Скованные золотой цепью

Позитивное послание в стиле блатняка от Первого медиатора идеологий

Новый отечественный фильм «Чужая», снятый по одноименной книге Владимира Нестеренко, выбивается из общего ряда уже тем, что его продюсированием и продвижением в массы активно занимался Константин Эрнст. В нулевые годы генеральный директор Первого канала вместе с командой единомышленников не просто освоил территорию российского кинематографа, но задал ему направления пути развития. Своими «Дозорами» Эрнст совершил революцию в стагнирующем отечественном киномире. После российской вампирской саги зритель пошел на «наши» фильмы, и от этого объем кинорынка ежегодно рос сказочными темпами.

Однако со временем высокий уровень кинопродукции, заданный Эрнстом и Бекмамбетовым, растворился в потоке некачественного штампованного мусора, который зачастую был следствием схем откатов иногда без видимых на экране результатов. А фильмы, созданные Эрнстом, смотрели и смотрят гораздо больше зрителей, чем любое другое развлекательное зрелище. Некоторые пытались объяснить эти рекордные показатели административным рекламным ресурсом, но если сравнить сборы с копии первой части «обитаемого острова» Бондарчука с «Иронией судьбы. Продолжение», то при примерно одинаковых рекламных бюджетах соотношение будет 2,5 к 1 в пользу Эрнста.

Константина Львовича как профессионала своего дела интересуют не высокие цифры бокс-офисов картин, а развитие отечественного кинематографа в целом, что невозможно осуществить без точного попадания в интересы зрителя. Эрнст считает художника медиатором процессов общества, и свою задачу видит в возможности донести до зрителя произведение искусства, актуальное для данного момента времени. Своего рода экспликация ожиданий зрителя. Однако, для топ-менеджера такого уровня, уже много лет контролирующего информационные потоки и вследствие этого формирующего идеологические установки населения, не является сверхзадачей осуществить подобное на территории кино. «Чужая», вне сомнения, является такой попыткой создания новой мифологии. Эрнст может влиять на идеологический фронт российского медиапространства, куда теперь, благодаря силам «светлых» входит и кино.

* * *

Роман «Чужая» Владимира Нестеренко, также известного как Адольфыч, был заказан автору как сценарий бандитского фильма. Случилось это после успеха фильма «Бумер», однако до съемок тогда дело не дошло, и текст провисел три года в интернете, пока его в 2006-м не опубликовало издательство «Ад Маргинем».

Сам Адольфыч, который живет в Украине, редко дает интервью и фотографируется только в закрывающем лицо мешке с прорезями для глаз. Нестеренко шифруется скорее всего из-за своих блатных понятий, в которых не приветствуется публичность. Хотя имеется и другой вариант объяснения атмосферы загадки вокруг автора — из-за возможной мести: в женском образе «Чужой» он вывел мужчину, которого можно узнать по некоторым признакам.

В своей книге Нестеренко рассказывает о бандитских девяностых, — времени, все прелести которого он испытал на себе. По некоторым свидетельствам, Адольфыч был связан с криминалом на территории Чехии, где также происходит половина действия фильма. Автор знает не понаслышке про тюрьму и царившие тогда нравы.

В итоге «Бумер» и прочая подобная отечественная продукция выглядят как анекдоты по сравнению с жестким натурализмом «Чужой». Адольфыч, вне сомнения, исключительный медиатор криминальных событий девяностых. Но зачем Константину Эрнсту понадобилось обращаться к тому времени сейчас?

Новый российский национальный менталитет нуждается в единой идее, способной сплотить народ. Ключевым событием, объединившим советское общество в ХХ веке, стала Великая Отечественная война. Она и сейчас питает Россию, хотя с каждым годом людей все сложнее привлекать к объединяющей нации идее, (хороший пример того, чем может стать избитая тема - «Утомленные солнцем-2»). Необходима новая мифология, пусть даже и не столь длительного действия как Вторая Мировая. Ведь тот же полет в космос, надежда на твердую руку Андропова и ставка на Ельцина в свое время приносили эффект сплочености населения вокруг единой идеи. В истории современной России за последние несколько лет было лишь одно событие, которое имело популярность в широких слоях населения — южноосетинский конфликт и столкновение с Грузией. Также помимо настоящего времени иметь влияние на идеологический тонус граждан могут попытки исторической переоценки событий давнего прошлого, например, Катынь или личность Сталина.

