В истории нельзя все свести к датам

Выпускники школ России начали сдавать ЕГЭ. О том, что из этого получится, мы поговорим позже – скорее всего осенью, когда станет понятно, сколько молодых людей не получат Аттестатов зрелости (не осилят двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике; по предварительным оценкам – это 100 тысяч человек). А еще позже, после первой студенческой сессии станет очевидно, насколько эффективен ЕГЭ в качестве инструмента для отбора абитуриентов: преподаватели на себе почувствуют, какое число 95-100-балльников окажутся успешными в вузе.

Но пока начинать разговор об итогах ЕГЭ рано. В то же время, уже поздно говорить о том, насколько совершенен или несовершенен Единый экзамен. На сегодняшний день его присутствие в образовании страны – свершившийся факт.

Это вдруг стали понимать и граждане. И искать выход из безнадежной, по мнению многих ситуации. Так, Государственный Исторический музей в дни проведения ЕГЭ провел «круглый стол» «Изучаем историю в историческом музее: роль Государственного Исторического музея в подготовке к экзамену по истории».

Что такое ЕГЭ по истории

Самое удивительное, что еще в прошлом году министр образования и науки Андрей Фурсенко, соглашался с тем, что ЕГЭ по гуманитарным предметам – литературе и истории – мало что проверяет. Прочитав об этом, большинство гуманитариев ждали, что эти предметы, все-таки, разрешат сдавать в традиционной форме. Однако про обещание было забыто. Так же, как и про то, что ЕГЭ задумывался как экзамен, который требуется разделить на базовую часть и углубленную, профильную.

Итак, 15 июня выпускники придут в специально отведенные для этого места, чтобы сдать ЕГЭ по истории. Как проходит такой экзамен? Во-первых, на него дается три часа. Тестовое задание по истории включает 3 раздела, которые состоят из 50 заданий. Первая часть А) проверяет элементарную историческую грамотность и состоит из 33 вопросов. На каждый из них даны четыре вариантов ответа, из которых надо выбрать только один верный. Например: «Известными учеными в России ХIХ века были А) М.В.Ломоносов, Б) С.В.Ковалевская, В) П.Л.Капица, Г) Н.А.Лобачевский, Д) В.О.Ключевский, Е) И.В.Курчатов. Из предложенных вариантов ответа нужно выбрать один. Например: 1) АБД…

Вторая часть В) содержит 10 заданий. Они требуют краткого ответа в виде даты, слова или имени, которые вписываются в специальную строчку. Например: «Установите соответствие между именами вельмож и именами государей, при которых вельможи прославились. Вельможи имеют свою букву, а государи – цифру. Вот и нужно внести в таблицу определенную цифру под соответствующей ей буквой.

Наиболее трудной является третья часть теста – часть С), включающая 7 заданий. К каждому из них необходимо написать развернутый ответ в свободной форме на специально предназначенном для этого бланке. Уровень сложности заданий в этой части теста можно сопоставить с уровнем предметных олимпиад. Например, дается фрагмент из воспоминаний некоего человека, жившего в ХIХ веке. Прочитав его, предлагается ответить на такие вопросы: в какие десятилетия могли произойти события, о которых идет речь в отрывке; в каком году было отменено зависимое положение крестьян, о котором идет речь? Или еще: на основе текста и знаний по курсу истории укажите, в чем проявлялась зависимость состоятельных крестьян (торговцев, промышленников) от помещиков. Назовите не менее трех положений. И так далее.

Максимальное число баллов, которое можно получить при сдаче ЕГЭ по истории, 69. На самую сложную часть теста - часть С - приходится 22 балла (потом они пересчитываются в 100-балльную шкалу)…

Что не устраивает

По мнению Алексея Лубкова, профессора, заведующего кафедрой исторического факультета МПГУ, ЕГЭ вообще не применим к таким предметам, как литература и история. Понимание истории не сводится к выбору вариантов ответа. А ЕГЭ не может тут быть универсальным измерителем. Он может давать некий срез уровня информированности ученика и его возможности в определенных экстремальных условиях выбрать правильный ответ. Но это отнюдь не срез его знаний, компетенций в области истории как учебного предмета.

