Можно ли повысить зарплату, не понизив ее?

С 1 декабря 2008-го года все государственные вузы России и средние профессиональные училища, колледжи, техникумы перейдут на новую систему оплаты труда. Теперь решать, кому нужно платить больше и насколько больше, будут решать сами руководители этих учебных заведений. Осталось всего две недели до того момента, как об этом известят профессоров и преподавателей, а между тем, масса проблем не решена. Руководители ведущих вузов, собравшиеся на заседании Российского Союза ректоров, рассуждали о плюсах и минусах, а большинство - об опасностях такого революционного перехода.

Примерные планы приблизительных мероприятий

Почему решили уйти от Единой тарифной сетки, то есть, деления всех сотрудников бюджетной сферы на 18 разрядов? Зам. министра образования Владимир Миклушевский сказал, что эта сетка всех выравнивает. А потому часто специалисты, работающие в разных отраслях и имеющие разный уровень квалификации, получают одинаковую зарплату. Одним из недостатков ЕТС является и то, что зарплата каждого конкретного сотрудника не зависит от качества его работы. Словом, Единая тарифная сетка основана на распределительных принципах и не содержит стимулов для качественного и результативного труда.

Новая же система разделяет сотрудников по видам экономической деятельности. Это даже не отраслевая, а ведомственная система оплаты труда. Чиновники утверждают, что она позволит максимально учесть специфику труда практически в каждом вузе или училище. В итоге, в каждом из них возникнет и своя система оплаты труда, с собственными подходами к оценке работников и структуре штатного расписания, не говоря уже о расчете окладов. Теперь сам руководитель будет решать, как распределять фонд зарплаты и сколько специалистов ему необходимо иметь.

Заработная плата работников в новых условиях будет состоять из гарантированной части, которая не может быть меньше выплачиваемой в настоящее время ( без учета премий и иных стимулирующих выплат; предполагается, что учреждение самостоятельно устанавливает минимальные размеры окладов и ставок заработной платы), и стимулирующей (ее величина зависит от мнения ректора вуза или директора училища). Стимулирующая часть выплачивается в основном из внебюджетных источников! Хотя на поощрение лучших вузов (и их руководителей) будут выделяться и федеральные деньги.

Интересно, что зарплата руководителя должна зависеть от величины средней зарплаты работников возглавляемого им учреждения, и от того, доволен ли работой учредитель.

По мнению Минобраза, новая система оплаты труда позволит больше платить сотрудникам, которые качественнее работают, добиваются лучших результатов и направлять на это средства из стимулирующей части Фонда оплаты труда. Зарплата работника с введением новой системы может увеличиться в зависимости результатов и качества его труда, а может остаться на уровне гарантированной её части. Но его оклад не может стать меньше, чем был.

Критерии оценки эффективности деятельности работника разрабатывает сам вуз или техникум. Минобрнауки и Российское агентство по образованию разработали лишь перечни примерных показателей стимулирования основного персонала федеральных бюджетных образовательных учреждений за качество и количество труда.

Обозреватель "РЖ" задал вопрос министру образования Андрею Фурсенко: "Все-таки, выработаны или нет критерии для стимулирующих выплат?"

Андрей Фурсенко ответил: "Мы дали свои предложения. Но наша позиция заключается в том, что мы должны дать максимальную свободу по стимулирующим выплатам руководителям учреждений. Я считал и считаю, что ректоры университетов, Ученые советы вузов, вполне готовы к тому, чтобы самим определять, за что стимулировать. Мы даем только определенные рекомендации. Например, когда мы говорим о научной составляющей, мы считаем, что один из важных параметров - это индекс цитирования. Это самый простой пример. В научной среде этот индикатор обсуждается всегда. Например, индекс цитирования МГУ выше любого академического института. Он выше, чем во всей Академии наук".

Ректор МГУ Виктор Садовничий конкретизировал ответ министра : "У нас на экономическом факультете есть работающее положение о стимулировании. Там есть все: количество аспирантов, читаемых курсов, число опубликованных работ, разработки новых методик, лекции. Это положение обсуждается с профсоюзным комитетом и утверждается общее положение оплаты труда по факультетам и потом по МГУ. Каждый факультет будет иметь отдельный подход, потому что у них разные внебюджетные средства. У нас факультет - это по сути - институт. В других вузах может быть по-другому".

Что сказал профсоюз

К чему приведет отказ от отраслевого принципа оплаты труда и ведомственный подход? Об этом на Совете ректоров России говорила зам. председателя профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Куприянова: "Люди не привыкли работать над такими документами. Например: по схеме Минэкономразвития к категории "основного персонала" в учреждениях в сфере образования относятся лишь "доцент" и "преподаватель". А в сфере здравоохранения - среди врачей-специалистов фигурирует один "зубной врач". Других нет! Это вызвано неспособностью профессионально, в короткие сроки готовить такие сложные документы".

