Несовершенство системы

От редакции. Сегодня, 22 января, состоялось заседание Государственного совета РФ, на котором будут определены контуры реформы политической системы России. В заседании Государственного совета приняли участие главы региональной власти и руководители парламентких партий. Именно они должны решить, какой будет Российская Федерация в будущем. Своим мнением о прошедшем событии с "Русским журналом" поделился, заместитель главного редактора журнала "Русский репортер" Руслан Хестанов.

* * *

Фраза Дмитрия Медведева, что политическая система работает не идеально, озвученная им в ходе заседания Госсовета, - это всего лишь констатация факта. Наша политическая система действительно далека от совершенства. Что означает несовершенная политическая система? Это означает, что с помощью политических механизмов нельзя мобилизовать общество на решение даже самых простых задач. Например, мобилизовать общество на решение задачи модернизацим страны. Очень может быть, что сам Госсовет был созван для того, чтобы обсудить возможные механизмы мобилизации общества на выполнение задач модернизации.

Но вместе с тем, с точки зрения политологии, выступление оппозиционных партий показало, что значимая для общества дискуссия у нас имеет ложный фокус. Мы пытаемся найти адекватное представительство неорганизованным и довольно аморфным социальным силам. С одной стороны, у нас существует аморфная среда, а с другой - крайне централизованная власть. Для того чтобы это преодолеть, у нас должно быть централизованное общество и децентрализованное правительство. Децентрализованное правительство – это разделение властей, не только разделение на исполнительную, законодательную и судебную ветви, но и на независимых экономических субъектов. Централизованное общество – это структура гражданского общества, способного добиваться своих целей. Это не только корпоративные организации, но и союзы предпринимателей, профсоюзы.

На следующем этапе эти структуры гражданского общества могли бы быть интегрированы в партийные машины. Однако у нас этого среднего звена в стране нет. К сожалению, об этом мало говорится. Хотя президент говорил однажды, что структура гражданского общества является оборотной стороной структуры власти. Именно на среднем уровне возможна какая-то первичная селекция политических сил, проектов. Кроме того, на этом уровне можно было бы ограничивать влияние больших денег на политику.

В настоящий момент, к сожалению, партийную систему вынуждены строить сверху, соответственно постоянно менять пороги прохождения в законодательные органы, менять избирательную систему и так далее. Но, не решив этого фундаментального вопроса создания среднего уровня, мы далеко не продвинемся.

* * *

В то же самое время в ходе Государственного совета было высказано несколько интересных идей.

Идею Бориса Грызлова о делегировании полномочий с уровня федерального на уровень региональный когда-нибудь придется осуществлять. Однако речь, во-первых, идет о списке этих полномочий. А во-вторых, подобный шаг должен сопровождаться перераспределением финансовых потоков. Прежде всего, перераспределением налоговых поступлений между федерацией и регионами. Сейчас налоги концентрируются в федеральном центре. Эту ситуацию придется менять.

Губернаторская идея ликвидации дискретности вертикали власти на местах достаточно интересна. Но она не должна обернуться наступлением губернаторов на права муниципалитетов. Необходимо ликвидировать отсутствие дисциплины в административной структуре региональной власти.

Что касается предложения президента России Дмитрия Медведева оценивать эффективность деятельности губернаторов через одобрение их населением, то это пока всего лишь общее предложение. Пока не понятно, каким образом можно оценивать деятельность губернатора? Идет ли речь о возвращении выборов или о социологическом зондаже? В общем, у нас уже достаточно консолидированное общество и вполне можно начать обсуждать вопрос о возвращении избрания губернаторов.

       
Print version Распечатать