Не каждый бакалавр имеет право быть магистром

С 1 сентября 2009 года наше высшее образование станет двухуровневым. Большинство студентов будут вынуждены ограничить себя степенью бакалавра, а немногие избранные продолжат обучение дальше, став магистрами. Именно они и будут занимать чиновничьи посты, а также двигать вперед науку. При этом в некоторых вузах останется и традиционная система - пятилетний специалитет. В конце недели Госдума в третьем чтении приняла законопроект об установлении уровней высшего профессионального образования.

Благие намерения и грубая реальность

Когда в 2003 году Россия вступала в Болонский процесс, это декларировалось необходимостью приравнять наши дипломы к европейским. Чтобы российские выпускники могли работать за границей, а иностранцы - у нас. (Когда оглядываешься назад, все это кажется странноватым: ведь в те годы "утечка мозгов" провозглашалась страшной угрозой.)

А еще говорилось, что вступление в Болонский процесс позволит российским студентам свободно "передвигаться" по европейскому пространству: понравился тебе курс, например, в Сорбонне, можешь направляться туда, поучиться на семестр. А потом - продолжить учебу на родине.

Кроме того, нам объяснили: чтобы российская система высшего образования стала похожа на европейскую, необходимо перейти на двухуровневую систему образования - бакалавриат-магистратура; отказаться от зачетов учебных программ по часам и ввести единую систему зачетных единиц, или кредитов, распространенную в Европе (там каждый курс оценивается только по своей трудоемкости). Для получения определенной квалификации студент должен набрать нужное количество единиц трудоемкости в одном или нескольких университетах. И еще - нам придется перейти на стобалльную систему оценки знаний (вместо пятибалльной). А главное - России необходимо выработать общие подходы к контролю качества образования с европейскими странами и сблизить программы обучения. Это и есть самое трудное.

Прошло несколько лет. Теперь становится ясно, что отнюдь не к упрощению мобильности студентов стремились наши чиновники. А может, и не было у них тогда злого умысла, а просто: хотели, как лучше, а получилось...

На деле переход на Болонскую систему сделает наше образование практически полностью платным. Магистратура лишь на 10% будет бюджетной. Остальным придется либо платить из собственного кармана, либо оставаться недоучками-бакалаврами.

Ампутация неизбежна, или дебаты по-русски

У нас как всегда: идея может быть и хорошей, а с ее воплощением - проблемы...

Нет, не так: главное - провозгласить прогрессивную идею. А уж воплотить ее в жизнь можно так, что от нее ничего не останется.

На втором (решающем) чтении этого законопроекта в Думе главными "оппонентами" были Олег Смолин - зампред думского Комитета по образованию и науке (критик) и Николай Булаев, еще неделю назад - председатель этого Комитета, а ныне - глава Федерального агентства по образованию (защитник идеи).

По словам Олега Смолина, Комитет значительно улучшил законопроект, предложенный правительством, но, увы, только отчасти: российскому образованию после этого отрежут не обе ноги, а только одну.

И Смолин предложил пересмотреть еще несколько статей, видимо, надеясь на чудо: иногда ведь удается вживить отрезанную ногу.

Однако ни одно из его предложений не нашло отклика у парламентского большинства.

Узаконенное неравенство

Один из основных пороков закона заключается в провозглашении неравенства студентов: до сих пор каждый имел право продолжать свое образование после бакалавриата. Он мог пойти в специалисты или в магистры. По новому законопроекту, бакалавр имеет возможность попытаться на конкурсной основе стать лишь магистром. Все остальные пути (например, аспирантура) для него отрезаны. Оптимисты утверждают, что стать "бюджетными" магистрами смогут 30-50% бакалавров (то есть от трети до половины). Виктор Садовничий, председатель Союза ректоров России, считает, что порядка четверти. А пессимисты полагают, что только 10% учебных мест в магистратуре будут бюджетными, остальные же - платными. Решать это будет правительство. Оно же утвердит перечень специальностей для бакалавров, магистров и специалистов.

Считая такое положение вещей несправедливым, Олег Смолин предложил защитить права студента и дать ему возможность, если он учится в том же вузе, продолжить образование в магистратуре без конкурса, чтобы он не оставался недоучкой-бакалавром. (Выступая пару лет назад в Госдуме, Виктор Садовничий сказал, что, по его мнению, российские бакалавры на Западе смогут быть только лаборантами.)

Глас вопиющего в пустыне

"Речь идет о поправке, - парировал Николай Булаев, - которая меняет концепцию законопроекта. - У нас есть достаточно жесткие ограничители в законе "Об образовании" и в законе "О высшем послевузовском профессиональном образовании"... Государство обязано иметь 170 бюджетных мест на 10 тысяч населения. Мы сегодня имеем больше 200 бюджетных мест. В рамках этих цифр и должен формироваться государственный заказ на подготовку специалистов по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета".

За предложение Олега Смолина проголосовали 96 депутатов, остальные - против.

Для справки: Хотя в законе действительно осталась позиция, что за счет бюджета у нас должны обучаться не менее 170 студентов на 10 тысяч населения, в процессе монетизации было отменено другое положение, запрещающее сокращать бюджетные учебные места. В результате за последние три года набор на бюджетные места сокращен на 25%. Это означает, что через четыре года у нас будет бюджетных студентов на 750 тысяч меньше, чем сейчас. "И кстати, - сказал Олег Смолин, - почему мы сокращаем количество бюджетных студентов? Сейчас их порядка 205, в советский период было 220. У государства есть деньги. Зачем мы лишаем человека права на образование?"

