Павлины и мыши "Живого журнала"

"В глобальных битвах победит Албания, / уйдя на дно иного мира", - писал Алексей Парщиков лет двадцать назад. Еще не существовало ни вправду триумфально прошествовавшего впоследствии по Рунету "албанского языка" блоггеров, ни даже термина "Интернет". Парщиков - виртуоз технократической метафоры. Заглавие его книги стихов Cyrillic Light возвело заурядное название компьютерного шрифта в сакральную степень: "Свет Кириллицы", "Кириллический Свет". " Почему же свет осеняет разный / этот холм, помещенный нигде и всюду?" - вопрошает Иван Жданов приблизительно в те же годы. Сегодня смысл красивых иносказаний впервые обретает плоть.

Вот уже несколько лет в некоторой оторопи и какой-то даже тайной досаде мы наблюдаем, как с нашим чересчур факультативным участием разворачивается соседняя вселенная, слагаемая звездными системами и прочими спиральными рукавами, под общим названием "блогосфера".

Побочное детище информационной эпохи, сетевые дневники не имеют, как правило, прямой прагматической функции. Это такой бездонный отстойник, говоря словами Бродского, "лишних мыслей, ломаных линий". Новейший из главных клапанов, куда компьютеризированное человечество выбрасывает избыток психологического напряжения и креативной энергии. Удовлетворяя порочную страсть к тотальному комментированию быта и бытия.

Объем многообразной и в чем-то всегда уникальной информации, хаотически откладывающейся на интерактивных страницах, чудовищен. На простейших уровнях (скажем, юмора, языковых развлечений) уже замечен эффект избыточности: для любой новой шутки, каламбура, игры слов и т.п. при поиске в Интернете, скорее всего, найдется прецедент или аналог, причем именно в блогах. Скоро необсужденной в этой мировой закулисе не останется ни одна малейшая сколько-нибудь вербализуемая проблема... Наличие у представителей Homo Sapiens нескольких свободных минут или даже секунд стимулирует их неистово обмениваться мнениями по поводу всего, что где-либо происходит или даже может произойти. Версии достраиваются кирпичиками в бесконечную Китайскую стену дополнительных смыслов.

Так рекреация повсеместно восходит (или восстанавливается?) до креации.

Реальность #2

Родоначальницей блоговой формы считается страничка одного из зачинателей Интернета Тима Бернерса-Ли, открытая в 1992 году. В 1999-м заработал Blogger - первый бесплатный дневниковый сервис. А через год возник "Живой журнал". Еще через год - его русскоязычный сектор, инициированный "миссионером Рунета" Романом Лейбовым.

И уже давно звучат авторитетные суждения, что, дескать, русский ЖЖ кардинально отличается от исходного американского. Там - совокупность в основном обиходных комьюнити, состоящих из знакомых между собой людей. Здесь - нечто вроде пересекающихся кружков писателей-читателей, обменивающихся не столько "лытдыбром" (бытовые заметки, от lytdybr - "дневник" в латинском регистре), сколько "креативом" и зачастую ничего при этом не знающих друг о друге.

Дело не в том, что за нами опять подтверждается "переходящее знамя" самой читающей страны. Это-то чисто посюсторонний, офлайновый плюс. Главное же, что внутри себя русский ЖЖ оказывается самодостаточным Космосом творцов и их адептов.

Есть гипотеза. ЖЖ, на самом деле, готовая "вторая реальность", первый случай долгожданного "параллельного пространства". Речь идет если не обо всем Live Journal, то как минимум о его Cyrillic Light...

"Затягивающие внутрь" удобства ЖЖ-сервиса суть тепличные условия для инкубирования зачатков иного мира. Здесь, во всяком случае в русском сегменте, поощряется и культивируется потребность человека в восприятии чужих и собственных творческих проявлений. Или хотя бы ньюсмейкерских.

Нам возразят: это уже было! " Афиняне же все и живущие [у них] иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое" (Деян. 17,21). Что ж, человечество с тех пор слишком упорно отрицало подобное времяпрепровождение как "главную охоту". И лишь теперь, в "Живом журнале", мы, возможно, видим наконец колыбель подлинного Homo Creator.

