В Год учителя педагогам станет хуже

Как известно, 2010-й год объявлен Годом учителя. А потому и президентом, и премьер-министром, и прочими высокими лицами произносятся разумные слова о том, что нужно поднять статус педагога, расширить его права. И что образование у нас – один из главных приоритетов. Между тем, жизнь демонстрирует другое: статус учителя упал (и продолжает падать) ниже плинтуса, школа приравнена к сфере услуг, на образовании хотят сэкономить, а «реформаторские» законы и решения, принятые в последние годы, не только не улучшили ситуацию, а во много раз ее ухудшили.

Бюджетное АУ

Раз Год учителя объявлен, значит, нужно что-то делать. А если и не делать, то хотя бы обсудить непростую ситуацию. Вот и Госдума провела «круглый стол» «Статус педработника: состояние, проблемы, перспективы», и Совет Федерации - парламентские слушания «О нормативно-правовой поддержке педагогов в Российской Федерации». Решено вместо старого закона «Об образовании», в который было внесено 62 исправления(!), создать новый интегрированный «Закон об образовании в Российской Федерации», который упорядочит беспорядок.

Недавно принятые законы четко отражают одну тенденцию: стремление сэкономить на образовании; в частности, - сбросить школу с бюджетного обеспечения. Во всяком случае, свести его к минимуму.

В 2006-м году был принят закон об автономных учреждениях (АУ). Школе предлагался выбор: либо экономическая свобода (право использовать дополнительно заработанные деньги по своему усмотрению), либо – сохранение бюджетного финансирования и гарантированные социальные гарантии (без права на экономическую свободу).

Благодаря усилиям общественности, удалось добиться признания перехода в АУ добровольным (только с согласия коллектива). О том, что абсолютное большинство учебных заведений предпочло бюджетное финансирование, говорит тот факт, что в статус автономных учреждений перешло менее полу-процента всех школ страны.

Тем не менее, идея сохранилась в головах власть имущих, и теперь Правительство пытается принудительно загнать всех в то, что раньше называлось АУ.

12 февраля в первом чтении Госдума приняла новый законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». 99% членов фракции Единой России проголосовали «за» такие изменения.

Госучреждения будут разделены на бюджетные и казенные. Причем, только казенные будут, как и раньше иметь гарантированное бюджетное финансирование (школы казенными не являются). Бюджетные же учреждения должны будут в основном сами зарабатывать деньги.

Таким образом, экономическая самостоятельность бюджетных организаций с 1 января следующего года расширяется практически до уровня автономных учреждений. Это вернет им свободу распоряжения финансовыми активами. Раньше свои побочные заработки (например, за сдачу помещений в аренду), они должны были сдавать в бюджет, а теперь – нет. Если бы законопроект ограничивался лишь этим положением, его можно было бы только приветствовать.

Самое страшное, что у государственных и муниципальных бюджетных учреждений отнимаются гарантии бюджетного финансирования. Они переводятся на финансирование путем государственных заданий. Соответственно лишаются права на субсидиарную ответственность учредителя. Не дали школе госзадание, значит, у нее нет денег. Нужно зарабатывать самостоятельно. Как следствие всего этого, будут стремительно развиваться платные образовательные услуги, помещения будут максимально сдаваться в аренду. И школа в год, следующий за Годом учителя, может стать платной.

Мало того, что платить за школьное образование не под силу большинству родителей, зарабатывать таким образом не под силу и школе. В итоге, бюджетные учреждения, которые не смогут свести концы с концами, попадут под банкротство и лишатся помещений.

Такой вот способ реорганизации школ (путем их закрытия). В группе особого риска – сельские школы, которые и так планомерно уничтожаются.

Сельский учитель остается без льгот

Мало того, что сельского учителя не так давно лишили отсрочек от армии, в Год учителя его скорее всего лишат еще и льгот на оплату жилья. Он их потеряет благодаря простому упорядочению законов.

По 122 закону 2004 года в ведении федерального центра осталось лишь высшее образование и федеральные образовательные учреждения всех других уровней. Дошкольное, школьное, начальное и среднее профобразование передали на уровень регионов.

