Первый президент Евросоюза

В жизни Европейского союза 19 ноября 2009 года произошло знаковое событие. Именно в этот день ЕС обрел своего первого президента, которым стал Херман Ван Ромпюи, бывший спикер палаты представителей и премьер-министр Бельгии.

В соответствии с законом президент ЕС приступит к своим обязанностям 1 декабря 2009 года, то есть в тот же день, когда вступит в силу Лиссабонский договор, определивший состав новых органов власти объединенной Европы. Как считается, благодаря последним реформам ЕС станет более управляемым образованием, приобретя форму «рыхлой конфедерации» с перспективой дальнейшей эволюции в федералистском направлении. В этой связи следует обратить более пристальное внимание на новое «первое лицо» Европейского союза. Ведь его назначение определенно свидетельствует о наличии известной тенденции.

Кто вы, мистер Ромпюи?

Херман Ван Ромпюи – представитель высшего слоя бельгийской элиты. Его можно отнести к либерально-консервативной идеологии, то есть той части политического спектра, принадлежащие к которому политические партии добились успеха в разных странах Европы на выборах в Европарламент летом 2009 года.

В Бельгии экс-премьер представлял либерально-консервативную партию CD&V – ведущую, начиная с 2007 года, партию Фландрии, этого экономически и политически доминирующего в Бельгии региона. Он – умеренный националист, сторонник реформирования Бельгии с заметным увеличением веса регионов (вплоть до превращения в конфедерацию). Ему приписывается членство в так называемом «Клубе принцев» – тайном сообществе нидерландоязычной элиты Голландии и Фландрии, выступающем за восстановление «исторических Нидерландов» путем объединения обеих территорий.

С фигурой Ван Ромпюи с момента его неожиданного для многих назначения на пост бельгийского премьера связывалось много надежд. Данное назначение, поддержанное большинством представленных на федеральном уровне политических партий (как входивших в последнюю правительственную коалицию, так и оппозиционных), принесло пережившей с лета 2007 года несколько правительственных кризисов стране долгожданное успокоение и определенные перспективы решения острых политических и социально-экономических проблем. Особое значение в сложившихся условиях имел призыв нового премьера о возвращении доверия властным институтам и запуске механизмов экономического роста. Важными являлись и продекларированные им намерения создать комиссию для решения судьбы округа Брюссель-Хал-Вилворде и начать диалог между общинами для достижения соглашений в социально-экономической области.

Почему правые?

Следует напомнить, что в большинстве стран «Старого света» правоцентристские силы с небольшим перевесом взяли верх над левыми, что вполне объяснимо, если учитывать общий кризис «европейской левой». Так, например, во Франции правящие «правоцентристы», возглавляемые действующим президентом республики Николя Саркози, нанесли болезненное поражение своим главным конкурентам – социалистам (28% против 16%).

Еще более унизительным выглядит поражение британских лейбористов Гордона Брауна в споре с консерваторами (15% против 29%), и вовсе уже катастрофичной – поражение германских социал-демократов от «правоцентристов» из ХДС-ХСС во главе с действующим канцлером Ангелой Меркель (21% против 37%).

Нечто подобное ожидалось и в Бельгии, являющей собой уменьшенную модель европейских проблем и противоречий: национальных, межрегиональных, социальных. Однако несколько неожиданный формальный успех списка социалистов (36%) не отражает проблем и противоречий, скоплением которых стала эта небольшая страна Бенилюкса – одна из основателей Евросоюза. Тем более что, как полагают сами европейские эксперты, предпочтения, выражаемые избирателями на выборах в Европарламент, существенно отличаются от предпочтений, выражаемых ими на выборах национального уровня: если в первом случае люди руководствуются ценностно-идеологическими предпочтениями, во втором – по преимуществу прагматическими соображениями, вытекающими из актуальных потребностей внутригосударственной политики. Этот успех вызывает еще большее удивление, если вспомнить о победе бельгийских правых на внутригосударственных выборах.

