От "улицы Ленина до улицы Ильина"

Итоговая сводка "Соборинформбюро"

27 июня закончилась рабочая часть Архиерейского собора. Приняты его документы. Из них можно сделать вывод о том, что главный итог Архиерейского собора - Церковь делает ставку на миссию в современном обществе и осуществление "неокаппадокийского синтеза" - православного осмысления современной культуры, в том числе социально-политической реальности. Церковь так поступала всегда - вспомним отцов и учителей Церкви, "великих каппадокийцев", использововавших понятийный аппарат античной философии в целях православной апологетики. Примером такого осмысления является принятый Собором документ "Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека".

Церковь показала, что проблема личности, ее свободы и прав имеет источник именно в православной антропологии, из догмата о богосозданности и уникальности человеческой личности. Особенно отметим, что проблематика личности и свободы логично вытекала у великих православных мыслителей в призыв к активному православному действию, к пророческому обличению "богословия дезертирства". Как актуально писал великий русский богослов св. Илларион (Троицкий), "нам не отсидеться за стенами наших школ и духовных академий". Освоение "правозащитного" языка - важнейшая задача в деле демаргинализации православного общественного движения. "Богословие дезертирства" и "ересь аполитичности" стали бичом современной церковной жизни. Таким образом, принятая Собором "Православная правозащитная концепция", как и принятая ранее "Социальная концепция РПЦ", порождают этакое "Богословие православного действия", предполагают и действия мирянских общественных сил, и восстановление нормы церковной жизни - прихода как церковной единицы, отвечающей за всю паству, весь народ на конкретной очерченной территории - от "улицы Ленина до улицы Ильина". Приходу должно быть дело до всего - до местного самоуправления, здравоохранения, архитектуры, общественной морали, молодежи и т.д. (Об этом, кстати, говорится и в других определениях Собора.) Ведь для нас, православных, нет, и не может быть ничего "светского", ибо вся жизнь, в том числе общественно-политическая, должна быть осмыслена с позиций православного мировоззрения. Особенно хочу подчеркнуть, что предлагаемое Православное Действие предполагает не грубое насилие, но "теургию", преображение жизни, не новую общественную войну. Наоборот, необходимо показать обществу, что ряд его ключевых кризисов невозможно преодолеть без Церкви. Церковь может показать, каким образом возможно примирение труда и капитала на путях православной этики в рыночной экономике; как возможна гармония между национальным и вселенским, суверенным и общечеловеческим. И, самое главное, - это православное раскрытие темы прав и свободы человека, состоящее в том, что свобода является даром Божиим уникальной человеческой личности, но этот дар обусловлен ответственностью за себя и за творение. Эта ответственность является важнейшим элементом "Божественной педагогики" в деле достижения высочайшей цели христианской жизни - обожения Человека, его сотворчества с Творцом, преображения человека в "Бога по благодати".

Собор не просто поддержал, но развязал руки православным миссионерам, пресек имевшие место попытки свернуть с помощью авторитета Собора из "благочестивых", якобы, мотивов православное присутствие в Интернете, в том числе в "Живом Журнале", ограничить сферу миссионерской деятельности путем ее мелочной регламентации, отверг попытки необоснованных нападок на необходимую интернетизацию Церкви, в том числе монастырей, и издательскую деятельность таких центров интеллектуального православного книгоиздания, как, например, Сретенский монастырь в Москве.

В "ОПРЕДЕЛЕНИИ Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви "О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви"", в частности, указывается: "Собор одобряет принятую Священным Синодом Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Миссия Церкви сегодня должна быть важнейшим делом священнослужителей; призваны к ней и активные, религиозно образованные миряне. Средства миссионерской деятельности могут быть разнообразными (курсив мой - К.Ф.). Однако миссия Церкви всегда должна основываться на твердой верности священным догматам Православия и всей полноте церковного Предания". Таким образом, подчеркнут догматоцентризм, то тесть верность принципиальным вероучительным вопросам, отвергнуто обрядоверие и зацикливание на вопросах второстепенных, а также попытки "изнутри" свернуть миссионерскую деятельность путем ее ангажированной регламентации. Обращение к "всей полноте церковного Предания" означает опору на всю полноту церковного Предания - от эпохи Апостолов до современных святых и миссионеров. Это - ответ тем, кто пытается свести Предание Церкви к какой то одной, идеальной, якобы, эпохе (например, к "синодальному" периоду) и демагогически обвиняет миссионеров в мнимом "модернизме". Так что о.о. Кураев, Рыбко, Сысоев и др. могут спать спокойно и действовать решительно.

