Штирлиц раздора

Празднование 64 годовщины победы в Великой Отечественной войне, которое должно состояться в этом году оказалось омрачено скандалом, который инициировали те, кто, казалось бы, по логике вещей должны были препятствовать какому-либо опорочиванию памяти о великом подвиге советского народа. Скандал был инициирован организацией "Коммунисты Петербурга и Ленинградской области" по проблеме более чем надуманной, а именно, из-за выпуска на телевизионные экраны страны цветной версии культового советского сериала "Семнадцать мгновений весны", который, как всем известно, посвящен освещению деятельности штардантенфюрера СС Штирлица (он же работающий под прикрытием в немецком тылу советский разведчик Максим Исаев), в последние дни войны.

Что же не устраивает коммунистов в цветном фильме о советском разведчике? Ответ межрегиональной организации "Коммунисты Петербурга и Ленинградской области" прост: "Правящий режим руками своего клеврета Любимова, поднаторевшего в избиении всего советского и социалистического, изуродовал легендарный фильм «Семнадцать мгновений весны». Телекиллеры с РТР потратили огромные деньги, чтобы превратить любимый миллионами <…> фильм о войне <…> в дешевую раскраску, соответствующую низкопробным стандартам современного российского телевидения". Более того, превращение черно-белой киноэпопеи о Штирлице в цветную сделано якобы специально, так как: "Суровая стилистика военного времени, минимализм советского кино, правдивый образ чекиста в лучшем сериале о войне, который вынуждены были показывать федеральные телеканалы, стали все более привлекать новые поколения к идеалам социализма". А поскольку либералы с ВГТРК побоялись просто уничтожить "Семнадцать мгновений весны", поэтому и "было решено превратить его в комикс". Питерские коммунисты настаивают, что в случае отсутствия общественного порицания "следующим этапом надругательства над советским кинематографом будет страшная и грубая компьютеризация персонажей, введение в фильм о Штирлице или «Адъютанте его превосходительства» порнографических сцен, надуманных эпизодов антисталинской тематики, пошлая аранжировка песни-лейтмотива" и так далее и тому подобное. Вот почему "Коммунисты Петербурга и Ленобласти призывают всех патриотов, всех людей русской и многонациональной советской культуры сказать громкое НЕТ издевательству над Исаевым-Штирлицем, над любимым фильмом, над выхолащиванием идейно-политического смысла киноленты путем раскрашивания".

Выступление коммунистов против новой версии "Семнадцати мгновений весны" уже было оценено многими наблюдателями как симулякр, имитация революционной борьбы в информационном поле. И данная трактовка вполне имеет права на существование. В конце концов, коммунисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области не в первый раз подобным образом заявляют о себе. Не далее как в мае прошлого, 2008, года данная организация выступила против картины "Индиана Джонс и королевство Хрустального черепа", который обвиняли ровно в том же, что и шедевр советского кино сейчас – в опорочивании образа советских разведчиков. Тогда, впрочем, дело далее нескольких ярких PR-акций, вроде пикетирования кинотеатров, в которых демонстрировался фильм "Индиана Джонс и королевство Хрустального черепа", не пошло. Ныне же возможно "Коммунисты Петербурга и Ленинградской области" заявят о себе намного громче, в частности, сообщает лидер КП ЛО Сергей Малинкович журналистам, юристы партии уже работают над иском против ВГТРК "Россия" и автора проекта «раскрашенного Штирлица». Как надеются будущие истцы, иск будет принят к рассмотрению, поскольку «здесь затронуты чувства огромного количества людей». Психологический ущерб, причиненный себе любимым и чувствам огромного количества людей, нынешние наследники создателей "Колыбели революции" оценили ни много, ни мало в 1 миллиард долларов.

Экзерцисы экзальтированных коммунистов, которые все еще не остыли от азарта октября 1917 года, можно было бы принимать во внимание, если бы не одно, но очень весомое "НО". "Раскрашенный Штирлиц" разделил российское общество на две части – модернистов и традиционалистов. Первые полностью поддерживают начинание продюсера Александра Любимова по колоризации (именно так, по научному, называется процесс придания цвета черно-белым картинам) старых советских фильмов, посвященных войне, поскольку полагают, что новые технологии дают этим картинам новую жизнь, делают эти картины привлекательными для молодого поколения, привыкшего к ярким цветам голливудских блокбастеров. Например, выпускающий редактор "Комсомольской правды" Анна Балуева так аргументирует свою поддержку колоризированных "Семнадцати мгновений весны": "Несколько раз пыталась заманить к экрану свою дочь: посмотри, детка, пока все не превратилось в прах, это же шедевры советского кино! Ее интереса хватило минут на пять, после чего она начала бурчать: «Ой, мам, ну как это смотреть? Ничего же не разберешь. Все серо-буро-малиновое». <…> фильмы смотрят прежде всего ради смысла и удовольствия, и если люди постарше привыкли «додумывать» черно-белую картинку (ну какого, например, цвета была кофточка на жене Штирлица), то детей, воспитанных на комиксах, под расстрелом не заставишь вглядываться в «стильную» черно-белую кашу. Ну, неинтересно им это".