Но в законе «Об образовании» осталась норма, следуя которой педработники в сельской местности пользуются правом на бесплатную жилплощадь с отоплением и освещением, а также на первоочередное предоставление жилья.

И тут-то (в период всеобщей экономии на людях) «вдруг» обнаружили правовую нестыковку: в законе не сказано, кто финансирует расходы на уплату таких льгот – федеральный бюджет или бюджеты субъектов РФ.

Наступил Год учителя. И только поэтому, рассмотрение изменений в законодательство, связанное с тем, чтобы (как это задумано) передать заботу о льготах для сельских учителей субъектам РФ, многократно откладывается. Это, конечно же, связано со страхом скандала. Ведь понятно, что регион региону – рознь. Есть бедные, а есть богатые. Бедные регионы просто сократят эту льготу для сельских учителей. Таким образом, большинство их лишится.

Так и произойдет, если меры поддержки сельских учителей не будут устанавливаться федеральным законом. На что рассчитывать трудно.

Как результат, учителя будут уезжать из села, школы будут закрываться. Только происходить это будет уже в геометрической прогрессии. Впрочем, все это вполне соответствует планам Минобра, связанным с реструктуризацией сельских школ.

Повысить зарплату, уничтожив соседнюю школу

Как известно, одним из главных способов повысить зарплату педагогам (помимо грядущего перехода на новую систему начисления учительских зарплат, включающих базовую часть, и стимулирующую), считается перевод школ на нормативно-подушевое финансирование (деньги следуют за учеником; чем больше в школе учеников, тем больше денег). Но такой способ отнюдь не устраивает педагогов.

Только что в Интернете появилось письмо алтайских учителей, обращенное Президенту РФ, депутату Госдумы Олегу Смолину, Министерству образования, Губернатору Алтайского края и многим другим лицам и организациям (237 подписей).

Главный его смысл заключается в констатации того, что школы, путем введения нормативно-подушевого финансирования, фактически переводятся на рыночные отношения. Но при этом, за учредителем остается: назначение директоров школ и распределение бюджетного финансирования. Поэтому именно от учредителя зависит эффективность работы школы, подбор кадров, материально-техническое оснащение. И в итоге – наполняемость школ учениками. И получается, что одни школы заполнены, а другие – недоукомплектованы.

Это проблема решается «просто» - путем уничтожения малокомплектных школ и укрупнения «крупных». Все это делается, вместо того, чтобы создать привлекательные условия для малокомплектных школ.

При этом, естественно, происходит реструктуризация и консервация освободившихся помещений.

В итоге создалась катастрофическая ситуация: в классах укрупненных школ теснится по 30-36 детей. Занятия в них – в две смены. «О каком качестве образования и индивидуальном подходе (когда идёт об усреднении уровня подготовки учащихся), о каком здоровом психологическом климате может идти речь при такой переполненности классов? Отсутствие индивидуального подхода в переполненных классах может привести только к одному – к потере интереса к учёбе, от которой прямой путь на улицу, к наркотикам», - пишут авторы письма.

«По статистике Управления Алтайского края по образованию, - пишут учителя, - в 2009 году в крае было реорганизовано путём слияния, законсервировано или ликвидировано 128 школ! В 2010 году только в городе Барнауле планируется слить 8 школ! По данным, опубликованным городским комитетом по образованию, 39 школ имеют сегодня наполняемость от 400 до 700 учащихся, что относит их к числу недоукомплектованных школ, выходит, что они также подлежат реорганизации»?

Ущемлены права учителей: «родители, учащиеся, педагоги не уведомляются заранее о предстоящей реорганизации, а ставятся перед фактом. Причём в отношении учителей зачастую применяются жёсткие методы административного давления с целью пресечь любые проявления недовольства и несогласия» (фрагмент письма).

Ущемлены права родителей и детей: «закрытость и насильственные методы проведения процессов реорганизации школ не могут не приводить к протестам общественности. Фактически чиновники от образования решают за родителей, в какой школе должны учиться их дети, нарушая законное право родителей на выбор учебного учреждения».

