Не дежурный визит

От редакции. Недавний визит вице-президента США Джо Байдена в Россию – безусловно, не рядовое событие. Американский политик посетил Сколково, встретился с Президентом Дмитрием Медведевым, с российскими бизнесменами и студентами. О том, что значит этот визит в контексте российско-американской перезагрузки после ратификации договора СНВ, размышляет Юрий Шевцов.

* * *

Я бы рассматривал этот визит как очень важный, открывающий возможность долгосрочного глубокого сотрудничества России и США. Это был ни в коем случае не дежурный визит без больших последствий.

Байден открыто и многократно высказался по внутренним российским политическим проблемам. Можно это считать проявлением бесцеремонности, но факт есть факт: Байден поддержал Медведева в его фактически развернувшейся предвыборной президентской компании. Конечно, другой позиции от представителя администрации Обамы и быть не могло. Интерес вызывает не эта позиция, а то, как открыто США встали на сторону Медведева. Байден посчитал нужным продемонстрировать наличие внутри российского руководства двух групп, ведущих борьбу за президентство. Очевидно, вероятность победы Медведева кажется США не столь вероятной. И потому было решено оказать ему прямую поддержку.

Такая открытая и даже бесцеремонная ставка на Медведева может быть обусловлена только соображениями большой геополитики США. Сближение России и США началось не сегодня - этому курсу как минимум год. В тот момент, когда "перезагрузка" началась, еще не было кризиса в арабском мире, но была сильная угроза большого кризиса в Центральной Азии. И элементом провозглашенной политики перезагрузки было сотрудничество РФ и США в этом регионе и Афганистане. Угроза такого большого кризиса в ЦА, который крайне опасен для России, сохраняется и сейчас.

Вероятно, в США отдают себе отчет в степени опасности такой угрозы не только для РФ, но и для всей политики США в Азии и Европе. Вместе с тем, для США не является лишним сотрудничество с РФ в ЦА и по некоторым иным направлениям. Медведев олицетворяет курс на такое системное сотрудничество и даже альянс США и РФ. "Перезагрузка", реформа армии, многие символические шаги, Сколково - все укладывается в этот тренд. Ситуация же в арабском мире создала дополнительные стимулы того же порядка для сближения США и РФ. Если арабская волна не остановится и перекинется на более близкие к России страны, тогда может зашататься политическая система и России. В России существует очень много явлений, однотипных тем, которые вызывают революционные волны в арабском мире: крупная либеральная среда, социальные сети, активная протестная молодежь, зависимость руководства страны от позиции запада и даже западных СМИ, филиалы специфичных "революционных" западных НГО, неповоротливый государственный аппарат со множеством пороков и т.д.

У этой стороны российско-американских отношений есть и чисто американская любопытная составляющая. Нет ни какой уверенности, что за рядом протестных движений в арабском мире стоит именно администрация Барака Обамы. Более того, именно сейчас этой администрацией запланировано очень резкое сокращение финансирования созданных в 90-е годы структур "мягкой силы" - разного рода фондов и НГО по продвижению демократии. Совершенно очевидно, что по крайней мере ряд кризисов в арабском мире застал Обаму врасплох. В самих США также происходят массовые волнения, хотя они, безусловно, никак с арабским миром не связаны. Совершенно нельзя исключать, и даже допустимо предполагать, что активность в арабском мире проявляют те проамериканские силы, которые могут быть связаны не с администрацией Обамы, а с его противниками. И одним из результатов революций в арабском мире и кризисов в Азии и Африке станет подвижка в самих США в сторону противников Обамы. Если так, то партнерство с Медведевым имеет смысл для Обамы больший, нежели просто поддержка в Афганистане и Центральной Азии. Скорее всего, перед нами давно ожидавшееся включение России во внутриамериканский политический контекст.

В истории отношений России и США такие эпохи глубокого взаимопроникновения уже бывали. Само появление США и исход гражданской войны были во многом следствием такого неожиданного трансатлантического альянса некоторых кругов в России и США. Индустриализация в СССР и союз во Второй мировой войне - еще более мощный пример такого стратегического для двух стран сотрудничества. Сейчас Россия, конечно, не может влиять на США столь сильно, как бывало в истории. Но стать некоторым важным фактором внутриамериканской политики Россия, похоже, может и даже уже становится.

Например, в рамках такого подхода можно ожидать более активной роли России в интересах США, и самого Обамы, в кризисных регионах, обострение ситуации в которых может привести к его падению. Прежде всего - в Центральной Азии и в некоторых исламских странах вне этого региона. Кроме того, постлиссабонский ЕС в ходе мирового финансового кризиса и проблем в отсталых странах-членах ЕС очень быстро продвигается к превращению в де-факто федерацию. Ослабляются связи с Брюсселем как раз тех стран, которые традиционно наиболее ориентированы на США: восточно-европейцы, Ирландия, Греция... А в США эти страны часто ориентированы как раз на противников Обамы, что тоже прибавляет ситуации интересные повороты. Более активная роль России в ЕС при альянсе с США, а в США при альянсе коллективного Медведева с коллективным Обамой стала бы своего рода повторением ситуации 90-х, когда восточно-европейцы с их активным польским и прочими лобби добились в этом направлении весьма многого. Например, весьма поспособствовали отказу ЕС от активной самостоятельной политики в области обороны и проведения реформы НАТО, сохранившей за США военное лидерство в западном мире.

Хотелось бы думать, что США опасаются консолидации сил вокруг Путина в ходе выборов на антиамериканской основе. Например, через связку Путин-Лукашенко и форсирование интеграционных процессов на месте бывшего СССР. Такие настроения есть. И интервью А.Лукашенко "Вашингтон пост" за несколько дней до визита Байдена в Россию вряд ли возникло вне такого контекста. Как и вообще вся белорусская ситуация, поражающая своим абсурдом в рамках менее масштабной логики. Но скорее все-таки речь идет не об опасениях формирования вокруг России вновь альтернативного глобального полюса силы.

Выступления Байдена перед "правозащитниками" и студентами оставили впечатление скорее успокаивания этой среды, дабы она не радикализовалась при опоре на противников Обамы в США и не нарушила всю "перезагрузку". Не было ни малейшего впечатления мобилизации этой среды через встречу с Байденом.

В том же ключе прошла тема Сколково. Один из имиджеобразующих проектов Медведева как политика-президента получил поддержку США.

Более сложна интрига вокруг военного сотрудничества США и РФ. Но очевидно, что сделан новый шаг к более тесному такому сотрудничеству не только по сложным регионам, но и по стратегически важному направлению - ПРО. Как бы с такими темпами не оправдались вскоре разговоры о подготовке вступления РФ в НАТО или об иной форме сотрудничества НАТО и РФ.

В целом, визит укладывается в понимание модернизации как аналога перестройки, а Медведева как нового Горбачева. Точнее, Медведева как идеального Горбачева, каковым сам Горбачев не был. Однако и безо всяких аналогий видно, что в отношениях США и РФ происходят очень крупные события и высока вероятность, что вскоре будут подготовлены даже кажущиеся пока что слишком смелыми "подвижки".

       
Print version Распечатать