Отсчет переназначенцев

Новая кремлевская игра: угадай себя сам...

Поток досрочных переназначений губернаторов начался с прецедента, который создала Валентина Матвиенко, как известно, входящая в число так называемых "статусных питерцев". Ее досрочное экспресс-переназначение, в общем, вдохновило более или менее уверенных в своем будущем губернаторов и региональных президентов.

Матвиенко в тот период ощущала острую необходимость свободы политического маневра, вне зависимости от политических пожеланий "единороссов" в преддверии чувствительной битвы в петербургском ЗакСе вокруг фигуры Сергея Миронова.

Время подтвердило прозорливость петербургского градоначальника: "Единая Россия" сегодня "закручивает гайки" для губернаторов, вводя настоящую электоральную повинность, так что предусмотрительность Валентины Ивановны была воспринята на вооружение большинством глав регионов.

Конечно, большую роль сыграла и неуверенность региональных глав в завтрашнем дне: по-прежнему до конца непонятно, кто будет президентом РФ с марта 2008 года, поэтому они поспешили решить свою основную проблему пролонгации полномочий с помощью известных им механизмов и отношений с представителями Кремля, уже сложившихся к настоящему моменту.

В качестве дополнительного резона "переназначиться" у губернаторов в 2006 году появился еще один: стало совершенно очевидно, что волна антикоррупционной войны, объявленной президентом в своих последних Посланиях Федеральному собранию, затронет не только мэров российских городов - докатится и до глав регионов.

В результате для губернаторов открылась нерадостная перспектива стать жертвой этой войны... или возглавить ее проведение у себя в регионе. А для этого как раз необходимо личное доверие президента и, как следствие, - хорошие отношения с "Единой Россией". Идеальный вариант - с партбилетом в кармане. Однако последнее оказалось чревато довольно неприятными последствиями в виде электоральной (персональной) ответственности, о которой мы уже упомянули.

Отношения губернаторов с так называемой "партией власти" складывались всегда довольно просто: политическая мода 90-х требовала, чтобы губернатор был ее членом. Некоторые персонажи из числа глав регионов, сторонившиеся "партий власти", считались склонными к экстравагантности - правда, если не состояли в КПРФ и не относили свои регионы к так называемому "красному поясу".

Активное участие в создании "партии власти" в глобальном смысле главы регионов принимали с середины 90-х годов, но результат всегда был одинаков: через пару лет ее влияние на электорат резко уменьшалось (этой участи не избежал ни "Выбор России" Гайдара, ни "Наш дом - Россия" Черномырдина).

Партия "Единство" в 1999 году не была исключением, хотя бывший премьером Путин и говорил тогда: "Строительство серьезной крепкой партии - историческая задача для России". "Единство" откровенно было продуктом политтехнологий без претензий на реальную политическую силу (ее создание приписывал себе Березовский, но настоящим автором, скорее всего, был все-таки Владислав Сурков), даже тогда считалось "партией власти" условно и было, скорее, "партией Путина". Видимо, поэтому долгое время не могла окончательно "умереть" НДР.

В силу этого обстоятельства первое время губернаторы как раз и не стремились в лоно "Единства", предпочитая создавать собственные политические структуры: "Отечество" (Лужков), "Вся Россия" (Шаймиев - Рахимов). Такая попытка создания губернаторской фронды привела к вполне логичному результату: когда Владимир Путин подтвердил свое влияние как всенародный президент, объединенное "Отечество - Вся Россия" Лужкова - Шаймиева охотно вошло в блок с "Единством" Грызлова - Шойгу, образовав ныне существующую "Единую Россию".

Так, метнувшиеся было в сторону самостийности (по старой памяти - "берите суверенитета, сколько хотите") главы регионов вовремя одумались и вновь признали примат верховной власти. Однако данный маневр был вполне оправдан политически: в этот период потребовалась снисходительность Кремля, так как большинство влиятельных губернаторов и региональных президентов уже исчерпали кратность своих переизбраний. После акта лояльности (образования "Единой России") Кремль взял на себя этот грех, позволив найти лазейку в законодательстве, и фактически разрешил некоторым влиятельным региональным главам вновь баллотироваться на свои посты - с довольно предсказуемым результатом.

Вскоре, впрочем, и эта мера показалась недостаточной, поэтому, когда - после известных бесланских событий - Кремль объявил об административной реформе, в ходе которой губернаторов фактически стали переназначать с помощью президента и региональных парламентов, они вздохнули с облегчением: теперь занимать свой пост можно будет бесконечно, главное - подчеркивать свою полезность и незаменимость.

