заведении (ПТУ, например). Он имеет право закончить свое среднее образование только в вечернем или заочном учебном заведении. Зампред Комитета по образованию и науке Олег Смолин возразил против такой поправки: дескать, тогда Пушкина, у которого в Лицее был "ноль" по математике, нужно было бы выгнать в вечернее ПТУ. Но возражение было проигнорировано.

В новой редакции закона появились пункты статей, которых раньше не было вовсе. Теперь предписано утверждать не только порядок проведения экспертизы учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в школе, но и отбирать издательства, имеющие право выпускать такие учебники. Олег Смолин назвал эту статью лоббистской и ущемляющей свободу. Однако и это его возражение "прокатили".

И, наконец, главное, за что выступал зампред думского комитета: необходимо отсрочить введение в силу этого закона на два года. Пока стоит дата 1 сентября 2007 года.

Аргументы в пользу такой отсрочки (сама-то идея введения обязательного полного среднего образования правильная) кажутся нам очевидными. И первая - такая: для осуществления этой благородной идеи нужны большие средства. При этом одним из главных аргументов правительства и думцев является то, что якобы никаких дополнительных средств на реализацию закона не потребуется. По сведениям Минобра, в старших классах не учится всего 50 тыс. человек. Но по подсчетам Общественной палаты, в 10-11-м классах не обучается 1 млн 200 тыс. подростков. У прокуратуры - другие цифры: 1 млн 900 тыс. По расчетам Общественной палаты, для осуществления всеобуча понадобится 30-40 млрд рублей.

Очевидно, что такие деньги отпускать на это "благородное" дело никто не собирается. Значит, всеобуч превратится в фикцию. Олег Смолин заявил, что в случае, если поправка о переносе введения закона на 1 сентября 2009 года не будет принята, фракция коммунистов за закон не проголосует.

Мнение Общественной палаты

Ни одна из поправок Смолина принята не была. Так же как не дали слово для выступления члену Общественной палаты Любови Духаниной, курирующей там этот закон.

Нам удалось поймать ее в тот момент, когда она покидала зал заседаний.

- Общественная палата полностью поддерживает принятие этого закона. - сказала Любовь Духанина. - Работать над повышением качества интеллектуального потенциала нации все-таки следует. При этом у Общественной палаты есть ряд замечаний по законопроекту... Многие из них были учтены.

Мы поинтересовались, что учтено не было.

- Ко второму чтению Госдума внесла ряд поправок, связанных с печатанием учебников и учебных пособий, и поправку, связанную с правом выбора учителем учебно-методических пособий и дополнительных материалов. Госдума учла точку зрения Общественной палаты и сняла поправку, связанную с ограничением методической свободы учителя (учитель - по этому закону - не мог на свой вкус выбирать даже дополнительную литературу и учебно-методические материалы). А ведь преподаватели иностранных языков привлекают дополнительную литературу, связанную со страноведческими аспектами страны изучаемого языка, с ее культурой... Преподаватели естественно-научного цикла часто используют информацию о современных достижениях ученых. Эта поправка лишала учителя возможности привлекать такие материалы. Мы активно выступили против нее, и она была снята.

На сегодня спорным остается вопрос о создании механизма отбора издательств, которые будут печатать учебники и пособия. Мы считаем, что эта отрасль достаточно монополизирована и жесткое определение издательств или механизма, по которому единожды будут избраны издательства, противоречит концепции создания конкурентной среды во всех областях народного хозяйства. На наш взгляд, все издательства, в том числе и вновь созданные, должны иметь равные стартовые возможности для заявления своего права на получение госзаказа на издание учебников и учебно-методических пособий. Для реализации этой позиции механизм имеется. Например, надо сделать по учебно-методическим пособиям такой же порядок экспертизы, как и по учебникам. Чтобы они сначала проходили хорошую общественную экспертизу специалистов. Это можно обеспечить, создав профессиональные предметные комиссии и экспертные советы при Минобрнауки.

Общественная палата считает, что для выполнения этого закона необходимо привлекать дополнительные ресурсы. В зале возникла полемика по поводу того, сколько детей не посещают школу в 10-11-м классах. Цифры различаются на три порядка. Это объясняется тем, что, когда Минобр собирает сведения о подростках, находящихся вне образования, учитываются только те дети, которые в школе учились, но вышли за ее стены. Результаты переписи 2006 года говорят о том, что около 6 млн детей вообще не учатся в школе. Это 15% ребят от 7 до 18 лет. Нужно создать механизм выявления этих детей. Раз Минобр так расходится в цифрах, значит, там не знают этих детей. Нет данных, где они живут, какого они возраста. Кто-то должен начать заниматься этой работой. Кто? Школа, органы опеки, внутренних дел, муниципалитеты?

Второе: нужно создавать механизмы мотивации этих детей к обучению. Многие ведь не ходят даже в начальную школу. Но это происходит по разным причинам. Кто-то - потому, что мама-папа пьют и они не могут записаться в школу. Другие не ходят в школу потому, что им не на что купить одежду, портфель. И в этом смысле нужно говорить о механизме материальной поддержки тех семей, которые не в состоянии отправить ребенка в школу. Существует колоссальное количество вопросов, связанных с обучением детей-инвалидов. Несмотря на то, что уже созданы градостроительные нормы, которые следует учитывать при возведении школ (пандусы для колясочников), в реальности нет образовательных учреждений, в которых могли бы учиться дети с физическими недостатками. Это тоже требует дополнительных средств.

Те 50 тыс. подростков, которые не учатся в 10-11-м классах (цифры Минобрнауки), - это дети с дислексией, дисграфией, гиперактивные или, наоборот, с замедленным мышлением. И это не патология, ведущая в коррекционную школу, а физиологические и психологические особенности детей, которые обучаются в массовой школе. Значит, педагогическая система оказалась неадекватной их возможностям и способностям. Она вытолкнула их. А ведь это подростки, которые требуют больших усилий от педагогов, психологов, от социальных педагогов. Для работы с ними нужно срочно находить людей и создавать систему повышения их квалификации.

Это означает, что на детей с такими особенностями государство должно выделять повышенные средства. В Чехии, к примеру, коэффициент, повышающий затраты на таких детей, составляет 1,3, а в Голландии - 1, 8.

Чтобы должным образом реализовать очень хороший социально значимый проект, нужно доработать механизмы - как юридические, так и финансовые. В законе же не идет речи о цифрах и механизмах. Он носит чисто декларативный характер.

P.S. Пока мы стояли с Любовью Духаниной, из зала вышла зампред думского Комитета по образованию и науке Валентина Иванова. По ее мнению, никаких проблем с законом нет и дополнительных средств на его реализацию не нужно (такое впечатление, что все разумные доводы и аргументы коснулись ее ушей, как легкий морской ветерок, который чуть взлохматил волосы и уже улетел далеко и навсегда): "У нас в России 37,6 тыс. школ. И если 50 тыс. не ходят в 11-й класс, ну даже если 100 тыс. не ходят, то в среднем на одну школу России приходится полтора-два, от силы три-четыре дополнительных школьника! И они говорят, что мы не готовы к принятию этого закона к 1 сентября. Да еще как готовы! А демографическая яма!"

Так что готовьтесь к всеобучу, господа.

       
Print version Распечатать