Новая интеграция

9 декабря 2010 года в Москве прошли заседания Высшего органа Таможенного союза и Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. 10 декабря, состоялся саммит руководителей стран, входящих в ОДКБ. Главы России, Беларуси, Казахстана по сути завершили формирование законодательной базы Единого экономического пространства. Вместо прогнозировавшегося некоторыми скептиками развала интеграционных проектов РФ, мы увидели их эволюционное развитие. Но важнее то, что теперь можно обоснованно заявлять об использовании Россией абсолютно новых подходов к продвижению собственных интеграционных планов, касающихся бывших советских республик.

Президент РФ Дмитрий Медведев выступает здесь продолжателем курса, начатого еще Владимиром Путиным. Несколько лет назад инспирированная внешними силами волна “цветных революций”, сменившая политических лидеров Грузии, Украины, Киргизии, заставила российские правящие элиты провести переоценку своего видения внешней политики России на постсоветском пространстве. Именно тогда Президент Путин заявил о разочаровании, порожденном завышенными ожиданиями. Реальную миссию СНГ он охарактеризовал существовавшей в 1991 году необходимостью обеспечить “цивилизованный развод”. В качестве более актуальных интеграционных инструментов Путин как раз обозначил ЕврАзЭС и создаваемое Единое экономическое пространство. Конечно, данные аспекты прописывались и в давнишней Алма-Атинской декларации, но именно четкие начинания более поздних времен дали им практическое воплощение.

Фактически российская сторона позаимствовала рецепты западных партнеров. Раньше в основном аппелировали к общему прошлому и продвигали более архаичные формы взаимодействия. Это – с одной стороны правильно, поскольку, например, говоря о совместной победе над нацистской Германией 1945 года, РФ вносит в структуру идентичности постсоветских народов ценности, которые подчеркивают общую с Россией историческую судьбу. Но, с другой стороны, старшее поколение, ностальгирующее по СССР, уходит из жизни. Потихоньку его заменяет молодежь, привыкшая жить в независимых государствах, настороженно воспринимающая Россию и отнюдь не испытывающая страхов перед евроинтеграцией, либо даже вступлением в НАТО. Поэтому, требовались другие технологии, в большей степени отвечающие вызовам времени.

Сейчас РФ делает ставку на прагматичное претворение в жизнь механизмов, доказавших свою эффективность на пространстве Европы. Именно так создавался Евросоюз. Базу сплачивающих процессов составило экономическое и военное “ядро”. Основная роль отводилась развитым экономикам Германии, Франции и созданному под эгидой США Североатлантическому альянсу. Перечисленные факторы сложились в крепкий фундамент. Далее, путем частичного, неминуемого ограничения суверенитета, нахождения компромисса по национальным интересам, образовались известные нам надстройки – Европейская комиссия, Европарламент, Шенгенская зона, валюта евро и прочее.

Фактически, Москва пошла аналогичной дорогой. За экономические предпосылки интеграции отвечает Таможенный союз, плавно перетекающий в Единое экономическое пространство. А военная компонента, коллективная безопасность НАТОвского образца привязана к ОДКБ. Наиболее развитый экономический потенциал в СНГ имеют Россия, Украина, Беларусь и Казахстан. Поэтому именно их кооперация в рамках обозначенных организаций была бы наиболее логичным началом тенденции. Некогда Леонид Кучма сделал первый шаг в сторону ЕЭП. К сожалению, потом осуществлявший антироссийскую политику Виктор Ющенко перечеркнул упомянутое направление. А ОДКБ его штатные пропагандисты подчас обвиняли чуть ли не в экспансионистских замашках. Ныне определенные надежды на возобновление прерванного диалога возлагаются на Виктора Януковича, старающегося, в отличие от своего предшественника, быть Президентом всей Украины, а не только ее западных провинций.

Уже вступили в силу Единый таможенный тариф и Единый таможенный кодекс. Исчезают таможни. Фактически товары будут перевозиться из одной страны в другую без таможенного контроля. Устраняются пошлины, сборы. Свободное перемещение товаров, капиталов, людей составляет собой квинтэссенцию обозначенного интеграционного плана. Внутри появляется открытая конкуренция без взаимных санкций, нарастает торговля. А выгоду получает каждая из сторон. После начала функционирования Таможенного союза товарооборот России и Беларуси, даже в условиях политических конфликтов 2010 года, вырос на 50%. Схожие цифры характеризуют белорусско-казахстанскую торговлю. Экспорт Казахстана в Россию увеличился на 38%, в Беларусь – в 2,5 раза. Причем, мировой экономический кризис дополнительно подтолкнул государства друг к другу. Ограничение глобальной ресурсной базы послужило стимулом объединения ради совместного блага, рассчитанного на долгосрочную перспективу. Схожим образом некогда страх перед СССР заставил американцев вместе с европейцами построить НАТО и возникло Европейское Экономической Сообщество, переросшее затем в конфедеративный Евросоюз.

