Модернизация или передел ресурсов

В 2007 году ООН приняла Декларацию, в которой утверждается право так называемых коренных народов планеты на самоопределение (статья 3), земли предков и обнаруженные на них ресурсы (статьи 3 и 26).

Конечно, декларация – не закон. Это только стратегический политико-коммуникативный императив, к которому нельзя подходить односторонне. С одной стороны, имеются десятилетия вызревавшее вдали от метрополий этническое самосознание десятков миллионов коренных жителей Америки, Европы, Азии, Океании, России, никогда не имевших ни опыта самостоятельной государственности, ни опыта управления, ни технического опыта освоения месторождений. С другой не стоит забывать о грядущем истощении, а значит подорожание мировых энергетических ресурсов и понятный поиск ведущими мировыми акторами эпохи транснациональной глобализации пути наиболее экономичного доступа к месторождениям в обход налоговых пошлин и политических интересов государств.

Все более громкое "смешение языков" добродушных аборигенов, значительное число которых "сидит" на деньгах ТНК, нашло понимание у незримых покровителей политических акторов из высоких ООНовских кабинетов.

Как и положено, для начала было проведено позиционирование. Была избрана одна из лучших коммуникативных позиций, идея первенства американца Джека Траута, четко отраженная в формуле "первые нации".

Теперь коренных политкорректно именовать именно так.

* * *

Следом на "коренную" тему с тем менее перспективных "пересадили" хор работающих на международные правозащитные организации интеллектуалов, в первую очередь, европейских.

Во-первых, с начала эпохи Просвещения Европа – дока по правам человека (то, что коренных европейцев, кроме как в северной Европе, днем с огнем давно не найти, в демократических условиях роли, увы, не играет). Во-вторых, в Европе, кроме все той же северной ее части, практически нет искомых месторождений.

Предмет европейского интереса к бедам коренных очевиден.

* * *

Кроме международных организаций, коренных с удовольствием финансируют и "лидеры стран ресурсного национализма, среди которых президент Венесуэлы Уго Чавес (наполовину индеец) и первый представитель коренного народа Америки, избранный главой государства, – президент Боливии Эво Моралес. Для них борьба коренных народов – часть нового антиимпериалистического проекта, который должен привести к новой волне деколонизации.

Однако незавидную перспективу стран ресурсного национализма в грядущем переделе прав на мировые ресурсы отчетливо показала сценарная предыстория самого кассового кинофильма за всю историю кинематографа, "Аватара" Джеймса Кэмерона. Главный герой-американец и его формальный противник американец-военачальник (землян, представляющих другие страны и континенты в "Аватаре" не обнаруживается) прибыли осваивать месторождения Пандоры, благополучно выполнив поставленную задачу освоения последних месторождений нефти как раз в Венесуэле...

* * *

Как в свое время наглядно показал Андрей Паршев, Россия – самая холодная страна в мире, лишь 1/3 территории которой пригодно для жизни, в связи с чем, в условиях свободного перемещения капиталов ни один зарубежный инвестор не будет вкладывать средства в развитие большинства месторождений и производств на нашей территории. По каждой статье анализа затрат из-за слишком сурового климата и дороговизны логистики Россия проигрывает.

В свое время Маргарет Тэтчер заявила, что "на территории СССР экономически оправдано проживание 15 миллионов человек", а не так давно Виктор Аксючиц по этому поводу заметил, что "теоретики глобализации прагматически оценивают наступающую экономическую эру через формулу 20:80. Вскоре для функционирования мировой экономики будет достаточно 20% населения, остальные 80% обречены на деградацию".

Как это ни печально, но перспектив для развития 40 русских коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока в условиях нероссийской альтернативы нет. Иллюзии ряда русских аборигенов в стиле "заграница нам поможет" должно развеять – кроме России они, их исконные земли и находящиеся в них месторождения никому не нужны.

У нас нет ничего такого, что экономически мыслящим субъектам извне необходимо позарез, кроме самого Российского государства как политического и экономического Игрока. Мы можем стать "сырьевым придатком" всего на несколько десятилетий, пока не будет окончательно высосана из нашей земли ее советская, или будущая российская инвестиционная кровь. Нет также никакого экономического смысла, живя в субтропиках, разворачивать в российской тундре какое бы то ни было производство, кроме низкорентабельных плантаций какой-нибудь морошки, промышленного разведения оленей или вырубки самой этой тундры.

* * *

Демократизация, формирование гражданского общества, борьба с бюрократизмом, коррупцией, формирование внятной межнациональной политики – все эти вопросы до сих пор не были решены в России из-за первичной важности укрепления государственной власти. Но этап "стабилизации" подходит к завершению – государство закрепило свою роль в контроле над ресурсами страны.

Теперь России нужен или политико-экономический возврат в СССР, или национальное буржуазно-демократическое сосредоточение на основе технологических инноваций и модернизации страны. В первую очередь, модернизации ее кровеносных Сибирских, Северных и Дальневосточных территорий.

Остаточный принцип в отношении земель русских аборигенов в новый век передела ресурсов не актуален. Это важнее финансовых методов замирения на Кавказе.

Оба пути осуществимы при условии принятия новых условий перераспределения финансовых потоков и доходов от недр (с нынешних "80 себе – 20 стране" на "20 себе – 80 стране") через призму учета исторической, нравственной и юридической легитимности прав на эти недра, а также логики экономической целесообразности и степени политической и социокультурной напряженности в конкретных регионах.

Таковое перераспределение – в интересах не только коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, но и представителей других 120 народов России.

Без новых условий перераспределения никакой модернизации России не видать. На что, на какие средства ее делать?..

* * *

В свою очередь, федеральная власть ожидает от коренных сибиряков, северян и дальневосточников деятельной стратегической приверженности (английское "loyal" означает "приверженный на уровне идеи") Российскому Государству.

И вы знаете, свою приверженность они тихо являют делом. Недавно я проводил семинар в Кемеровской области по заказу Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (АКМНСС и ДВ РФ) для молодежи из числа русских аборигенов. Их общение между собой (замечу, только на русском языке) было явлением любви и реальным подтверждением слов гимна России – "братских народов союз вековой". Специально отслеживал – никакой имитации чувств в стиле "дружбы против России".

Русские аборигены ждут возврата в национальную политическую культуру имперского правила "править ласкою, а жесточью не править".

Ждем этого и мы.

Финансы в этой перспективе вторичны: потоками всегда управляет "правило веры".

       
Print version Распечатать