Обратившись в фильме «Чужая» к событиям недавнего прошлого, продюсер Константин Эрнст попытался преподнести тему бандитских девяностых как феномен коллективного исторического опыта, способного сплотить вокруг себя россиян. Хотя только на россиянах он здесь не зацикливается. Это также опыт жителей постсоветского пространства Украины, в осознании которого мы становимся единым народом без логики Зурабова. Данный момент в картине красиво подчеркнут речью Жириновского из телевизора, где он говорит, что народы Казахстана и прочих азиатских государств сами к нам попросятся обратно.

Лихие девяностые, как они показаны в картине (и были наяву), достаточно жестокое зрелище сродни какой-нибудь этнической чистке или гражданской войне. Также одна из тем, которая затрагивается в книге, но плохо показана на экране — это изменение судеб простых людей. Вместо того чтобы быть военным, спортсменом и мясником, герои картины вынуждены стрелять в людей, что им, может, и не по душе, да время такое... Изломанные, исковерканные девяностыми судьбы, которые нельзя однозначно списать на криминальную атмосферу, а больше на введение демократии, тем не менее также являются фактором сплоченности людей вокруг одних и тех же проблем.

Первые же отклики в сети подтвердили идею общности. Так, в блоге «Форбс» критик Юрий Гладильщиков заканчивает статью о фильме словами: «Но главное, что “Чужая” — это уже история. И это вызывает, не поверите, легкую ностальгию». Первый же комментирующий отвечает ему: «Юрий, абсолютно с Вами солидарна. "Чужая" как ни странно тоже вызвала у меня ностальгию. Ушедшая эпоха передана отлично!..».

Фильм помимо описания жесткого беспредела ранних девяностых обращается и к событиям конца десятилетия, когда ситуация начала меняться. Оставшиеся в живых действующие лица после многих лет разборок становятся коммерсантами и предпринимателями. Опыт смертельного прошлого соседствует с опытом перемены убеждений и отхода от криминала. Происходит усиление силовых и законодательных органов власти. В фильме очень тонко подчеркнута связь прошлого с настоящим и будущим.

В эпизоде, когда происходит поверка в колонии, каждый арестант говорит вслух, за что сидит и когда выйдет. Один произносит: «Конец срока – 23 февраля 2013 года». Устами арестанта говорит наше прошлое, которое не может изжить себя, потому что еще живо и находится недалеко от нас, хоть и в местах заключения. Этой метафорой тюремного срока как связующего нас времени авторы пытаются донести идею, что девяностые не ушли безвозвратно. И нашей задачей является не разводить беспредел, а спокойно жить дальше.

* * *

Из художественных особенностей проекта можно отметить его искренность и отсутствие какой бы то ни было фальши. Эти признаки столь редки и исключительны для нашего кинематографа, что уже ради них «Чужая» заслуживает просмотра. Отсутствие ощущения игры, помимо жесткого контроля со стороны молодого режиссера Антона Борматова, достигается привлечением неизвестных широкому зрителю актеров. Нельзя сказать, что фильм является апологией насилия. Хотя авторы и красноречиво предупредили зрителя о содержании картины словами на афише «Лицам, не достигшим 18-летнего возраста просмотр категорически запрещен!», кино в итоге получило другую, более мягкую возрастную классификацию «Фильм разрешён для показа зрителям старше 16 лет».

Видимо, создатели картины даже сами не рассчитывали на такой вариант развития событий, так как наши прокатчики пытаются так преподносить фильм в рекламной кампании, чтобы заинтересовать зрителя как можно моложе. Сам Нестеренко, несмотря на то, что числится первым сценаристом, огорчен, что в диалогах на экране нет слова из трех букв. Тем не менее фильм ему понравился. В общем, картина «Чужая» - редкое и незаурядное для отечественного кино произведение, открывающее новые горизонты нашего гражданского взаимопонимания.

       
Print version Распечатать