Минус Манеж

Первые сообщения о том, что Манеж горит, появились около 9 часов вечера. К 10 часам горела уже половина крыши. К 11 здание выгорело изнутри дотла. С самого начала пожару присвоили наивысшую - пятую - степень сложности. В тушении участвовало около 100 пожарных машин. Из-за молниеносного распространения огня погибло двое пожарных - Геннадий Золотков и Эдуард Фомин. Еще один находятся в больнице. Гражданские лица не пострадали.

Здание Манежа не было застраховано, хоть и являлось памятником федерального значения. Убытки понесет не только правительство. Официальные лица сгоряча объявили, что в здании не было ничего ценного. Забыли, очевидно, о масштабной выставке "Итоги года", собравшей под злосчастной крышей Манежа 92-х театральных художников. Кроме того, в запасниках хранилась кое-какая графика, в галерее "Манеж" проходила выставка Татьяны Ян.

Манеж был построен в 1817 году инженером Л.Л.Карбонье по проекту А.А.Бетанкура к пятилетию победы в Отечественной войне 1812 года. Парадно-военные функции здания отражены в его декоре, выполненном архитектором О.И.Бове в 1824-1825 годах. Одним из новаторских инженерных решений XIX века стала крыша на деревянных фермах без подпорок. К моменту начала работ над фасадом здания оригинальная конструкция крыши начала оседать, и ее пришлось усовершенствовать. Дополнительная реконструкция крыши была проведена в 1930 году. Суть ее состояла в укреплении деревянных балок металлическими листами. А в начале другой войны - Великой Отечественной в Манеж попала фугасная бомба. Он, однако, выдержал.

В 1957 году Манеж был преобразован в выставочный зал. С этого момента начинается его "жизнь в искусстве" XX века. Именно здесь, на выставке "30 лет МОСХа", Никита Хрущев в декабре 1962 года положил конец надеждам на окончательное потепление в советской культуре, обозвав довольно умеренных по нынешним критериям авангардистов "пидарасами". С этого момента Манеж стал просто престижной выставочной площадкой. Он помнит и километровые очереди за "клубничкой" на выставку Ильи Глазунова в 70-е, и километровые очереди "на авангард" во время ярмарок "Арт-MIF", проходивших в начале 90-х годов. В середине 90-х в Манеже стали проходить ярмарки "Арт-Манеж", собиравшие огромное количество московских галерей. Хоть у "Арт-Манежа" была репутация ярмарки более коммерческой и попсовой, чем ЦДХ-шная "Арт-Москва", именно здесь, по иронии судьбы, произошел крупнейший скандал современного русского искусства. В 1998 году художник Авдей Тер-Оганян рубил здесь иконы. Аура здания не потерпела такого вмешательства - Тер-Оганяну пришлось эмигрировать в Прагу.

***

Версии происшедшего стали выдвигаться еще во время пожара, и на следующий день оформились в нескольких публикациях и выступлениях. Первым свою трактовку событий предложил мэр Москвы Юрий Лужков, выехавший на место катастрофы. По его мнению, ни террористы, ни злоумышленники не повинны в случившемся. Столь скоропалительное суждение основывается, надо полагать, не на аналитических данных. Просто отцу города следует проявлять хладнокровие и успокаивать общественность. В качестве причины называлось короткое замыкание в проводке здания. Впрочем, террористическая версия не была поддержана и в независимых средствах массовой информации. Даже несмотря на то, что глава Центризбиркома Александр Вешняков заявил: "Нельзя исключить и того, что это была провокация, направленная против России как государства".