Традиционалисты же делятся на две части – тех, кому интересно поиздеваться над творением специалистов со всего мира: из Южной Кореи, США, Индии и Китая (почему не было никого из России – неизвестно). И тех, кого не устраивает сама концепция внесения изменений в любимый народом шедевр советского кино. Первые уже обнаружили (напомним, что обновленные "Семнадцать мгновений весны" начали показывать 4 мая), что Мюллер отличается излишней краснотой щек, Штирлиц как будто только что прошел курс загара в солярии, Шелленберг стал похож на функционера, загримированного под "ночную бабочку", Ефим Копеллян, закадровый голос, звучащий в фильме, стал говорить так быстро, будто боится куда-то не успеть. Позицию вторых выразил актер Лев Дуров в эфире радиостанции "Эхо Москвы": ""Раскрашивать" фильм "Семнадцать мгновений весны" "совсем не стоило, так как в результате колоризации картина утратила свою уникальность <…> Ушла ее хроникальность, и в этом была уникальность этой картины. С точки зрения эстетической тоже стало, конечно, хуже <…> И жесткость картины, ее уникальность уплыла, и титры совершенно напрасно изменили. Во многом, картина потерялась. Она памятна всем, ведь ее смотрели миллионы людей. И эта память о том, какой была картина, должна была сохраниться". Похожую точку зрения высказала и журналист "Комсомольской правды" Лидия Павленко, с точки зрения которой колоризация "Семнадцати мгновений весны" отобрала у зрителя ощущение эпохи, предоставив неравноценную замену – знание того, какого цвета пальто было у Штирлица. В то же самое время она отдает должное вкусу раскрасивших, поскольку им удалось проделать свою работу "по-акварельному деликатно, без резких контрастов, без вульгарных оттенков". Впрочем, как признается продюсер проекта Александр Любимов: "Мы обдумывали разные варианты - и стилизацию под кино 60-х, и яркие контрастные картинки, как в современных блокбастерах". Поэтому отечественный зритель вполне мог увидеть Штирлица эдаким "Последним героем боевика" с голливудской улыбкой и калифорнийским загаром. Тем более, что авторам проекта хотелось "чтобы картина, которую зачастую показывают в нерейтинговое время на дециметровых каналах, обрела новую жизнь" (Это говориться о фильме, который до сих пор с удовольствием смотрят миллионы россиян. А то, что его не показывают в рейтинговое время на ведущих отечественных каналах виноваты исключительно сами руководители этих каналов, а отнюдь не художественные достоинства фильма).

Вероятно, единственный человек, которого должен благодарить отечественный зритель за то, что фильм о Штирлице не подвергся еще большей коррекции – режиссер "Семнадцати мгновений весны" Татьяна Лиознова, с которой согласовывались все нововведения. И за это отдельное "спасибо" авторам проекта, ведь, в конце концов, как известно в СССР не было понятия "авторского права", фильмы считались "народным достоянием". Следовательно, ныне с фильмами, созданными в советские времена, можно делать все, что угодно, не спрашивая мнения тех, кто эти фильмы создал. Вот и получается, что защищать "народное достояние" в условиях, когда к мнению общественности не прислушиваются, остается скандально известным коммунистам из Санкт-Петербурга.

Ну что же, сделанного уже не воротишь. "Семнадцать мгновений весны" уже демонстрируется отечественным зрителям. Ну а в случае, если иск "Коммунистов Петербурга и Ленинградской области" к руководству ВГТРК будет все же удовлетворен в полном объеме, то у коммунистов появиться бюджет, сопоставимый с бюджетом "Обитаемого острова" Бондарчука, на съемки нового фильма о подвигах советских разведчиков в тылу врага. Этот фильм коммунисты смогут снять на черно-белую пленку, и вот его уже никто не сможет без согласия создателей раскрасить или, говоря по-научному, колоризовать

       
Print version Распечатать