Скажут - мол, ЖЖ не столь уж уникален, были все-таки по-своему довольно изобретательные и своеобразные Padonki и Удафф.ком. Однако эти действительно эпохальные проекты зациклены на сфере entertainment. В ЖЖ же приходят не развлекаться, а именно жить. В том числе жить развлекаясь, но далеко не только. Приходят, обустраиваются на новом месте и - живут...

Подбор и наклеивание обоев в новой квартире. Удаление лишних внутренних стен или добавление новых, расстановка мебели... Проведение телефонной линии, установка глазка в дверь и тонированных стекол в окна. А у кого-то наоборот - окна во всю стену, как в передачах "За стеклом", ведь неминуемый бэкграунд всех блогов, и ЖЖ в частности, - в интеллектуальном эксгибиционизме...

Пыльца и мед

Итак, ключевые слова в названии феномена - "живой", "жить". Попробуем рассмотреть его через метафору "живота", то есть "жизни животных", по-гречески Zoa. Взглянуть на сущность предмета сквозь призму зоософии, используя для наглядности образы неразумных существ.

Пресловутая привлекательность и уютность ЖЖ очевидно обусловлена отработанной системой защиты от внешних воздействий. Следовательно, в значительной части его насельников можно усмотреть "мышей", т.е. эскапистов и лузеров, прячущихся туда от тягот и опасностей "первой реальности".

Мышиная ассоциация сразу отменяется наличием бесчисленных связей между "норками", превращающих их, скорее, в гигантскую целостную колонию - "муравейник", "термитник". Эта метафора еще богаче. Этологи утверждают, что сообщество обитателей термитника или муравейника может делиться на функциональные касты - строителей, солдат, охотников и т.д., - которые автоматически идентифицируют друг друга (по запаху, но это не важно). Представители разных каст могут "не уважать" и даже "не видеть" друг друга. Почти точный аналог "групп друзей".

Что касается общественных насекомых, то русская аббревиатура для Live Journal - ЖЖ ? несомненно, ассоциируется с трудолюбивым жужжанием... Улей возбужденных пчел, собирающих и обменивающихся пыльцой новостей и медом креатива.

Зоософический ракурс подсказывает точную аналогию и для "ленты друзей". Френдлента, как совокупность разнонаправленных "взглядов на мир", - типичный фасеточный глаз насекомого. Это возможность видеть жизнь глазами многих других блоггеров, дневник каждого из которых являет собой одинарную "фасетку" - со своим кругозором, персональным ракурсом, цветофильтром (от розового до черного) и т.д. Как бы с помощью пучка светопроводных волокон ты подсоединяешься ко множеству чужих "моноклей"...

В свою очередь, твой исходный моноглазок может входить в состав фасеточного глаза для тех, кто зафрендил тебя самого. Этот завораживающий взаимный калейдоскоп - богатый источник для философов и онлайн-социологов.

Образ юрких зверушек (грызунов, членистоногих или т.п.) по-своему неточен, ибо, живя в ЖЖ, юзеры не выходят из своих обиталищ, они как бы слитны с ними. Уместно сравнение с коралловыми полипами, которые ютятся в порах создаваемого многими их поколениями рифа, фильтруя внутрь все интересное, проносимое мимо течением обеих реальностей... И каждый полип-блоггер, привлекая в ЖЖ из реала своих знакомых, наращивает новые ответвления коралла.

Отдельные муравейники-термитники-рифы сближаются и срастаются. В пределе виртуальное человечество способно преобразоваться в исполинский, источенный жизненосными порами, но несокрушимый Барьерный Риф.

Защищающий кого и что от кого и чего?..

Может быть, уже самое "первую реальность" - от некоего удара извне?

Или это все-таки Великая стена - между чем и чем?

Природа скрижалей

Все же термин "этология" для описания виртуального человека в его запредельной обители простоват. Бери выше, здесь новая Этика, причем складывающаяся прямо у нас на глазах. Кому не приходилось наблюдать, скажем, блоговую пикировку какого-нибудь чемпиона гипертекста - "тысячника" - с каким-нибудь гиперактивным френдом или, скорее, анонимом: вправе ли был последний оставлять некорректные, с точки зрения первого, комменты или т.п.? В конечном счете нюансы ЖЖ-сервиса определяют законы ЖЖ-морали, и "скрижали" эти заметно отличаются от привычных максим "первой реальности". Например, этика ЖЖ допускает "самоубийства", что обосновано принципиальной обратимостью здесь подобного шага. Из переписки: " Моя любимая френдесса Имярек вчера самоубилась, и это печально"...

