Советский Дон Кихот

Как мне кажется, Сахаров – это очень значительная фигура в советской истории. Он не дожил до распада Советского Союза, и нынешней России он не знал, не предвидел того, что произошло в 1990-е годы. Я уверен, что он воспринял бы все эти события негативно. Насколько я знаю его взгляды, всё то, что произошло после 1991-го года, было бы ему, мягко говоря, не по душе. Андрей Дмитриевич выступал за расширение Советского Союза, за союз народов Европы и Азии на принципах демократии и социализма. Это был утопический проект, но с его энергией этот проекты был бы воплощен в новой Конституции.

Последнее его опубликованное произведение, которое несправедливо забыто, это Конституция, которую он составил для II Съезда народных депутатов и лично Михаила Горбачева. И эта Конституция – не Конституция новой демократической, капиталистической, рыночной России. Поэтому Сахаров может рассматриваться как большой, великий исторический деятель Советского Союза - советской, и в этом смысле русской истории.

* * *

Фигура Андрея Дмитриевича Сахарова для меня крайне необычна. Он был единственным человеком в диссидентском движении, который пришел в него из верхов общества, из элиты. Сахаров не был обижен советской властью, у него не было никаких оснований быть недовольным: он находился в привилегированном положении, он имел всё, что в то время мог иметь советский ученый. У него была не только большая квартира, огромная по тому времени зарплата, в советской действительности он не мог потратить даже 10% от нее. Соответственно, у него были колоссальные накопления на сберкнижке. У него был дом, подаренный ему еще при Сталине, может быть, при Хрущеве. Иными словами, с материальной точки зрения, Сахаров имел всё, о чем мог мечтать. Но он пришел в движение диссидентов. И связано это было с протестом против тех бюрократических ограничений научного творчества, с которыми Сахаров начал сталкиваться. Изначально он не знал жизни общества, он совершенно не представлял, как живет простой народ. Но постепенно Сахаров стал это узнавать.

Иными словами, его протест возник в тот момент, когда Сахаров убедился после первых испытаний водородного оружия, что гибнут люди. Как известно, каждое испытание водородного оружия приносит 5 или 10 тысяч смертей, растянутых по времени. При взрывах водородных бомб на полигоне «Новая земля» гибли оленьи стада, гибли люди, наносился ущерб северным народам. И он начал требовать запрещения ядерных испытаний, но встретил сопротивление властей - Суслова, Хрущева, которые ему заявили: вы, ученые, делайте то, что положено, то есть разрабатывайте оружие, а уж как его применять и что с ним делать, это будем решать мы, политики. С этим он согласиться не мог, поскольку чувствовал себя ответственным за происходящее. Он даже пытался оправдать свою деятельность. Но ему было тяжело осознавать, что это оружие уже сейчас приносит вред людям.

* * *

Осознание опасности, которую несла радиация, привела Сахарова к пониманию того, что необходимо провести биологические исследования. Радиация наносила человеку вред, поэтому необходимо было развивать методику лечения «лучевой болезни», учить медицинский персонал. Но ученые-атомщики, не только один Сахаров, столкнулись с тем, что в биологии, в медицине тон задавали люди типа Лысенко, абсолютно безграмотные, с идиотскими концепциями, которые совершенно не были им равны. Причина этого проста. В области физики практически никаких чисток не проводилось, так как эта сфера была важна для государства. Поэтому в советской физике, в математике, в химии были ученые мирового уровня.

А в биологии, в медицине, в сельскохозяйственной науке великие ученые были репрессированы еще в конце 1930-х и в 1940-х годах, и возобладали абсолютно дикие концепции. Примитивные ученые и академики из этого ряда, начиная с Лысенко и кончая десятками его соратников, были абсолютно ничтожными людьми. И Сахаров возмутился. Его возмущение вылилось в выступлении в 1964 году на большом заседании Академии наук против избрания академиками сторонников Лысенко. Благодаря Сахарову эти люди так и не стали академиками. И, конечно, это вызвало гнев Хрущева. Именно в тот период Сахаров стал искать встречи с историками. Он и меня приглашал к себе. Но изначально я боялся встречаться с ним. Некоторое время спустя я с трудом преодолел свой страх и встретился с Сахаровым. Это не была наша единственная встреча.

Важно понимать, что появление в движении диссидентов крупного ученого сразу же привлекло к этому движению внимание и придало диссидентам вес. Прежде в нем участвовали только малоизвестные писатели, а Сахаров был действительно крупной научной фигурой, которая затем превратилась в крупную политическую фигуру. И в этом отношении он был исключением из правил, что сделало его одиноким. Все остальные ученые поддерживали Сахарова, сочувствовали ему, но не выступали против политической системы государства.

Но этой системы он, конечно, так и не понял, он так и не понял этого общества: у него не было возможности их изучать. Поэтому его обществоведческие концепции утопичны. Мне он напоминал советского Дон Кихота, который начинает борьбу, не представляя, с каким драконом ему придется эту борьбу вести. Он не соблюдал никаких правил, он не соблюдал никакой конспирации. Он вел себя совершенно открыто. Поскольку у него были телефоны всех руководителей государства, он им звонил и открыто выражал свой протест. И это ставило руководителей СССР в трудное положение, так как открытые репрессии в отношении Сахарова были невозможны. Несколько раз Политбюро обсуждало его инициативы. Это была совершенно необычная фигура, и другого такого человека в СССР просто не было.

* * *

Необходимо учитывать, что Сахаров исходил из соображений, что Советский Союз – это, в общем, хорошее государство. Первый лозунг, который он выдвинул и с которым он стоял при входе на I Съезд народных депутатов, «Вся власть Советам!». Это лозунг 1917-го года, большевистский лозунг. Его смысл в следующем: надо отобрать власть у Коммунистической партии и передать ее народу, необходимо вернуться к истокам советской власти, ее принципам равенства и справедливости.

К США Сахаров относился в основном негативно. Он, например, протестовал против войны во Вьетнаме. Когда у Сахарова умерла первая жена, а сам он впал в депрессию, друзья посоветовали ему пожертвовать крупную сумму денег на благотворительность. И Сахаров это сделал. Одну часть денег отдали на радиологические исследования, вторую часть – на улучшение питания в детских садах, а третью – на помощь Вьетнаму.

Когда современные авторы пишут биографии Сахарова, эту помощь Вьетнаму даже не упоминают. Однако Сахаров публично и жестко выступал против того, что мы называли тогда американским империализмом. Он требовал прекращения войны во Вьетнаме, ухода американских войск, он стоял на стороне угнетенных народов. То есть марксистские, социалистические, советские формулы он принимал полностью. Непосредственно против советской системы Сахаров начал протестовать только после начала Афганской войны. Он даже проводил аналогию: американцы вступили во Вьетнам, а советские войска - в Афганистан.

       
Print version Распечатать