А вот и отношение авторов письма к реформе образования: «почему за благими намерениями, объявленными по всей стране, скрывались те диверсионные мероприятия, которые беспрепятственно воплощаются сегодня? Почему государство не хочет искать другие способы экономии бюджетных средств, решив сэкономить на детях? Это означает, что мы уже у края пропасти? Или дети перестали быть особой ценностью для государства?..

Почему было признано допустимым проводить какие-либо реформы в образовании через создание стрессовых ситуаций для детей и их родителей (при вынужденном переходе в другие школы и пертурбации классов), для педагогов, а в основном это молодые учителя с меньшим педагогическим стажем?

Для нас является сомнительным, что ликвидация сельских школ и содержание детей в интернатах, содержание автобусного парка и авторемонтных мастерских, ремонт дорожных покрытий, которые закладываются в смету бюджета при реорганизации, является более экономически выгодным, чем содержание сельских школ. И о какой экономической выгоде может вообще идти речь, если без школы произойдёт постепенное вымирание села»!

Что сделать

Президент академии труда и социальных отношений Николай Гриценко, выражая мнение думского «круглого стола», предложил внести главу о статусе педагогического работника в готовящийся закон «Об образовании в РФ». При этом он предложил привести в соответствие с новым большим законом сопряженное законодательство (иначе ничего не будет работать).

Предложено приравнять статус педагога к статусу госслужащего.

Для решения задач по развитию и поддержке кадрового потенциала системы образования, предлагается рассмотреть вопрос о подготовке федеральной целевой программы «Педагогические кадры России». (Впрочем, как известно, недавно принято решение о сокращении многих ФЦП).

Рассмотреть вопросы совершенствования системы пенсионного обеспечения по старости различных категорий педагогических работников, в том числе предусмотрев возможность софинансирования дополнительного пенсионного страхования педагогических работников работодателем.

Предоставлять педработникам и другим категориям работников образования право на льготное первоочередное обеспечение жилой площадью в случае признания работника нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обеспечивать педработников, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, всеми необходимыми условиями для этого.

Восстановить отсрочки от армии для учителей-мужчин, работающих в школе, воссоздав в педвузах военные кафедры.

Предоставить право учителям, проработавшим в школе 10 лет, на годичный оплачиваемый отпуск (пока – это только декларация, не подкрепленная подзаконными актами).

Нужно прекратить говорить о сфере образования как о сфере услуг. Изменилось отношение родителей и детей к учителю. Как сегодня нужно относиться к человеку, к которому приходишь для оказания услуг? Как к продавцу или парикмахеру? Нужно защитить право учителя воспитывать.

Ввести в нацпроект «Образование» новый раздел, касающийся дошкольного и дополнительного образования (они сегодня на бюджетах муниципальных образований).

Ввести юридическое понятие «малокомплектная школа», чтобы можно было получать ту субвенцию, которая положена.

Учитывать в качестве педагогов, способствующих нормальному существованию школы, педагогов-психологов и социальных педагогов. По постановлению Правительства 322 от 15 апреля 2009 года, при определении норматива эффективного расходования бюджетных средств на общеобразовательное учреждение из числа учителей исключаются педагоги-психологи и социальные педагоги.

Как в Финляндии

Ну, есть же страны, для которых образование – государственный приоритет не на словах, а на деле. Например, куда более бедная, чем Россия, - Финляндия. Она лидирует по уровню школьного образования в мире. Там профессия учителя – действительно одна из самых уважаемых и востребованных. Учитель (это всегда только магистр) имеет достойную зарплату и обладает при этом свободой творчества. Все виды образования – от дошкольного – до высшего – бесплатные. Конкурс в вузы на педагогические специальности – 10 человек на место. Но в школу отбирают только лучших. Экзаменов в финской школе нет, зато со всеми отстающими детьми специально занимаются дополнительно (естественно, бесплатно). Необычайно велика роль педагогов-психологов и социальных педагогов.

В 1998 году доля расходов общества на образование составила 6,2 процента валового национального продукта Финляндии (в среднем по странам ОЭСР – 5,3 процента). Доля образования в госбюджете составляет 14 процентов.

В общем, у финнов Год учителя можно не объявлять: он у них - каждый год!

       
Print version Распечатать