Наиболее мрачный прогноз региональных парламентских выборов в Бельгии предполагал успех альянса националистиеских партий во Фландрии, коалиция которых начала бы суверенизацию региона с форсированным демонтажом федеративных механизмов. Однако этого не произошло. Фламандские избиратели в ситуации углубляющегося кризиса подтвердили свое доверие к демохристианам (СD&V, 22,86%) как к партии, являющейся основой правительственных коалиций как на региональном, так и на федеральном уровнях. Именно партию Ромпюи бельгийцы посчитали ключевым актором межкоммунитарного диалога, способным согласовывать интересы Фландрии и Бельгии, вести диалог с франкофонами, и соединять в рамках федеральных коалиционных правительств самые разные силы – от франкофонных социалистов до умеренных фламандских националистов. Наконец, именно с присутствием в федеральном правительстве фламандских демохристиан избиратели связывают планы запуска механизмов «экономического роста», заявленного в программе нового правительства Хермана ван Ромпюи. Ни одна из фламандских партий не способна осуществлять эти функции столь же успешно.

Бельгия после Ромпюи

Между тем политическая обстановка в стране все более осложнялась за счет других факторов. В октябре 2009 года парламент Фландрии вторично проголосовал за разделение последнего федерального округа Брюссель-Хал-Вилворде (уже являвшегося причиной нескольких масштабных политических кризисов), исключая все иные формы решения этой проблемы (что фактически лишило смысла деятельность «межпартийной» согласительной комиссии, и снова «подвесило» вопрос о проведении реформы федеративных институтов, на которой активнее всего настаивали именно представители фламандской стороны в лице возглавляющей правящие коалиции на уровне региона Фландрия и на уровне федеральной власти CD&V).

В ответ на это решение парламент германо-язычного сообщества проголосовал за инициирование предусмотренной в конституции Бельгии процедуры конфликта интересов, приостанавливающей реализацию фламандской инициативы относительно Брюссель-Хал-Вилворде на 120 дней. Как полагали эксперты, разрешение возникшей коллизии, ставящей под сомнение сохранение единства Бельгии, целиком зависело от позиции, которую занял бы федеральный премьер Херман Ван Ромпюи, которому ради сохранения страны, очевидно, придется пойти против воли и позиции своей партии CD&V. А это действительно требовало незаурядной политической воли и мужества.

Активизировавшиеся осенью 2009 года разговоры о возможном переходе ван Ромпюи на пост председателя Европейской комиссии с необходимостью выдвижения нового премьера из рядов CD&V воспринимались многими бельгийскими политиками и экспертами не иначе, как «политическая катастрофа». В случае возможного перехода Ван Ромпюи на европейский уровень фигура Ива Летерма как потенциального нового премьер-министра рассматривалась как «нежелательная» не только франкофонами, но и коллегами Летерма по CD&V, ибо обостряло и без того непростые внутрипартийные отношения.

Другим фаворитом CD&V на пост премьера являлся нынешний лидер партии Марианне Тиссен, в то время как франкофоны склонялись к поддержке «ветерана» партии и бельгийской политики Жана-Люка Дегаена. Фламандские же социалисты SP.A в случае ухода ван Ромпюи настаивали на проведении новых федеральных выборов, что грозит разрушить и без того хрупкий «внутрибельгийский мир».

Таким образом, переход Ван Ромпюи на европейский уровень власти, не приведя к революционном изменениям на уровне «Большой Европы», способен привести к масштабным кадровым «подвижкам» во внутрибельгийской политике вплоть до возникновения еще одного политического кризиса. Последнее подтверждает не только высокую потенциальную «кризисность» бельгийского и общеевропейского политикумов, но и известный кадровый дефицит как на общеевропейском, так и на региональном уровне политической жизни Европы. В итоге внутриполитическая слабость одной из стран-основательниц ЕС – Бельгии – может превратиться в политическую слабость общеевропейских институтов в целом.

       
Print version Распечатать