Русские не захотели нести бремя империи

От редакции. Ровно двадцать лет назад Россия приобрела независимость.В юбилей столь грандиозного события на вопросы РЖ о суверенитете, империи и приморских партизанах отвечает Юрий Кузнецов, колумнист портала Inliberty.

* * *

РЖ: 12 июня 1990 года – что это было: день национального безумия или день национального сплочения? Тогдашнее понимание «суверенитета» и его сегодняшнее понимание — они, в сущности, тождественны или различны?

Юрий Кузнецов: Честно говоря, не знаю, как понимают «суверенитет» в широких слоях общества.

Но если говорить о тогдашней ситуации, я могу процитировать хорошую шутку моего знакомого, который сказал о причинах распада СССР следующее: СССР распался, потому что русский народ не захотел дальше нести бремя империи. И, собственно, событие 12 июня – это просто символическое событие, которое этот смысл воплотило в самой яркой форме.

Именно русский народ не захотел дальше нести бремя империи. Потом, задним чистом, стало казаться: да нет, мы зря, нельзя было допускать распада СССР, потому что нам от этого стало плохо. Но это была некая иллюзия, некая психологическая аберрация. Это как из серии, что хорошо жили мужчина с женщиной, потом разругались, навсегда разошлись, а потом начинают говорить: нет, если бы мы тогда не разругались, наверное, мы бы дальше жили счастливо. Да ничего подобного. Не жили бы счастливо, потому что уже разругались.

Потому что то, что разругались, само свидетельство того, что уже дальше жить вместе было невозможно. Так же с этим событием 12 июня. Тогда поняли, ощутили, реализовали, пусть опосредовано, через общественное мнение, через тогда распространенное мнение депутатов, но реализовали свое нежелание нести тяготы империи. А сейчас жалеть, не жалеть – уже бессмысленно, это психологический какой-то комплекс, не несущий никакого смысла.

РЖ: Как вы считаете, Россия сегодня смогла стать каким-то пост-имперским образованием? Или она сегодня сохраняется все еще империей?

Ю.К.: Я воспринимаю нынешнюю Россию как остаточное имперское образование, существующее по инерции. Потому что смысла существования империи сегодня нет: все-таки, как мне представляется, большинство империй были основаны на понимании, ощущении и желании какого-то достаточно высокого смысла, причем выходящего за рамки повседневности, даже трансцендентного смысла событий.

Некая идея или некий смысл, который всю эту деятельность окрашивал и побуждал людей отказываться от определенных ресурсов и отдавать их на пользу империи. Сейчас я такого смысла не вижу, да и вряд ли он может сейчас возникнуть в России, да и не только в России.

У нас сейчас яркий пример – американская империя, мы видим, что она в качестве империи все больше и больше демонстрирует собственную несостоятельность. Если уж американцы, которые совершенно люди гораздо более идеалистичные, скажем так, чем русские, по крайней мере, гораздо более сознающие трансцендентный смысл своей государственности, и то не могут и отказываются нести бремя империи, то уж что по русских говорить.

Конечно, лично для меня 12 июня – отнюдь не праздник, но просто принятие нового закона. Оно не стало важным личным событием. Конечно, принятие Декларации о суверенитете РСФСР было замечено, но в общем потоке тогдашних принимавшихся решений оно не казалось какой-то особой вехой. Этот закон лишь оформлял те, процессы, которые происходили вокруг. По сути, Декларация о суверенитете не имела даже и символического значения.

РЖ: Вы, вероятно, знаете про всю эту шумиху вокруг приморских партизан. Говорят, они собирались какое-то крупное мероприятие устроить 12 июня, и поступило жесткое указание их уничтожить до этой даты.

Ю.К.: Я, послушав конкретные сообщения, не склонен им доверять. Интересна реакция на это событие публики, причем реакция не столько тех, кто поддерживает и сочувствует так наз. «партизанам», сколько охранителей, которые стали сразу говорить о террористах. Типа, вот как и в 1905 году, опять интеллигенция поддерживает террористов – сам этот разговор меня сильно огорчил, потому что надо учиться на уроках истории. И учиться именно охранителям. Охранители как тогда, так и сейчас выхода не предлагают. Вот это печально.

РЖ: Под охранителями вы подразумеваете правительство?

Ю.К.: Нет, не правительство, а интеллектуалов, которые критически настроены по отношению ко всяким освободителям.

РЖ: А партизан вы считаете освободителями, соответственно?

Ю.К.: Я сейчас говорю только про интеллигенцию, про этих людей я вообще ничего сказать не могу. По поводу событий в Приморье у меня никакой информации нет. Но, в принципе, я, конечно, беззаконное насилие не поддерживаю.

Беседовал Александр Павлов

       
Print version Распечатать