В этом же "Определении" "зеленый свет" дан молодежной миссии: "Среди приоритетов работы с молодежью Собор выделяет создание православных молодежных центров, которые, наряду с непосредственным попечением о молодых людях, могли бы заниматься разработкой миссионерских, духовно-просветительных и воспитательных программ. Признано целесообразным усилить координацию трудов епархиальных и общецерковных структур, занятых работой с молодежью. Собор счел важным развитие молодежного паломничества, а также православных молодежных и детских организаций, включая спортивные, скаутские и общественные". Таким образом, миссиофобы не добились ничего, хотя пытались повлиять на тех епископов, кто пока не сведущ в новых информационных технологиях.

Кстати, показательно, что Первоиерарх Зарубежной Русской Церкви митрополит Илларион (Капрал), более всего озабочен миссией среди молодежи. Он посвятил этому свое выступление на Приеме в честь нового Первоиерарха РПЦЗ 26 июня.

В этом же документе со всей серьезностью ставится проблема развития православных СМИ: "Важным элементом укрепления церковного единства должно быть созидание единого информационного пространства нашей Церкви. Многочисленные труженики в этой области православного свидетельства и просвещения призываются к максимальной координации усилий, которая особенно необходима при наличии множества информационных центров и инициатив, подчас разделенных расстояниями и государственными границами. Особой поддержки всей Церкви требует развитие православных телеканалов. Следует повышать качество их вещания и выводить эти каналы на общенациональный уровень, что сегодня достижимо благодаря новым технологиям. Собор рекомендует всем епархиям материально поддерживать региональные церковные СМИ и иметь регулярно обновляемые интернет-сайты, содержащие информацию обо всех значимых событиях церковной жизни региона, а также о взаимоотношениях Церкви со светской властью и обществом. Нормой должна быть открытость к взаимодействию со светскими средствами массовой информации, через которые сегодня можно действенно свидетельствовать о вере, рассказывать людям о церковной жизни и православных традициях".

Единству с Зарубежной Церковью - крепнуть, отделению Украинской Церкви - не бывать!

Действительно исторические решения Собор принял в отношении единства Церкви и недопущения отделения украинской половины Русской Православной Церкви.

В цитированном выше "Определении о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви" пункт 25 гласит: "Освященный Собор, оценивая жертвенное служение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, а также епископата и духовенства, несущих сегодня свое послушание в непростых условиях религиозной и политической нестабильности в Украине, с благодарностью Богу констатирует факт неукоснительного роста и развития Украинской Православной Церкви, объединяющей во Христе Иисусе православных людей независимо от их политических и идеологических настроений и взглядов..." "44. Не столь однозначно складываются церковно-государственные отношения на Украине, где ситуация осложнена наличием церковных расколов. Собор с пониманием относится к озабоченности руководства Украины фактом разделения украинского православия. Но, к сожалению, до сих пор имеют место случаи вмешательства во внутренние церковные дела со стороны некоторых политических деятелей, выступающих за механическое объединение Украинской Православной Церкви с раскольническими группировками с целью отрыва ее от единства с Русской Православной Церковью. Собор призывает украинские власти уважать внутренние установления Церкви и не привносить светские, политические методы в сугубо церковное дело преодоления раскола. То же следует сказать о весьма деликатной сфере межправославных отношений. Собор также просит украинское государство признать за Церковью права юридического лица и способствовать исполнению решений судов о возвращении Украинской Православной Церкви захваченных у нее храмов и другого имущества". Далее в этом же "Определении" есть четкое и недвусмысленное осуждение политики В. Ющенко, разыгрывающего тему "Голодомора" в антироссийских целях: " Признавая важность исторической правды по отношению к жертвам безбожной власти, участники Собора считают недопустимым политизацию истории для возбуждения вражды между народами. Наша Церковь хранит молитвенную память о погибших от голода в 1920-е и 1930-е годы, о невинных жертвах раскулачивания, коллективизации и депортаций. В то же время Собор не приемлет попыток некоторых политиков спекулировать на страданиях, перенесенных многими народами".

Апофеозом пафоса неразделимости Русской Православной Церкви является "ОПРЕДЕЛЕНИЕ Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви "О единстве Церкви"", в котором справедливо отмечается великое Воссоединение Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. "Церковное единство в мире, полном разделений, подвергается различным угрозам, происходящим от зависти врага спасения человеческих душ. О реальности этих угроз свидетельствует и история Русской Православной Церкви, в особенности на протяжении пережитого ею в ХХ столетии периода тяжких бедствий в жизни народа, когда братоубийственное восстание стало причиной гибели миллионов наших сограждан, а лютость безбожных гонителей привела к кончине за имя Христово великого сонма новомучеников, к убиению Императора-страстотерпца Николая Александровича и всей Царской Семьи.

