Точки роста и провальные области. Новый гарвардский отчет о причинах притягательности территорий

Расхожее убеждение – в США немногие живут хорошо за счет других, - может быть и не ложно, но ничего не говорит о большинстве. Американцев уже – почти треть миллиарда (4,5% населения Земли), и лишь часть из них входит в число пресловутого миллиарда «золотого». Жизнь миллионеров, наверное, похожа в любой стране. Более интересный вопрос заключается в том, какова жизнь большинства?

Вопрос этот не только интересный, но и непраздный. Сегодня США – третья по размеру и третья по численности населения страна в мире. Эта известная статистика позволяет предположить, что какие-то еще статистические закономерности, проявившие себя на американской территории, могут оказаться предметом размышления и для россиян. Ведь до сих пор Россия - самая большая страна в мире. Да и по численности населения мы – в первой десятке, хотя проигрываем семи державам. США, к слову, на третьем месте. И хоть путем несложных математических действий легко убедить себя – Америка гораздо более населенная (в среднем, в 4 раза!) страна, чем Россия, детализация в чем-то стирает разницу. К примеру, доля городского населения двух стран вполне сопоставима – более двух третей.

Примерный ответ на вопрос, как «они» в большинстве своем живут на самом деле, может дать анализ национальных статистик, к примеру – общенациональной переписи населения. Как и во многих странах, национальная перепись в США проходит регулярно, являясь источником данных для планирования государственных программ и для электоральных нужд. Перепись проводится раз в 10 лет, начиная с 1790 года. Последняя перепись, прошедшая в 2010 году, помимо всего прочего (именно она впервые показала, что численность населения страны перешла 300-миллионную отметку) интересна там, что показывает картину страны, достигшей дна Великой Рецессии.

Полные данные последней переписи пока недоступны для широкой публики. Согласно действующему в США 72-летнему мораторию, они будут рассекречены в 2082 году. Однако, основные итоги переписи уже проанализированы. Эдвард Глейзер из Гарварда рассчитал 7 основных трендов, показывающих направления национального развития в сравнении с 2000 годом. Единицей анализа стали округа – административно-территориальные единицы внутри штатов, численность которых в США составляет 3140.

Глейзер – специалист по экономике города из Исследовательского центра государственного и местного управления Таубмана в Гарвардском институте госуправления. Он ставил себе целью не столько выявить тренды, сколько предложить федеральным и местным чиновникам ответы на вопросы о том, какие действия могут способствовать развитию депрессивных территорий. Из его исследования можно вывести целый ряд советов, не все из которых были бы восприняты в России позитивно.

1. Не поддерживать отстающих.

Население выросло в тех округах, где доход стал выше в сравнении с 2000 годом. Население 20% богатейших округов выросло на 15:. В беднейших 40% прирост населения негативный или незначительно малый. Американцы двигаются туда, где больше платят, и в этом нет ничего странного, уверен Глейзер. Исключений лишь два – Большой Бостон и Большая Калифорния, куда переезжают не так активно, как в другие регионы с сопоставимо высокими доходами. В остальном, американцы голосуют ногами, переезжая в те регионы, где с большей вероятностью найдут применение своему труду, увеличивая национальную производительность в целом. Попытки законодателей выровнять региональные доходы будет противоречить этому тренду и лишь зря задержит людей в отсталых регионах.

2. Создавать удобные условия.

Рост населения можно предсказать по январской температуре в округе. Это связано как с естественной притягательностью «теплых краев», так и с тем, что в курортных зонах более благоприятная обстановка для новых поселенцев. Дело не в самой температуре – рост доходов в южных штатах связан с законами, привлекательными для развития там индустриального производства. Дружественное предпринимателям законодательство установлено с 1960-х годов. Кроме того, в южных регионах меньше ограничений, связанных с жилищным строительством и, как результат, жилищный бум.

3. Не вкладывать в отстающие удаленные территории.

Сегодня население Америки выходит из глубинки и возвращается в старые портовые города. В 19 веке американцев привлекали природные богатства бескрайних просторов внутренних территорий, сегодня они возвращаются обратно, в старые портовые города, в то время, когда внутренние индустриальные центры с трудом сохраняют численность. Это не романтика доков и не возродившаяся вдруг важность морской торговли, говорит Глейзер. Дело в современной экономике, где получение доходов во многом связано с сервисом и требует личного контакта. Поэтому легко-достижимые друг для друга приморские центры выигрывают, а самые малонаселенные регионы продолжают терять население.

4. Создавать большие города, но не очень большие.

Притом, что большая часть ВВП создается в крупнейших городах, прирост населения туда, если сравнить данные 2000 и 2010 годов, не самый большой. Люди хотят жить в населенных местах, но не в перенаселенных, и Глейзер отмечает несколько причин к этому: высокая стоимость строительства, неудобство пользования автотранспортом и транспортная перегруженность, а также политика властей, затрудняющая покупку жилья в крупнейших городах, и предпочтительность школ в пригородах и средненаселенных городах.

5. Способствовать образованию.

Высшее образование способствует росту доходов. По словам Глейзера, те округа, где в 2000 году было больше выпускников колледжей, в 2010 году показали как рост доходов, так и продолжающийся рост выпускников вузов. Образование притягивает деньги и новое образование – и то, и другое одинаково важно. К умным жителям охотнее притягиваются новые мигранты, у которых больше шансов самим стать умными – в хорошей компании. Дело не только в психологическом климате, но и в уровне сервиса, инфраструктуры и т.п. Образование также защищало от безработицы в последний кризис – замечает Глейзер.

6. Уйти из старых индустриальных центров.

Занятость в массовом промышленном производстве и жизнь в городах, организованных для нужд огромных фабрик – признак 20 века. В 1980-е именно эти города были центрами развития и прироста населения. Нынче инфраструктура Фордовских заводов в упадке и былые индустриальные центры уже не являются магнитами, притягивающим людей.

7. Не забыть про квартирный вопрос.

Всем известно, что человеку нужен дом, - и последний тренд развития Глейзер связывает с ценой на недвижимость в том или ином округе. Там, где в 2000 году была самая низкая цена на жилье, в следующие 10 лет наблюдался наименьший прирост населения – сопоставимый с приростом там, где цена была самой высокой. За исключением немногих округов, где другие притягательные фактор способствовали желанию платить любые деньги, наибольший прирост населения оказался в тех округах, где стоимость жилья колебалась на среднем уровне. В целом, прирост населения в самые дорогие регионы невелик, а самый значительный рост показывают округа, где ни природа, ни законы не заставляют много тратить для того, чтобы быть обеспеченным жильем.

Представленные тренды, конечно, не диктуют никакого политического выбора, не ставят перед жесткой необходимостью никаких политических решений. Однако автор этого мини-исследования убежден, что несколько политика любой ориентации они должны подтолкнуть к нескольким выводам.

Во-первых, люди всегда будут стремиться туда, где им лучше. Во-вторых, страна концентрируется вокруг плотных точек развития, которые нужно всемерно поддерживать. В-третьих, нужно больше инвестировать в образование и меньше – в умирающие промышленные отрасли. В-четвертых, необходимо преодолеть общинный традиционализм и строгость законов отдельных территорий, которые могут создать преграды в обзаведении своим жильем для мигрантов – это задача национального уровня политики.

Готово ли нынешнее российское правительство прислушаться к такого рода советам «гарвардских мальчиков»? - вряд ли стоит ставить вопрос таким образом. Но проблемы, решение которых они ищут и, так или иначе, находят, вряд ли обойдут Россию стороной. И тоже потребуют решения.

       
Print version Распечатать