Пить нельзя работать

В последнее время вновь объявился на горизонте призрак отмены празднования 7 ноября и Дня Конституции. Не пытаясь расследовать происхождение и истинную направленность слухов, наводнивших печать и ТВ, вспомним, откуда произошли и как видоизменялись в России общенациональные гражданские праздники.

Долгое время в России не было иных праздников, кроме церковных. Единственные торжества гражданского происхождения были связаны с государями и членами их семей, но и то отмечались не дни их рождения, а именины, т.е., опять же, празднование носило более или менее религиозный характер. Первым по-настоящему гражданским праздником, установленным в России, был Новый год, введенный Петром Великим. И до 1917 года он оставался единственным официальным нецерковным праздничным днем.

Но зато в религиозных праздниках в России недостатка не было. Те же сормовские и пресненские рабочие, стрелявшие из-за углов в "черносотенные" крестные ходы, свято блюли свое право не выходить на работу, помимо воскресений, во все двунадесятые и великие праздники православного календаря. В государственных учреждениях Империи, помимо указанных дней, выходными считались еще порядка 60 православных праздников, так что, считая вместе с воскресеньями, российские чиновники отдыхали почти каждый третий день. Когда грянула Первая мировая война, выяснилось, что министерства и ведомства, с точки зрения темпов военного времени, просто не работают. С большим трудом Совет министров в 1915 году принял-таки постановление о том, чтобы ограничить праздничные дни для госслужащих двунадесятыми и великими праздниками, а также днями тезоименитств их императорских величеств.

Советская власть вначале сделала попытку искоренить не только церковные праздники, но и Новый год, введя вместо них свои, революционные. Затем Новый год разрешили, но новогодние елки до середины 1930-х оставались под запретом. А Рождество власть признала только после 1000-летия Крещения Руси. Правда, православному люду оставалась еще Пасха, но и она была на время упразднена введением т.н. "шестидневки".

Советских гражданских праздников вначале было вовсе немного - только 1 мая и 7 ноября. В 1936 году добавился День Конституции. После Великой Отечественной войны День Победы далеко не сразу, а только лет через 20 получил право на существование как выходной день. 8 марта хотя и отмечался торжественно каждый год, но тоже сравнительно поздно стал выходным днем.

Откуда взялось убеждение, будто в Советском Союзе было как нигде много праздников? Возьмем для сравнения США. Федеральными праздниками там являются не только Рождество, Новый год и День независимости, но и День труда (установленный, в противовес 1 мая, на первый понедельник сентября), День примирения, День благодарения, а также День рождения Джорджа Вашингтона. Все равно как если бы у нас день рождения Ленина был выходным днем. Кроме того, в каждом штате имеется дополнительно еще порядка десятка праздников.

Политические перемены в России привели к появлению нового праздничного дня - 12 июня. Наверное, не было в нашей истории более абсурдного праздника. Его первоначальное название - "день независимости" - вызывало, по меньшей мере, недоумение. И даже сейчас, когда он поменял название на "день России", большинство россиян искренне не понимают, что же им в этот день предлагают праздновать.

Уже почти забылась попытка установить ежегодное празднование в память "свержения ГКЧП" 21 августа. Кровь октября 1993-го довольно быстро заставила почувствовать опереточность "августовского путча". Его просто перестали вспоминать, и даже власть не сочла нужным хоть как-то поддерживать память о том событии.

Курьезно происхождение праздника 23 февраля. Историческая недостоверность предания об упорном сопротивлении, якобы оказанном в этот день частями молодой Красной Армии кайзеровским войскам, доказана давно. 5 апреля 1992 года была с размахом отмечена 750-я годовщина Ледового побоища, и была предпринята попытка установить именно этот день как праздник Российских вооруженных сил. Но напряженность тогдашней политической ситуации побудила власть оставить 23 февраля в покое. Советская традиция отмечать именно этот день как своеобразный антипод 8 марта оказалась настолько сильной и живучей, что в XXI веке 23 февраля стало уже по-настоящему выходным праздничным днем.

