Проект умер. Да здравствует проект

"Соавторы" - детектив психологический. Не в том смысле, что в новом романе Александры Марининой фабула мотивирована потаенными движениями души того или иного персонажа, вовсе нет. Хотя попытки углубиться в психологию героев автор все же предпринимает - читателю предъявлены целых два "характера в развитии". Правда, психологические описания в исполнении Марининой несколько смахивают на историю болезни, но ругать ее за это было бы нелепо: подмена психологии психопатологией - беда авторов, пользующихся в литературе куда большим авторитетом, нежели подполковник милиции в отставке Марина Алексеева.

Но, определяя "Соавторов" как психологический детектив, я имел в виду вовсе не личные дела персонажей по имени Елена Щеткина и Глеб Богданов. Речь идет о психологии самой Александры Марининой.

Дело в том, что книжный рынок функционирует по общим законам поп-индустрии. А главный из этих законов гласит: был бы брэнд, а человек найдется. Приложится. "В "Блестящих", например, сейчас не осталось ни одной из тех, кто был в группе с момента ее основания. В "Виа-Гре" - одна участница оригинального состава, причем далеко не ключевая. Это не мешает группам прекрасно себя чувствовать и даже набирать обороты", - пишет в одном из последних обзоров нашей музыкальной сцены Максим Кононенко, более известный как Mr.Parker.

Александра Маринина и несколько других ведущих мастеров российского женского детектива со всех сторон окружены теми, кого Роман Арбитман однажды назвал "призраками мыльных опер" и "рукотворными тайфунами с ласковыми именами". Речь идет об издательских фантомах, несуществующих, но оттого еще более привлекательных существах с женскими именами и фамилиями, за которых пишут безвестные литнегры.

Можно себе представить, как честный детективщик (в чем в чем, а в эксплуатации рабского труда Маринину, кажется, не обвинял никто и никогда) должен презирать подобные игры. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в новом романе Маринина решает дать бой обступившим ее призракам, обнажить теневую сторону нечистоплотной издательской политики.

Впрочем, наверное, я все усложняю и намерения автора были совсем не такими. В противном случае придется признать, что реализовать их удалось не вполне. Никаких особенных ужасов про оборотную сторону взаимоотношений автора и издателя мы не узнаем, а три источника и три составные части проекта "Василий Богуславский" (они же - авторский коллектив, вокруг которого заверчено действие) ведут себя не вполне обычно, раздавая направо и налево интервью и рассказывая в них всю правду про несуществующего бестселлермахера.

Однако главная мысль или, как говорили в старину, идея этого текста, насколько я ее понял, именно такова: в отечественном издательском бизнесе брэнд - все, а человек - ничто. И Марининой это не нравится.

"Соавторы" - детектив постмодернистский. Маринина пишет роман о литераторах, сочиняющих роман о литераторах. Возникает типично постмодернистская матрешка, игра с отражающими друг друга зеркалами. Едва ли Маринина добивалась подобного эффекта сознательно, просто такое уж у нас тысячелетье на дворе. И не заметишь, как загнешь что-нибудь этакое.

Несмотря на весь постмодернизм, "Соавторы" - детектив политический. Но опять же вовсе не в том смысле, что речь в нем идет о политике и политиках. Боже упаси! Единственное, что в романе имеет хоть какое-то отношение к политике, - это упоминание о низких зарплатах родной милиции. Но подобная крамола, помнится, и в предыдущих текстах Марининой нет-нет да и проскальзывала.

Нет, речь совсем о другом. Не так давно, насколько я понимаю, родное государство развернуло очередную кампанию, на этот раз по борьбе с пиратством. И мастерица пера решила в этой кампании поучаствовать. Такова уж специфика отечественного постмодерна - здесь принято ходить строем и подпевать тому, кто шагает в голове колонны. А так как роман Маринина, судя по всему, начала писать несколько раньше, чем власть предержащие озаботились проблемой авторских прав и копирайта, то фабула его с нуждами текущего момента соотносится слабо. Зато где-то в районе предпоследнего абзаца мелькает-таки фраза про "пиратство в области интеллектуальной собственности", из всего предшествующего вроде бы никак не вытекающая, но зато очень, очень актуальная.

Наконец, "Соавторы" - детектив хороший. Или, скажем осторожнее, неплохой. Интрига закручена вполне прилично и не без лихости, и даже развязка не слишком портит общее впечатление. Язык вполне среднестатистический, но зато автор начисто лишен стилистических претензий и потому обходится без изысков, что, разумеется, не может не радовать. Привычные персонажи на своих местах, и Каменская, на радость поклонникам, успешно преодолевает климактерический кризис.

В общем, все прошло по плану. По бизнес-плану. "Александра Маринина" по-прежнему остается самым симпатичным проектом на отечественном рынке женского детектива.

       
Print version Распечатать