Любая конспирология страдает опасной многозначительностью и бездоказательностью. Тем не менее, не можем не упомянуть и о другой версии. Правда, фигурируют в ней не политические, а экономические злоумышленники. Вчера на региональном сервере недвижимости Москвы и Московской области была опубликована статья, в которой пожар в Манеже рассматривался с точки зрения чаяний тех, кто хочет на полную катушку использовать дорогую недвижимость в центре Москвы. Среди прочего, в статье говорилось: " упоминание мэром в качестве причин пожара "хозяйственных моментов" очень похоже на правду, только это причины финансово-хозяйственные. За последнее десятилетие вследствие таинственных пожаров и "самообрушений" в Москве погибли десятки зданий-памятников истории на Софийской набережной, на Новинском, Никитском бульварах и т.д., вместо которых или уже появились здания-"новоделы", или их собираются строить". Злоумышленники, по мнению авторов статьи, пожелавших остаться неизвестными, решили путем поджога решить проблему с сохранением уникальной конструкции крыши инженера Бетанкура.

Против этой версии говорит тот факт, что работы по перестройке Манежа должны были начаться уже в этом году. Напомним, что впервые идея о "реконструкции" Манежа в русле максимального коммерческого использования площади прозвучала из уст Лужкова еще 4 октября 2000 года, на церемонии награждения строителей Храма Христа Спасителя в московской мэрии. Неудивительно поэтому, что планы по восстановлению Манежа были озвучены уже вчера. Главный архитектор Москвы Александр Кузмин сообщил о том, что заседание Общественного градостроительного совета состоится в пятницу 19 марта. Оба проекта предусматривали весьма вольное обращение с крышей Бетанкура. В одном случае было бы оставлено 5 ферм с торцов здания, в другом - они были бы усилены металлическими конструкциями. Без этой крыши и ее новаторского для первой половины XIX века решения половина специфики Манежа как памятника архитектуры теряется. Это все равно что ГУМ без стеклянной крыши инженера Шухова. Поджог Манежа как средство обойти вето специалистов на полную перестройку крыши - это абсурд. Она бы и так не сохранилась. Вспомним, что письма общественности и протесты (бывшего) Минкульта не помогли спасти Военторг и гостиницу "Москва". Снос Военторга мэр объяснил неудобством его местоположения и эксплуатации. Представляете, какой неудобной кажется московскому правительству деревянная крыша? Сложно делать прогнозы о внешнем виде будущего Манежа. Позволим себе сделать лишь один: почти наверняка новая крыша Манежа будет точь-в-точь такой же уродливой, как и стеклянная паутина, нахлобученная на Гостиный Двор. И рекламировать в качестве великолепного, удобного, современного архитектурного решения ее будут с той же настойчивостью.

Какая бы версия ни была верной, поражает в этой истории одно. У здания, находящегося рядом с кремлевскими стенами, не было нормальной системы противопожарной безопасности. Это следствие странной позиции московского правительства в вопросе охраны памятников. Если все равно рано или поздно перестраивать, то есть превращать исторические места в дойную корову, то зачем охранять?

Манежная площадь приобрела нынче совершенно античный вид. Архитектурные декорации Осипа Ивановича Бове в отсутствии внутреннего пространства делают Манеж похожим на Парфенон. А напротив - дырявый силуэт гостиницы "Москва", чьи пустые арочные окна на верхних этажах придают ей сходство с Колизеем. Романтика руин сохранится ненадолго. Уже очень скоро на гиблом для истории и доходном для торговле месте появится торговый центр и ресторан на 300 мест. Пожалуй, бороться за восстановление в Манеже выставочного зала, самые "славные" годы которого пришлись на вторую половину ХХ века, не имеет смысла. О деревянной крыше уж и речи не идет. Специалисты могли бы настоять на создании в какой-то, пусть небольшой, части перестроенного Манежа музея истории здания. Пусть крыша Бетанкура будет выставлена хоть в виде макета. Фотографии с манежной выставки с ажитированным Хрущевым тоже, конечно, должны попасть в эскпозицию. Будем надеяться, что на площади нового Манежа, согласно проекту равной 23500 кв. м. вместо бывших 9500, найдется место для такой экспозиции.

       
Print version Распечатать