С тех пор, как стало модным выражать крайнюю степень лояльности к Путину лично (моду ввел, кстати, Рамзан Кадыров, балансирующий в своих действиях на грани приличия), главы регионов и не помышляют о самостоятельной политической карьере. Любые попытки федеральной власти сверху инициировать объединения глав регионов натыкаются на серьезный саботаж с их стороны: вероятно, региональные лидеры полагают, что их таким нетривиальным образом проверяют на лояльность.

Как мы уже упомянули, принято считать, что "партия власти" - продукт электорально одноразовый, что, в общем, подтверждается практикой, поэтому к каждой новой думской кампании она неизбежно меняет свою конфигурацию. Ранее ситуацию спасали все те же губернаторы, инициировавшие свои партийные проекты, которые, соединяясь с федеральной партструктурой, как раз и образовывали требуемую новую форму.

В 2004-2007 годах "Единая Россия", где насчитывается большое количество глав регионов (в том числе - уже переназначенных), активно сопротивлялась любым преобразованиям, что могло сыграть с ней злую шутку уже в декабре 2007 года.

В конце концов, вняв предупреждениям, "партия власти" нашла новую форму трансформации: "Единой России" сделали инъекцию политического стимулянта - "Справедливой России". Состояние "больного" после этого стало улучшаться, были отмечены признаки активности, особенно в регионах, появились даже отголоски какой-то партийной идеологии. Кроме того, продолжился процесс партийных "слияний и поглощений" путем включения в состав уже двух "партий власти" более мелких структур.

Особенных противоречий в политической позиции между "Единой" и "Справедливой Россией" выявить не удалось, поэтому вполне вероятно, что в новой Государственной думе обе партии на почве своей любви к Владимиру Путину образуют одну "Единую Справедливую Россию".

Такие радужные перспективы должны обнадежить всех: и мэров, которые пока ориентируются на "Справедливую Россию" и втайне лелеют надежду, что их также будут переназначать, а не избирать с помощью капризного в последнее время электората; и губернаторов, которые решили, что "коней на переправе не меняют" и отдали свои электоральные ресурсы своей "материнской" партии, несмотря на то, что мать в последнее время ведет себя как настоящая мачеха.

В 2006-2007 годах "Единая Россия", как известно, прямо поставила сохранение поста главы региона в зависимость от результатов этой "партии власти" на региональных (и в перспективе - федеральных) выборах; в случае высоких показателей "единороссов" на региональных ристалищах партийное руководство обязалось замолвить словечко за успешных глав регионов при попытке продлить удовольствие от занимаемой должности.

Однако ситуация на практике оказывается не такой уж и простой. Еще в начале 2000-х годов Владимир Путин (вернее, сотрудники его Администрации) сформулировал специфические требования к кандидату, который имел бы наибольшие шансы на переутверждение. В число этих требований вошли следующие положения.

Во-первых, ч еткое определение своей позиции в отношении федеральной власти - безусловная лояльность и соблюдение всего комплекса федерального законодательства, а также умение быстро и конкретно реагировать на инициативы федерального центра. Дополнительно в этой связи был сформулирован и обязательный непосредственный контакт с аппаратом полномочного представителя президента РФ в соответствующем федеральном округе.

Во-вторых, кандидат должен владеть статистическими и аналитическими данными по своему региону и по России в целом, а также иметь представление о комплексе мер по решению основных региональных проблем.

В-третьих, кандидату необходимо иметь имидж компетентного специалиста в области управления: профессионализм - самое важное качество, которое, как известно, ценит Владимир Путин в представителях власти самого разного уровня. Конкретный ответ на вопрос "Какая от тебя польза России?" - важное качество, которым можно привлечь внимание президента. Отмечалось, правда, что профессионализм нельзя демонстрировать открыто - необходимо инициировать несколько публичных мнений авторитетных в регионе и на федеральном уровне персон о кандидате.

В-четвертых, требовалось проявлять патриотизм и осознание своего места в российской элите (в глобальном смысле). В частности, обращалось внимание кандидатов на тот факт, что Путин учит своих детей в России, а не послал их за границу, как это сделал в свое время Борис Ельцин со своим внуком. Лучше, если дети кандидата будут обучаться в отечественной школе.

Весьма важным, как утверждали, стало создание себе имидж человека, который не принимает необдуманных решений, однако может действовать и ориентироваться в форс-мажорных обстоятельствах.