История с 23 февраля должна насторожить сторонников отмены празднования 7 ноября. Правда, сейчас обстановка в стране более мирная, но именно посягательство на день революции может подлить масла в вечно тлеющий огонь политической вражды. Конечно, смешно отмечать годовщину фактического начала гражданской войны как "день согласия и примирения". Вообще, этот день довольно странно выглядит в современном календаре. Советская власть праздновала дату своего рождения - это понятно. Но когда этой власти больше нет, и когда ясно, что большевистский переворот был лишь одним из эпизодов революции, начавшейся свержением монархии, то что отмечать? День Февральской революции, столь же фатальной по своим последствиям, как и пресловутый "день независимости России"? Тем не менее, традиция праздновать 7 ноября выглядит настолько крепкой, охватывающей разные слои россиян независимо от их политических пристрастий, что прямо посягать на этот день было бы неразумно.

По сути, речь идет о давно привычном праве россиян гулять два дня в ноябре. Поэтому здесь возможна только альтернатива, о которой в последнее время много говорят - учредить празднование 4 ноября в память освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Церковь отмечает в этот день праздник Казанской иконы Божьей матери, установленный именно в связи с этим событием. Но, во-первых, для полноценного противовеса годовщине революции новое патриотическое торжество должно официально длиться не меньше двух дней. Во-вторых, все равно непонятно, как народ воспримет эту перемену. Есть основания полагать, что основная масса людей будет обозлена утратой привычных дней гульбежа и даже не заметит и не оценит того, что праздник просто сдвинулся на три дня.

Историческая и политическая парадоксальность современного набора российских праздников особенно наглядно выступает в ситуации с Днем Конституции. 12 декабря относительно безболезненно заменило привычное 7 октября только потому, что почти совпало с еще более привычным 5 декабря. И хотя ныне действующая Конституция была принята голосами меньшинства россиян (32% общего числа избирателей, имевших право голоса), празднование этого дня выглядит не столь абсурдным, как 12 июня. Удачно на этот счет высказался вице-председатель Государственной Думы С. Бабурин, выступая в программе "Post-scriptum". Смысл его слов тот, что, пока есть действующий Основной Закон, было бы неверно отменять праздник в его честь.

Как бы кто ни относился к содержанию Конституции, но закон есть закон, его следует соблюдать и уважать. День Конституции - привычный для россиян праздник, а его датировка отнюдь не носит такого сакрального характера, как, скажем, Дня Победы или дня большевистской революции. Но отмена праздника без адекватной замены обязательно вызовет в обществе недовольство. Это касается даже абсурдного 12 июня.

Устанавливая и отменяя праздники, государство должно иметь в виду одну вещь: население воспринимает праздники, главным образом, как выражение своего неотъемлемого права на отдых. Есть крепкие традиции всенародно отдыхать и расслабляться в определенные дни года. Нарушать эти традиции без особой надобности значило бы вносить в общественную жизнь, и без того насыщенную всякими стрессами, лишнюю струну напряженности. Праздник празднику рознь, и есть такие даты, которые лучше не трогать. А вот о содержании праздников народ задумывается мало, поэтому для их переименовывания перед государством открывается больший простор. Для государства в этом смысле может стать руководящим началом пример Русской православной церкви, не отменявшей, а переименовывавшей привычные для народа языческие праздники.

А вообще есть уверенность, что, даже если бы какая-нибудь власть в России решилась на отмену всех праздников, национальная традиция беспричинного гульбежа нашла бы себе другой выход - праздники устанавливались бы как-то иначе, без оглядки на начальство, но число их никогда бы не уменьшилось. Как у того мужика из известного анекдота, который пил "за прибытие" и "за отбытие" таракана...

       
Print version Распечатать