Тут мы выходим, возможно, на новый уровень понимания законов реальности не только второй, но и первой. Если нравственность ЖЖ задана возможностями технической оболочки, то не обусловлена ли "первая" мораль обычными физическими законами?

Оживить умершего ("восстановить аккаунт для души") невозможно... Значит, не убий! В том числе - не убий себя.

Нельзя абсолютно точно скопировать и воспроизвести из ничего (Ctrl+C; Ctrl+V...) материальную вещь. Значит, не укради...

Невозможно копировать информацию напрямую из чужого сознания. А обман, неверная информация приводят к увеличению энтропии. Значит, не лжесвидетельствуй!

Кажется, ошибки нет: наша этика детерминирована банальной физикой.

Русские блоггеры. Кто они?

Мы уже упоминали об особенностях состава ru-сообщества ЖЖ. Помимо трепетных пронырливых мышек (пчелок, термитов, муравьев...), т.е. типичных "читателей", приходящих сюда за интересными чужими мыслями и наблюдениями, существуют "писатели". В кавычках и без. С точки зрения зоософии это тип павлина: блоггер с выраженной потребностью (и умением) распускать хвост перед аудиторией. Это особая харизма, и таких, конечно, меньшинство, - что подтверждается узостью касты "тысячников".

Приходя в ЖЖ, павлины и мышки находят друг друга.

Сопоставление крупной птицы и мелкого зверька вполне символично. Один из гигантов русского ЖЖ, юзер berezin, каждый свой пост снабжает оговоркой: " Извините, если кого обидел". Такой Гаргантюа - точнее, Голем, ненароком давящий прохожих... В общем, "Ж. в муравейнике" (как сократил когда-то другой литератор в своем блокноте название ожидавшейся в печати новой повести Стругацких).

Чаще всего же наш ЖЖист (прообраз, напомним, нового человека) являет собой странный, но органичный гибрид, в той или иной пропорции, павлина и мышки. Как, в частности, и автор этих строк.

Бурлящая "вторая реальность" начинает понемногу выплескиваться и в первую. Это не только упоминавшийся "албанский язык" (истоки которого усматривают уже в вековой давности поэме Ильязда "Янко, круль албанскай"), проникающий в обычную рекламу. Так, недавно в Москве с шумом прошел "ктулхуистский" фестиваль имени Валерия Нугатова "Френдс онли". " Вывод в офлайн нежных и хрупких человеческих и авторских пристрастий".

"Особенно русским" проектом в ЖЖ (в стиле философа Николая Федорова) представляется затея писателя Андрея Урицкого по перманентной онлайн-презентации творчества одного из ярчайших русских поэтов конца прошлого века Михаила Лаптева (1960-1994). Урицкий завел ему аккаунт и периодически выкладывает туда тексты из огромного и практически неизвестного лаптевского наследия. Мертвый Михаил Лаптев превратился в полноценного живого юзера-ньюсмейкера mihail-laptev.livejournal.com, чей "креатив" начинает пользоваться успехом.

Жижа

"Рад видеть тебя в жиже!" - "по-албански" приветствовал появление автора этих строк в "Живом журнале" давний пользователь. Вспомнилась вдруг странная строчка в "Дюжине ножей в спину революции" Аркадия Аверченко: " Крохотный мальчик протягивает к огню розовые пальчики, похожие на бутылочки, и лепечет непослушным языком: "Жижа, жижа!.. Дядя, дай жижи... ". Целое столетие сей пророческий лепет про "жижу" звучал как-то не очень понятно. И вот инсайт: жужжащая фраза из цикла со слегка жужжащим названием - это же готовая мантра для "Живого журнала"!

Теперь в нашей Жизни появилась компания "Суп".

И судьба автономной второй реальности оказывается под вопросом. Ведь до сих пор раскованность и откровенность блогов была обеспечена тем, что и сисадмины, и "железо" ЖЖ-серверов находились где-то в недосягаемости, "во французской стороне, на чужой планете". Нынешняя посюстороннесть пределов - плохое условие для беспредельного развития.

- И что потом? - интересуются обеспокоенные мышки.

       
Print version Распечатать