Большую роль в переутверждении кандидатов должна была сыграть и экономическая составляющая их взглядов. Показательно, что Владимир Путин - в экономическом смысле - либерал, но с большим этатистским привкусом, то есть для президента предпочтительно участие государства во всех крупных экономических проектах региона. Поэтому для губернатора, который надеется на переутверждение, стало обязательным признание разумного федерального регулирования экономики как России вообще, так и отдельно взятого региона в частности. Важным качеством Путин, как утверждают, считает также видение экономического пространства целиком (макроэкономика) и отдельными планами (микроэкономика) - одновременно.

Говорят также, что, по убеждению Путина, регион должен зарабатывать сам. В этом контексте не приветствуется положительное отношение к получению бюджетных вливаний. Утверждают, что президент очень ценит, когда региональные экономические проекты осуществляются силами самих регионов без привлечения внешних средств. Он также полагает, что посредником между региональными экономическими проектами и "внешним миром" в обязательном порядке должна быть администрация региона - именно она должна стать ключевой региональной бизнес-структурой.

Утверждают, что в личном плане кандидат должен обладать опытом работы в нескольких структурах и, по возможности, на нескольких специальностях. Важное качество, которое Путин ценит в людях, - это обучаемость и разносторонняя развитость, а также с пособность в меру, но эффективно "закручивать гайки".

Важно отметить и то, что президент весьма трудно расстается с людьми, с которыми привык работать, однако "игра по правилам" должна быть основным принципом кандидата на переутверждение. Помимо этого, он должен быть человеком слова. Причем президент якобы предпочитает людей, которые подходят к нему самостоятельно, без помощи "олигархических" или аппаратных игроков, однако "инициативников" он "не берет". Так что рекомендуется регулярно проявляться в прессе с конкретными и оригинальными идеями (путь небольшого, регионального масштаба), четко прописанным путем их осуществления и - конечным результатом.

Как известно, Путин предпочитает не действовать быстро, особенно в кадровом вопросе. Очевидно, что он охотно оставляет руководителя на его месте, если последний устраивает его по ключевым параметрам, которые описаны выше. В свое время также рассказывали, что на вопрос, как Кремль будет регулировать региональные выборы, Путин просто ответил: пусть выбирают, кого хотят, будем работать с выбранным главой.

Продемонстрировать эти принципы кандидату на переутверждение можно, исходя из нескольких форм общения президента с региональными главами: совместные заседания в Госсовете, личные встречи президента с главами регионов в Кремле для решения текущих проблем, а также рабочие поездки президента в регионы.

Затруднение, правда, в том, что рабочие визиты Путина в регионы носят явно асимметричный характер: они делаются вне зависимости от равноправия субъектов - по политической или экономической необходимости.

Работа же всемогущей для губернаторов Администрации президента в регулировании региональных процессов долгое время сводилась к двум основным сюжетам: деятельности по реформированию органов местного самоуправления и распределению полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властью, а также - координации региональной работы (бюджетных отношений) в рамках аппаратов полпредов. Позже Администрация президента активно начала заниматься выстраиванием отношений с регионами и действительно стала крупным игроком, принимающим участие в изменении баланса сил в субъектах Федерации.

Проводниками политики Кремля в регионах по сей день стали полномочные представители президента РФ в Федеральных округах, точнее - их аппараты.

В общем, путь кандидата на переутверждение оказался довольно тернист: труднее, чем ожидали. Тем более что потенциальным переназначенцам пришлось столкнуться с работой "главного кадровика" президента - Виктора Иванова, одного из самых авторитетных Ивановых в окружении Путина. Работа, которую проводит его ведомство, довольно серьезна, и подходят к ней со всей ответственностью. Говорят, что там, пользуясь словами известного персонажа фильма "Белое солнце пустыне", "мзду не берут", им "за державу обидно". Хотя, случается, и ошибаются.

Впрочем, все эти трудности губернаторов не испугали: череда массовых переназначений в последнее время стала тому подтверждением, а очередь из желающих составляла, как утверждают, 25-30 человек. Ведь основную тенденцию главы регионов уловили правильно: чем меньше они будут зависеть от "Единой России" впредь, тем меньше хлопот им принесут грядущие федеральные выборы. А Путин, судя по всему, перед своим уходом решил не обижать большую часть региональных лидеров и даровать им свое доверие. Чем они, собственно, пока и пользуются.

       
Print version Распечатать