Скачок ВВП на 5-7% России, Беларуси, Казахстана отчасти объясняется и более тесным экономическим взаимодействием в новых интеграционных блоках. Например, РФ покупает 60-70% всего экспорта машин, средств транспорта и оборудования Беларуси, поставляет 95% энергоресурсов и от 45% до 85% комплектующих на белорусские заводы. Более того, именно благодаря ТС и ЕЭП Беларусь добилась отмены нефтяной пошлины, вновь получив возможность прибыльно перепродавать часть российской нефти, а также продукты нефтепереработки с белорусских НПЗ в Европу. Согласно позитивным прогнозам некоторых специалистов ВВП стран-участниц ТС при благоприятной конъюнктуре может увеличиться на 15%.

Надо отметить главное: экономическая и военная межгосударственная координация приводит к политической координации. Когда страны договариваются об общем таможенном кодексе, принимают соглашения относительно единой макроэкономической политики, валютных правилах, учреждают двадцатитысячные коллективные силы оперативного реагирования и механизм отношения к кризисным ситуациям в рамках ОДКБ – это многократно увеличивает степень геополитических связей, существующих между ними. В связи с чем Дмитрий Медведев уже заявил о движении к Евразийскому Союзу. Старая идея Нурсултана Назарбаева достигла стадии реализации. Для России подобное развитие событий предстает удачным сценарием, поскольку, де-факто и де-юре закрепляет ее региональное лидерство. СНГ сохранится в качестве “клуба по интересам” и “переговорной площадки” типа Организации американских государств, Лиги арабских государств. Но реальные интеграционные тренды должны разворачиваться именно на базе Евразийского Союза. Вчера, во время итоговой пресс-конференции Нурсултан Назарбаев справедливо отметил, что Россия, Беларусь и Казахстан фактически за 10 лет пришли к тому, чего Европа достигала на протяжении 35 лет.

Дополнительная отрадная сторона прошедших мероприятий – изменение климата российско-белорусских отношений. В текущим году я, будучи экспертом Научно-образовательного Центра Сотрудничества со странами СНГ и Балтии Саратовского государственного университета, посещал и Казахстан, и Беларусь. Если общение с казахстанскими коллегами из экспертного сообщества проходило в оптимистичной тональности, то, белорусы, наоборот, высказывали серьезные опасения. Поговаривали о том, что РФ будет добиваться ухода Александра Лукашенко и даже не признает итоги президентских выборов 19 декабря. Меня такая перспектива, конечно, огорчала. Поскольку Александр Григорьевич, при всей его неоднозначности, хотя бы дал русскому языку статус второго государственного, не стал переписывать историю, выступал против расширения НАТО на Восток и в период его правления, Беларусь бы точно не вступила в ЕС. А политические оппоненты Лукашенко практически поголовно поддерживают евроинтеграцию.

Поэтому элитам следовало достигнуть спокойствия, перейти от эмоционального тона к попыткам договариваться. Гипотетическое смещение Лукашенко с последующим возникновением у руля условного белорусского Ющенко означало бы победу Запада и полный проигрыш России. Странно видеть союзников и друзей в лице той оппозиции, каковая финансируется Европой, США. А непризнание итогов выборов Россией могло бы нанести мощнейший удар по СНГ, ОДКБ, Таможенному союзу, где Беларусь играет первостепенную роль. Однако вчера двустороння встреча президентов все же, состоялась и многие острые вопросы удалось снять.

Таможенный союз и ЕЭП, как экономические конструкции, и ОДКБ, как военный аналог НАТО, символизируют собой появление новой парадигмы реинтеграции постсоветского пространства. Ее можно именовать Евразийским Союзом или искать другие названия. Сам проект открыт для иных игроков. Уже сейчас действуют рабочие группы, прорабатывающие вопросы присоединения Таджикистана и Киргизии к ТС после готовности их экономик. ОДКБ неоднократно демонстрировала возможность стать гарантом безопасности большего числа государств. Совершенно очевидно, прослеживается позитивная динамика, полностью соответствующая национальным интересам России применительно к конкуренции с внешними акторами, ареной коей являлось постсоветское пространство все последние годы.

       
Print version Распечатать