В нынешнем году, когда отмечается 90-летие этого скорбного события, печаль наша срастворяется радостью о духовном преодолении пережитого противостояния. Знамением завершения эпохи разделения стало в минувшем году восстановление церковного единства, нарушенного вследствие революции и гражданской войны. Архиерейский Собор благодарит Господа за милость, которая была явлена к нашему народу по молитвам святых Новомучеников и всех святых земли Российской. В праздник Вознесения Господня 4/17 мая 2007 года, когда в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Высокопреосвященнейшим митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром был подписан Акт о каноническом общении и впервые после многолетнего разделения совместно совершена Божественная литургия, сбылись молитвы нескольких поколений православных верующих, с надеждой ожидавших сего светлого дня. Свершилось торжество Православия, состоялась победа правды Божией над человеческими грехами и слабостями, над предрассудками и взаимными обвинениями, которых немало накопилось за долгие десятилетия".

Далее в "Определении" звучат не менее принципиальные вещи. Утверждается нераздельность общерусского пространство "Великой, Малой и Белой Руси": "В год 1020-летия Крещения Руси Собор воздает хвалу Богу нашему, просветившему благодатию познания истины сердце святого равноапостольного князя Владимира, который стал духовным вождем русского народа на пути ко спасению. Днепровская купель крещения явилась общим истоком подвижничества и духовной жизни, государственности и христианской культуры наших народов. Здесь родилась Святая Русь, которая есть Родина для всех нас, наше общее цивилизационное пространство. Его целостность не раз подвергалась тяжким испытаниям. На протяжении веков многие силы пытались разрушить или радикально перекроить это пространство. Но по милости Божией эти попытки не достигли своей цели. И ныне мы решительно заявляем, что единство Святой Руси является величайшим достоянием нашей Церкви и наших народов, сокровищем, которое мы будем хранить, отдавая все свои силы на преодоление искушений, соблазнов и попыток разделения. Лишь при таком условии Русская Православная Церковь сможет и далее вносить свой уникальный и значительный вклад в общеевропейскую и мировую цивилизацию, убедительно свидетельствуя о ценностях православной духовной традиции".

Повышается статус праздника Святого Владимира: "В память о величайшем событии нашей общей истории - Крещении Руси - Архиерейский Собор постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, воздавая должную честь крестителю Руси. Собор обращается к государственному руководству России, Украины и Беларуси с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями, подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия". От себя добавлю, что день Святого Владимира-это праздник и православных политиков, политологов, миссионеров.

Собор, в том числе украинские епископы, заявил о принципиальной неотторжимости Украинской Церкви от Русской: "Собор с благодарением Богу свидетельствует, что самоуправляемая Украинская Православная Церковь, наделенная широкими правами автономии, успешно совершает свое спасительное служение, находясь в трудных условиях нападок со стороны раскольнических объединений и поддерживающих их политических сил. Она является подлинной Церковью своего народа, сохраняя в то же время духовное единство со всей Церковью Русской, не мыслящей своего бытия вне связи с древним и священным Киевом, изначальным престолом ее Предстоятелей. Члены Собора выражают свою поддержку мужественному стоянию Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви на страже канонических устоев церковной жизни...

Собор признал необходимым возгревать дар общецерковного единства, укрепляя сотрудничество епархий, развивая паломничество и взаимное общение между различными частями исторической Руси. При этом важно в полной мере учитывать присущие им особенности национального и культурного своеобразия, памятуя о том, что уважение к этим особенностям всегда составляло силу нашей Святой Церкви и служило ее росту и единению. А опыт, пережитый во времена гонений и последующего церковного возрождения, научил нас, принимая во внимание политические реальности и интересы различных государств, где Русская Православная Церковь совершает свое служение, в то же время занимать самостоятельную позицию по актуальным вопросам общественной жизни, обусловленную нормами и ценностями церковной традиции, а не сиюминутными политическими задачами".

Собор предпринял важный шаг, централизующий Московский Патриархат, сдерживающий сепаратистские поползновения: "Для укрепления церковного единства в многообразии признано полезным осуществлять распространение важнейших документов Русской Православной Церкви, включая Патриаршие послания, на основных языках окормляемых ею народов". И одобрил действенные шаги, крепче связывающие Украинскую Церковь с Русской: "Архиерейский Собор поддержал предложение Святейшего Патриарха учредить в Москве подворье древнейшей монашеской обители на Руси - Киево-Печерской лавры, а в Киеве - Патриаршее подворье, дабы укрепить взаимосвязь между двумя столицами русского Православия, которая в истории нашей Церкви всегда была и ныне остается залогом верности отеческим заветам неповрежденного Предания и стойкости перед лицом испытаний".

