"Почему бы и нет?"

Лекция нобелевского лауреата на физическом факультете МГУ

В конце сентября на физическом факультете МГУ лауреат Нобелевской премии 1969 года и новоиспеченный почетный доктор Московского университета, американский физик Мюррей Гелл-Манн прочитал лекцию "Getting creative ideas" (Рождение творческих идей) (1). Лекция прошла в Центральной физической аудитории, вмещающей более 500 слушателей; в этот раз аудитория была заполнена до отказа, десятки людей сидели в проходах. Объявление о лекции было распространено в средствах массовой информации, и пришли не только студенты и преподаватели физфака МГУ, но и научные сотрудники и любопытные слушатели со всей Москвы, заинтригованные анонсом: "Лекция посвящена тому, как прийти к новым идеям, - не только в теоретической физике, но в любой области творчества. Приглашаются все, кто занимается и интересуется творчеством и созиданием в любой области знаний или искусств".

Гелл-Манна представил аудитории декан физического факультета, профессор В.И.Трухин. Лекция шла с показом "прозрачек" на эпидиаскопе, что выглядит сейчас старомодным способом презентации. Именитый гость начал свою лекцию с благодарности за возможность выступить в МГУ. Студенческая аудитория встретила веселым шумом попытки преподавательницы кафедры английского языка перевести первые фразы (она явно не поспевала за стремительным темпом лекции). За что студенты были наказаны: дальше лекция шла уже без перевода.

Докладчик прекрасно владел аудиторией, говорил внятно и четко, и, таким образом, лекция отчасти превратилась в занятие по английскому языку для продвинутых студентов. Гелл-Манн не ссылался на авторов приводимых цитат, вообще в докладе было мало ссылок и имен, но немало высказываний типа: " Мы собрались как-то на отдыхе компанией, в которой был художник, писатель и ученый (это как раз я). Говорили мы о том, что рождение творческой идеи происходит похожим образом в самых разных областях. Был там еще и один очень известный представитель современного искусства, но так как он был все время пьян, то в разговорах не участвовал".

И так далее. Гелл-Манн сообщил, что появление всякой творческой идеи проходит в рамках процесса, имеющего одни и те же стадии:

1. Насыщение (Saturation);

2. Инкубация (Incubation);

3. Озарение (Illumination).

Позже к этим стадиям добавили еще одну:

4. Верификация (Verification).

После общего введения господин Гелл-Манн остановился на одном интересном случае, который помог ему прийти к открытию, состоящему в новой классификации элементарных частиц и постулировании существования кварков (за что он в конечном итоге и получил Нобелевскую премию).

В 1952 году в космических лучах были обнаружены "странные частицы", которые довольно долго распадались, превращаясь в известные частицы. Ученый пытался найти объяснение столь долгому времени жизни этих частиц - и нашел, но затем сам же доказал, что такое объяснение не работает. Тогда его пригласили в один институт - попросили изложить идею и объяснить, почему же она не работает. Во время своего объяснения Гелл-Манн оговорился в предполагаемом значении одного из параметров, характеризующих рассматриваемую им систему частиц, - и тут же сообразил, что такое значение "все уладит".

Тут Гелл-Манн шутливо помянул Эйнштейна - будто Эйнштейн вначале предложил

Е = mа2, потом Е = mb2 и, наконец, Е = mс2!

На этом месте зал опять взорвался хохотом. Дальше Гелл-Манн развил свою методику открытий. Следуя его идее, надо почаще задаваться вопросом: "Почему бы и нет?" (Why not?). Тогда многие вещи представляются в новом свете - и в один прекрасный день вы наконец поймете, "почему бы и нет" (2).

Ученый также отметил, что этот метод применим не только в фундаментальной науке, но и вообще в творчестве. Так, в современном искусстве художник играет не по правилам, а с правилами (3). Конечно, игра игре рознь: так, нарушение законов может тоже оказаться игрой с правилами.

Многие из отмеченных Гелл-Манном идей не являются принципиально новыми, часть из них давно известна, что не умаляет их значения для образования старшекурсников. Скажем, эта: Формулировка проблемы зачастую гораздо более важна, чем ее решение. Школа представляет собой место, где многие проблемы формулируются, но в реальной жизни это надо делать самому (4).

В качестве наглядного примера, позволяющего вообразить, как можно выйти за пределы обыденных представлений, Гелл-Манн привел задачу. Необходимо соединить как можно меньшим числом отрезков, не отрывая ручки от бумаги, девять точек:

Заинтересованный читатель найдет решение в примечаниях (5).

Ключевую идею лекции можно сформулировать следующим образом:

Когда вы пытаетесь разрешить противоречие между тем, что вы имеете, и тем, что должны получить, вы можете прийти к идее, что некоторые принципы должны быть отброшены. Постоянно старайтесь задавать себе вопрос: "Почему бы и нет?" - и тогда в один прекрасный момент вы найдете причину (6).

Лекция была принята "на ура" студентами и преподавателями МГУ и вызвала большое число вопросов. Спрашивали о многом, самом разном - от того, надо ли отбросить некоторые принципы системы образования (этот ехидный вопрос задала Лариса Давидова из Студенческого творческого центра физфака МГУ - и уважаемый нобелевский лауреат, не смущаясь присутствием декана физфака, заявил, что образование надо менять), и до того, о чем Гелл-Манн говорил при встречах с Эйнштейном. На последний вопрос Гелл-Манн ответил шутливо: встречаясь, они говорили друг другу: "Доброе утро!" Больше поговорить не удавалось: бдительная секретарша берегла драгоценное время Эйнштейна от разбазаривания.

Автор выражает благодарность Ю.А.Лебедеву, любезно предоставившему фотографии с лекции, и Д.Ю.Нечипуренко, составившему конспект лекции.

Примечания:

1. Название лекции можно перевести и иначе: "Как прийти к творческим идеям". Мюррей Гелл-Манн родился в 1929 году в Нью-Йорке, в семье иммигрантов из Черновиц (сейчас это областной центр на Украине, тогда же город входил в Австро-Венгерскую империю). В возрасте 23-х лет он положил начало революции в области физики элементарных частиц, опубликовав свою основополагающую работу по "странности" и "очарованию" элементарных частиц. Гелл-Манн и (независимо от него) Джордж Цвейг постулировали в 1964 году новую модель элементарных частиц. В этой модели предполагалось существование кварков. Имя кваркам Гелл-Манн нашел в книге Джеймса Джойса "Поминки по Финнегану", где в одном из эпизодов звучит фраза "Три кварка для мистера Марка!".

2. Keep asking "Why not?" And one day you'll find a really great reason why not.

3. Artist plays not by the rules - he plays with the rules.

4. The formulation of problem is usually much more important then solving the problem. School is a place, where many problems are formulated, but in real life you've got to do it by yourself.

5. Решение предполагает проведение четырех отрезков и выглядит следующим образом:

Возможности выхода отрезков за пределы квадрата, ограниченного точками, не оговорены в условии задачи. Именно этот выход является примером более широкого взгляда на вещи. Еще более широкий взгляд продемонстрировала, по словам, Гелл-Манна, одна девушка: она заметила, что если толщина линии не оговаривается, то при достаточной толщине достаточно будет всего одной линии, чтобы соединить все точки.

6. When you try to solve the contradiction between what's available and what's needed you might come to idea, that some principles might be dropped away. Just keep asking yourself - "why not" - and one day you'll find a really good reason why not.

       
Print version Распечатать