По мнению профсоюза, отказ от фиксированных базовых окладов - это непродуманное решение, которое может иметь тяжелые социальные последствия: "Мы надеялись на то, что базовые оклады и ставки помогут сохранить гарантии оплаты труда с учетом уровня профессиональной подготовки и квалификации. Мы не стыдимся понятия "гарантий"..."

К тому же, перед вузами и училищами стоит задача доведение уровня зарплаты низкооплачиваемых категорий работников до нового размера МРОТ - 4330 рублей. По выборочным обследованиям прошлого года, таких работников в сфере образования - 35%. Особенно это касается средних специальных учебных заведений. Смогут ли они довести зарплату своих преподавателей хотя бы до уровня 4330 рублей (это при том, что внебюджетных денег у них совсем немного)? Что будет у них со стимулирующей частью?

В такой ситуации профсоюз предлагает установить, пускай минимальные, но все-таки расчетные показатели, для того, чтобы каждое учреждение могло рассчитать, что они могут сделать в этих условиях. Насколько им хватит денег?

Есть аргумент Минобра, что трудно разговаривать с Минфином до того, как все убедятся, что денег реально не хватает. Но, по мнению профсоюза, все лучше сделать заранее. Так можно минимизировать социальные последствия: "Я знаю, что на введение МРОТ в 4300 рублей Минфин как всегда выделил мизерные средства, - сказала Татьяна Куприянова. - И это повредит в решении проблемы увеличения стимулирующей части фонда оплаты труда. Даже для вузов, которые находятся в благополучном состоянии. При том, что средняя зарплата по вузам России - 16 тысяч рублей, в 61-м регионе эта средняя зарплата ниже среднего показателя по России".

И еще крайне важное замечание профсоюза: в проекте Минобрнауки нет упоминания о необходимости включения в структуру заработной платы доплат за степени кандидата и доктора наук и надбавок за должность доцента в размере 40% к окладу и за должность профессора в размере 60% к окладу, предусмотренных в законе ?125-ФЗ. В ЦК Профсоюза есть информация о том, что предложения по отмене этих видов обязательных надбавок и доплат (с помощью внесения поправок в этот закон) подготовлены рабочей группой представителей медицинских вузов, созданной в Минздравсоцразвития России. По сведению профсоюзов, эти поправки сейчас активно обсуждаются и в Минобрнауки России.

Замминистра образования Владимир Миклушевский как-то вяло оспорил это обвинение и сказал, что учтет пожелание профсоюза включить эти надбавки в часть основного оклада. И на яростный крик-вопрос академика Владимира Арнольда: "Правда ли, что есть проект отмены надбавок за степень и звание? Написано, что существует!", тихим голосом ответил: "Такого проекта нет. Что касается 40-60% , то эти надбавки будут входить в оклад. Их никто не отменял".

Хотите верьте, хотите - нет: ведь пока в проекте Минобра ни слова об этом нет!

Что будет с техникумами, да и с вузами тоже?

Президент Союза директоров учреждений среднего профессионального образования России Виктор Демин считает, что переход на новую систему оплаты труда будет очень трудным для средних учебных заведений. Их внебюджетная деятельность достаточно ограничена, а в условиях демографической ситуации она стремится к нулю. К тому же целый ряд видов учебно-воспитательной деятельности практически вообще не оплачивается: это неаудиторная работа со студентами, труд совместителей, работников предприятий и организаций, которые привлекаются учебными заведениями для подготовки практико-ориентированных специалистов. А их необходимо оплачивать. И вообще общий уровень зарплат в училищах и техникумах значительно ниже, чем в высшей школе. А потому, очень велика степень риска, что задача повышения оплаты труда вообще будет каким-то образом решаться.

Ректоров вузов тоже волновала проблема внебюджетных доходов, от которых будет зависеть стимулирующая часть зарплат. Доходы эти у всех разные: у некоторых они составляют лишь 10-15%. А потому непонятно, как можно будет не снизить уровень зарплат. Откуда у таких вузов будет формироваться стимулирующий фонд?

P.S. Из этого следует, что, скорее всего, вузы с низкими внебюджетными доходами будут потихоньку умирать своей смертью: хорошие преподаватели уйдут в более успешные и высокооплачиваемые учебные заведения. А сами вузы будут неуклонно стремиться к увеличению платных образовательных "услуг". Но, если это возможно для по-прежнему модных экономическо-юридических учебных заведений и шире - гуманитарных, то едва ли реально для инженерных и естественно-научных.

А все вместе эти меры ударят по кошельку родителей и студентов, и нисколько не отразиться на качестве преподавания.

Кроме того, возможно сильное сокращение штатов преподавателей: руководители теперь на законных основаниях смогут избавляться не только от слабых, но и от неугодных. Критерии же поощрения лучших (с помощью стимулирующих выплат) тоже могут быть весьма субъективными. Ведь Министерство разработало лишь примерный их перечень.

1 октября информация о переходе на новую систему оплаты труда должна быть доведена до сведения преподавателей и сотрудников вузов и техникумов.

       
Print version Распечатать