Не каждый бакалавр имеет право быть магистром

По новому закону, попытку (на конкурсной основе) стать магистром может предпринять только тот, кто "успешно завершил обучение по программам бакалавриата". Олег Смолин предложил внести поправку, согласно которой каждый бакалавр получит возможность, пусть даже и по конкурсу, продолжить свое обучение на стадии магистратуры. Чтобы количество студентов в России на бюджетной основе не сокращалось.

Но и тут Николай Булаев был тверд как скала. "Вы не хуже меня знаете, - сказал тогдашний глава Комитета, - что у нас резко сокращается количество выпускников 11-х классов... Мы поступаем адекватно той демографической ситуации, которая развивается в России. Я не думаю, что установление квот будет нормой, которая позволит российскому образованию развиваться. Есть такое понятие: рынок. Он и определяет потребность в специалистах того или иного уровня подготовки. Мы должны подготовить федеральные стандарты высшего профессионального образования таким образом, чтобы они нам позволяли готовить бакалавров, востребованных рынком".

Далее он продолжил: "Что касается магистратуры, то сама конкурсность предполагает, что речь идет о программах более высокого уровня, о наличии иных интеллектуальных способностей и о подготовке специалистов, востребованных в иных сегментах рынка труда. Установление квот ограничивает возможности и вузов, и государства и работодателей".

И хотя предложение Олега Смолина не было принято, он не сдавался: "Вы не правы. У нас общее количество студентов не сокращается, а даже растет. То есть получается, что на платной основе вы учиться не запрещаете. А возможности получения бюджетного образования сокращаете три года подряд. Между тем, по оценкам социологов, бюджетное образование в России более качественное, чем платное. Значит, сокращая бюджетные места, мы понижаем качество образования".

Инженер теперь не сможет стать ученым

До сих пор любой студент мог после бакалавриата пойти в магистры, или - после бакалавриата - в специалисты, или - после специалиста - в магистры. Новый закон его такого права лишает. Поправки, которые критики законопроекта предлагали поддержать на втором чтении, были направлены на то, чтобы вернуть студенту хотя бы право после того, как он стал специалистом, пойти в магистратуру. Элементарный пример: специалист-инженер должен иметь возможность попасть в магистратуру. Таким образом, расширяются права людей, изначально выбравших себе практикоориентированное образование (и получивших степень специалиста), стать учеными. Ведь из практиков, как показывает опыт, получаются самые лучшие деятели науки.

Но и это не было услышано экс-главой думского Комитета. "Этот закон не запрещает специалисту учиться в магистратуре", - сказал Николай Булаев. Просто сделать это будет возможно лишь на платной основе. Магистратура для специалиста приравнена ко второму высшему образованию. А оно у нас - платное.

Правила игры неизменны

Последняя поправка к законопроекту заключалась в том, чтобы отсрочить его введение до 2012 года. Помимо того, что законопроект поражает в правах студента, то же самое он делает и с руководством вуза. Если сегодня программу обучения выбирает само высшее учебное заведение (специалитет или - бакалавр + магистр), то с 2009 года это будут делать правительственные чиновники. Едва ли они понимают в этом больше, чем ректор и образовательное сообщество.

Как вы догадываетесь, и эта поправка принята не была. Николай Булаев "успокоил" ректорское сообщество: "До дня вступления в силу этого закона (1 сентября 2009 года) выбор обучения будет осуществляться по решению Ученого совета вуза. То есть сам вуз определит темп и динамику перехода на уровни образования... Законопроект носит рамочный характер. Это - правила игры. Что касается содержания игры, то оно определяется образовательным учреждением и УМО. Министерство просто регулирует этот процесс, но жестко не определяет, кому и что преподавать".

P.S. По мнению доктора Леонида Рошаля, выступавшего в конце сентября на пленарном заседании Общественной палаты РФ, переход на двухуровневую систему образования - убийство для нашего здравоохранения. "Сегодня система медицинского образования в России, особенно в педиатрии, - лучшая в мире! Я знаю, я объездил весь мир. В послевузовском образовании у нас есть проблемы, но никакого отношения к Болонской конвенции они не имеют. Мы выступаем категорически против перехода на двухуровневую систему".

Что такое Болонская система

Болонская декларация о Зоне европейского высшего образования была подписана в Италии в 1999 году министрами образования 29 европейских стран. Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 года.

К основным целям стратегии реформирования европейской высшей школы были отнесены:

  • принятие системы сопоставимых документов о высшем образовании, в том числе введение единой формы приложения к диплому для выпускников вузов Европы для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;
  • переход к двухуровневой (бакалавр, магистр) системе высшего образования. Причем продолжительность обучения на первом цикле должна быть не меньше трех и не больше четырех лет. А обучение в течение второго цикла может вести к получению степени магистра (через один-два года обучения после получения звания бакалавра) и/или к докторской степени (в общей сложности через семь-восемь лет);
  • внедрение европейской системы зачетных единиц трудоемкости дисциплин (European Credit Transfer System - ECTS) в качестве средства, способствующего академической мобильности студентов, свободному доступу ко всем образовательным услугам и к расширению возможностей для преподавателей и научных работников участвовать в общеевропейских исследованиях и обучении. В рамках ECTS было введено понятие "кредит" как единицы измерения, с помощью которой оценивается сложность предмета, и в приложении к диплому описывается все получаемое образование. В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в терминах трудоемкости), 30 кредитов - половине года (семестр);
  • содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения. Учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам. Преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе;
  • сотрудничество в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Предполагается учреждение аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования;
  • повышение престижа европейского образования за счет развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
       
Print version Распечатать