И закрыл вопрос об автокефалии УПЦ: "Члены Архиерейского Собора единодушно поддерживают заявление Блаженнейшего митрополита Владимира о том, что пересмотр канонического статуса Украинской Православной Церкви является неполезным для современной церковной жизни Украины. Такой пересмотр не может стать инструментом консолидации Церкви в условиях, когда украинское общество поляризовано на восток и запад. Подобное развитие событий создаст угрозу целостности украинского государства, благоденствие которого дорого всем чадам Святой Руси".

"Оранжевые" ответили Церкви новым вмешательством в Ее дела. Госкомитет Украины по делам религий опубликовал заявление, в котором говорится, что изменения в Уставе УПЦ уже зарегистрированы и утверждены чиновниками, а Русская Церковь не имеет никакого права одобрять или утверждать Устав УПЦ. Это - прямой выпад против Патриарха, заявившего в своем докладе о том, что Устав УПЦ сначала утверждается Собором РПЦ и Патриархом. Подобные заявления подпадают под пункт Социальной Концепции Русской Православной Церкви о том, что Церковь может отказать в поддержке такой власти, действия которой смущают верующих. А здесь - прямое вмешательство в церковные дела.

Собор, конечно, не мог пройти мимо проблем Эстонии и Молдавии, где у Московского Патриархата есть проблемы с Константинопольским Патриархатом и Румынским, вторгающимся на каноническую территорию Русской Православной Церкви: "Собор также выражает солидарность с православными верующими в Молдове и Эстонии, где действиями внутренних и внешних сил нарушен церковный мир посредством создания параллельных юрисдикций иных Поместных Церквей. Мы призываем наших братьев и сестер к твердому стоянию в вере и сохранению канонической правды, к терпеливому преодолению возникших разделений".

Собор епископов Русской Православной Церкви, как крупнейшей Поместной Церкви мира, в своих "Определениях" поставил на место микроскопический Константинопольский Патриархат, науськиваемый "Вашингтонским ЦК" на Русскую Православную Церковь.

Собор не мог пройти мимо нерешенных вопросов церковно-государственных отношений в России - продолжающихся попыток не допустить введения в школах "Основ Православной Культуры", антиканоничного призыва священников в армию, возвращения отобранных еще большевиками храмов, введения института военных священников. И по соображениям исторической справедливости и преемственности, и по прагматическим нуждам (государство не решит без Церкви демографическую проблему и ряд геополитических вопросов), власть должна пойти навстречу Церкви. Иначе обессмыслится борьба миллионов православных граждан Украины против отделения Украинской Церкви от Русской - они смотрят на Россию как на лидера восточнохристианского мира, а здесь православному большинству не дают того, что есть у верующих традиционных конфессии "светских демократических государств" Европы в области образования, СМИ, прав конфессий как "корпораций публичного права".

Собор восстановил Церковный Суд. Теперь неповадно будет оклеветать епископа, священника и мирянина - можно получить повестку. Конечно, правовой силы в светском государстве решения церковного суда не имеют, а вот общественную - еще какую!

Растождествление

И, наконец, Архиерейский Собор решил судьбу епископа Чукотского Диомида (Дзюбана). Он лишен сана, но это решение вступит в силу в случае его отказа покаяться в том вероучительном и маргинальном безумии, которое он распространял. Подробнее о сути вероучительных и канонических антицерковных действий чукотского епископа - в подготовленном Синодальной Богословской комиссией Богословско-каноническом анализе писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским.

У этого жесткого, но справедливого и каноничного решения есть еще и стратегический аспект. Невозможно одновременно свидетельствовать о Православии и стоять одной ногой в современном обществе, а другой ногой - в "пензенской пещере". Последнее - понятие нарицательное. Это комплекс псевдоправославной демагогии о вреде мобильников и интернета. Из этой же "оперы" - миссиофобия. Церковь рассталась с этой демагогией, висевшей у Нее "камнем на шее".

"Проект Диомид" закрыт. Если Чукотский епископ покается, то он больше никогда не сможет стать "тем" Диомидом, станет обычным, в самом хорошем значении этого слова, епископом РПЦ. Если нет, то будет то, что постановил Архиерейский Собор.

Своим решением по "чукотской справе" Архиерейский Собор и пресек попытки создания "альтернативных" центров власти в Церкви. Централизация Московского Патриархата - такая же необходимость, как и централизация Российского государства. Попытки создать внутрицерковные "альтернативы" каноничным структурам церковного управления, призывы к разрушению этих структур (например, призыв Диомида разогнать Отдел Внешних Церковных Связей Московского Патриархата) - это действия по разрушению Церкви. В результате решений Архиерейского Собора Московский Патриархат еще более укрепил свою субъектность как мощной религиозно-социальной силы национального и мирового масштаба. Эти решения в совокупности создают почву для качественного исторического прорыва.

       
Print version Распечатать