По мнению Алексея Лубкова, опыт этого года поможет внести определенные коррективы: ведь «даже, если мы знаем, когда была Гражданская война в Испании, кто такой Генрих IY, когда был четвертый Крестовый поход, это еще не значит, что мы что-то понимаем в истории. В истории нельзя все свести к датам и к хронологии. В истории время течет по-разному: в Америке – по-своему, в России – по-своему. Есть понятие «исторического пространства». Структура взаимодействия между личностью, государством, обществом и семьей в разных цивилизациях - разная.

Между тем, опасность заключается в том, что учителя 10-11-х классов превращают теперь изучение истории в натаскивание на факты и даты. Главное – сделать так, чтобы этого не происходило. Это – мнение Ларисы Орчаковой, доцента юридического факультета Московского института экономики, менеджмента и права.

Проблема в том, что сделать это крайне трудно, если вообще возможно.

Музей может спасти?

В общем-то главная цель «круглого стола» была доказать, что Исторический музей способен компенсировать то, что «убил» ЕГЭ. Что своими программами он может одушевить (в смысле вдохнуть душу в хронологические ряды истории), сделать осмысленным понимание истории.

Но при этом, отечественные музеи нужно будет переделать под европейский стандарт. Как рассказал Андрей Куренышев, доктор исторических наук, сотрудник музейно-образовательного отдела ГИМ, примером может стать, например, Боннский музей современной истории: «Музей замечательный потому, что там можно учиться. Там можно проводить исследовательский процесс прямо в экспозиции. Учиться той самой гражданственности: есть зал, имитирующий Бундестаг; можно придти в «конституционный суд». При мне группа из Бельгии изучала вопросы демографии».

А вообще-то, во всем виновато время. Даже в том, что появился ЕГЭ. Так считает зав. кафедрой всеобщей истории РГГУ, Наталья Басовская.

«Дальше бороться с ЕГЭ, – сказала Наталья Басовская, - это, в сущности, не увидеть, что цивилизация всегда, на протяжении не одной тысячи лет, несла в себе, наряду с очень позитивными результатами, обязательный элемент разрушения.

И некие ценности, которые подчас действительно жаль, беспощадно снимаются цивилизацией с повестки дня. Начиная с ХIХ века, не раз повторяется, что по мере повышения уровня цивилизации, снижается уровень нравственного состоянии общества. А значит, надо жить, работать и действовать в предложенных обстоятельствах. Россия, которая имела свой темп исторического развития, пришла к этому явлению – прямого воздействия технологического прогресса на систему образования (в данном случае).

В системе образования, которая утвердилась во всем цивилизованном мире, со всеми ее издержками, есть колоссальные изъяны. Она перешла от проверки того самого содержания, способности мыслить, анализировать, - к проверке других свойств. Даже той же самой сообразительности. Это – игра, которая пришла как форма развития сегодняшней цивилизации, в систему образования. Где удачно, где – неудачно. Homo ludense – человек играющий. Это тоже уже случилось.

Сейчас в России (как это часто бывает) – огромные ножницы между принятием идеи, и ее воплощением. Среди вопросов ЕГЭ есть чудовищные. Например: кто из героев «Горя от ума» сказал, что он состоит в тайном обществе? А среди ответов – Репетилов! Эти вопросы составляли не самые ответственные, образованные и тонкие люди. Их необходимо совершенствовать, но уйти от ЕГЭ нельзя»!

По мысли Натальи Басовской, образование технологизировалось во всем мире. И по этой причине оно везде очень много потеряло. Прежде всего, эмоционально, интеллектуально. Поэтому именно Музей, именно такая деятельность, как музейное просветительство, могут слегка исправить положение.

"Думающее молодое поколение мы в основном на сегодня теряем. Нынешнее поколение – "кнопочное", - утверждает Наталья Басовская. Они уже рождаются с умением нажимать нужные кнопки. Это нужно принять как данность. Поэтому, учитывая то, что «думающее» поколение мы быстро не вернем, нам надо не потерять чувствующее. Поколение, способное, в частности, любить историю. И родную историю прежде всего.

И помочь здесь сможет современный музей. Тот, который воспринял элементы новых технологий и потому не погиб.

