Сомнения пророка, горячие, плоские и переполненные

"Томас Фридман уверен, что в мире нет ничего такого, в чем бы он не разбирался", - так охарактеризовал своего коллегу по журналистскому цеху израильский обозреватель Бен Шапиро. Едва ли мы можем судить о том, насколько эта характеристика справедлива, однако одно мы могли бы сказать точно: Томас Фридман на самом деле талантливый журналист. Об этом свидетельствуют три Пулитцеровские премии, а также его избрание в 2005 году в жюри премии Пулитцера.

В своей колонке в газете The New York Times, с чтения которой, как говорят, начинает свой день нынешний президент США Джордж Буш, Фридман затрагивает практически все актуальные вопросы американской и мировой политики. И все же, чаще всего он обращается к вопросам экономики и проблемам глобализации. Поэтому, вероятно, Томаса Фридмана не случайно занесли в список "королей глобализации" наряду с такими титанами современной экономической мысли и практической экономики, как Джеймс Вулфенсон, Милтон Фридман, Алан Гринспен, Супачай Панитчапакди и Билл Гейтс.

Возможно, это и шуточный список, но, тем не менее, Томаса Фридмана действительно можно назвать одним из пророков глобализационных процессов. По крайней мере, три из его книг посвящены рассмотрению проблем, порожденных этим процессом всемирной экономической, политической и культурной интеграции. Это "Lexus и Олива", "Плоский мир" и "Горячая, плоская, переполненная".

По сути дела, трилогия Фридмана представляет собой несколько этапов отношения автора к процессу глобализации. И, если первая работа выдержана в оптимистичных тонах, то последняя, на фоне предыдущих, выглядит чрезвычайно пессимистично.

Работа "Lexus и Олива" увидела свет в 2000 году. Она и по сей день пользуется большим успехом у читателей, поскольку в ней Фридман применил свой излюбленный прием - говорить просто о сложных вещах. С его точки зрения, современный мир переживает смену парадигм. Парадигма "холодной войны" уступает место парадигме глобализации, которая характеризуется процессами демократизации финансов, информации и технологии.

Метафора глобализации - автомобильный бренд "Lexus" - техногенный, не имеющий границ и национальных признаков товар. "Lexus'у" противостоит "Олива", олицетворяющая глубинные внутренние культурные связи - по сути дела, культурную идентичность, разрушающуюся под действием безликого техницизма и универсализма. Фридман уверен, что именно их взаимодействие и борьба будут определять контуры новой эпохи.

Вторая книга Фридмана, посвященная проблеме глобализации, "Плоский мир", может считаться продолжением "Lexus'а и Оливы". Здесь Фридман описывает утопию победившей глобализации. Он пишет о ней восторженно, но в тоже время отстраненно, как внешний наблюдатель. "Плоский мир" - мир общества, которое завершило процесс глобализации. "Уплощению мира", как считает Фридман, прежде всего содействует развитие информационных технологий, которое позволяет практически каждому человеку в любой момент времени получить необходимую информацию или купить нудный товар, при этом не переплачивая посредникам.

Таким образом, заключает Фридман, от осуществления проекта глобализации в итоге выигрывают отнюдь не только государства и транснациональные корпорации, но и простые люди, которые в рамках небольших групп могут сохранять собственную идентичность. Казалось бы, вот здесь-то и должно было произойти примирение "Lexus'а" и "Оливы", но "уплощение мира" порождает слишком опасные риски. Анализу этих рисков посвящена последняя книга пророка глобализации.

Полное название последней книги Фридмана, увидевшей свет в начале 2008 года, "Горячая, плоская и переполненная. Зачем нам нужна Зеленая революция, и как она поможет обновить Америку". В этом своем произведении Фридман превращает утопию "плоского мира" в антиутопию, в которой человечество обречено на гибель из-за кризиса сверхпотребления. Ведь унификация образа жизни жителей Земли, без сомнения, ознаменует и унификацию уровня потребления товаров и услуг. А это, в свою очередь, вызовет огромные социальные потрясения - например, голодные и водяные бунты, - которые разрушат существующий миропорядок.

И все же, несмотря на весь пессимизм своей последней книги, Фридман видит способ спасения столь дорогой его сердцу глобализации. Человечество сможет выжить и реализовать принцип равного уровня потребления для всех, но только если акцент в развитии будет сделан на применение сберегающих природу технологиях. Фридман уверен, что если Америка последует этому пути, "постамериканский мир" не наступит никогда.

       
Print version Распечатать