Я бывала во многих иностранных и наших музеях (где-то мы технологически немножко отстаем; но немножко). Музей ввел аудионаушники, возможность «поиграть» с экраном. Но он не потерял своей души. Поэтому, если прямо для ЕГЭ музей сделать ничего не может, то для уравновешивания утрат от ЕГЭ - вполне. Тем, что атмосфера музея для «кнопочников», которых в детстве почти насильственно приводят в него, все еще очень на них влияет. По контрасту с их технологиями, в музее они вдыхают его ауру, атмосферу. Я сужу по своему, абсолютно «кнопочному» внуку. С ним что-то случается в музее. В последний раз мы были в Дарвиновском. Конечно, он спросил: будут ли какие-то «кнопки»? Умные люди сделали им кнопки. Но какие! Послушай соловья Он бежит к этой кнопке, а замирает ради соловья. И так далее. Я вижу огромную перспективу в деятельности музеев – священных духовных организаций, которые на данный момент могут сделать больше других".

Это поколение – не только кнопочное, они еще визуальщики. Читать они почти разучились, но они слышат в свои «бананы» хорошо, а еще лучше видят. У современных молодых людей изменилась роль органов чувств. И потому только у музея есть эта счастливая возможность соответствовать их потребностям.

По заветам Александра II

Надежда Мальцева, главный специалист по культурно-просветительской работе ГИМ, вспомнила о том, как высказывался об Историческом музее Александр II: "Я хочу, чтобы он стал предметом национальной гордости и катехизисом российской жизни. А значит, в том числе давать и историческое знание, и воспитание".

С открытия первой экспозиции в 1883-м году ГИМ начал исполнять это назначение. С 1885-го года главными посетителями музея стали гимназисты, реалисты, студенты из Москвы и Петербурга. А позже – и учащиеся церковно-приходских и рабочих школ. Но тогда Исторический музей проводил не экскурсии, а «объяснял коллекции».

В 1910 – 1911 годах музей первым провел социологическое исследование – опрос учащихся и преподавателей. Их спрашивали, что бы они хотели получить от музея. И выяснилось, что ученики и преподаватели ждут от музея не просто показа памятников (типологическими рядами, как это было в ранних экспозициях), а систематической экспозиции, показывающей картины русской жизни на протяжении всей ее истории. Они хотели видеть исторический процесс развития общества на территории России.

Получив такой заказ, ГИМ стал понимать, что для работы с посетителями нужны не столько коллекционеры и организаторы, а педагоги. Люди, которые знают, что должно давать образование. Не случайно в 1912 году музей обратился в Министерство Просвещение за разрешением принимать в музей женщин со специальным педагогическим образованием. До этого женщин туда не принимали. Тогда же был создан специальный отдел для разработки нового жанра: не просто объяснять памятники, а включать их в широкий исторический контекст.

Новая экспозиция появилась в 1923 – 1925 годах и по ней уже проводились экскурсии: и тематические (обучающие по школьной программе), и обзорные (для широкого круга людей), и сквозные.

Исторический музей стал образовательной базой. В доперестроечные времена, до закрытия главного здания ГИМ на капитальный ремонт, посетителями на 60% были школьники и студенты (это число уменьшилось в первые годы перестройки). Педагоги Исторического музея проводили экскурсии по истории России IХ-ХIХ веков. И это позволило вернуть в музей прежнюю аудиторию.

Сегодня экспозиция полностью восстановлена. Здесь проводят тематические экскурсии для детей – начиная со второго класса. По признанию сотрудников музея, они способны готовить детей и к ЕГЭ.

Однако возникла опасность того, что ЕГЭ, а точнее изменившаяся система подготовки к итоговому экзамену, искоренит саму потребность в музейной педагогике. До сих пор, со второй половины учебного года резко возрастали учебные заказы от старшеклассников. И если пока еще живут и работают педагоги, привыкшие воспринимать Исторический музей как определенную образовательную и воспитательную базу, то это может скоро кончится. ЕГЭ может отбить у учителей желание посещать ГИМ. Этого-то больше всего и боятся музейщики.

       
Print version Распечатать