Макс-терминатор и его натальная карта

К столетию дома Максимилиана Волошина в Коктебеле

К тебе, имеющему быть рожденным
Столетие спустя, как отдышу, -
Из самых недр, — как нá смерть осужденный,
Своей рукой — пишу…
МЦ

К столетию дома Максимилиана Волошина в Коктебеле рядом с этим архитектурным памятником будет воздвигнута новая статуя великого киммерийца, принадлежащая резцу представителя династии известных художников и архитекторов Ивана Коржева. Фигура Максимилиана Волошина – знаковая для русской интеллигенции – объединяет порой непримиримых противников, поэтому в эпоху гражданского противостояния особенно важным становится появление художественных артефактов, посвященных киммерийскому лирику и миротворцу.

В просторной загородной мастерской скульптора Ивана Коржева есть где остановиться взгляду и застыть в немом восторге. И перед белоснежной статуей Толтека (мага и воина по Кастанеде), словно бы простоявшей тысячу лет в намоленном храме, и перед стройной танцовщицей Идой Рубинштейн в момент финального исполнения танца семи покрывал остающейся в одной лишь серебряной сетчатой накидке, и перед мистическим мыслителем Новиковым, задиристым Ходжой Насреддином, перечислять можно долго. Раскрашенные авторские версии античных оригиналов (как известно, в Древней Греции и Риме не было чисто белых статуй, их покрывали краской, которую стерло время, но сейчас восстанавливает углеродный анализ и кропотливая работа реставраторов) и скульптуры на темы античных сюжетов сделаны бережно и умело. В них нет того яркого китча, каким предстают перед нами воссозданные учеными шедевры, только слегка тронута пурпуром мантия, раскрашены зрачки глаз, надета железная цепь на совершенный античный торс.

Но больше всего завораживают не эти законченные работы, удивляющие точностью линий, где, кажется, нет ни одной неверной, ни одной неуместной, а статуя Максимилиана Волошина, стоящая посередине мастерской и предназначенная для украшения коктебельского парка, разбитого возле гостеприимного дома поэта. Это исходная глиняная статуя, с которой была сделана форма для отливки статуи Макса из металлопластика (технологический процесс таков, что сначала лепится модель, потом обливается пластиком, разрушается заготовка и внутрь пластика заливают металл).

Его лицо безупречно, а тело словно бы подверглось воздействию времени. Нет одной руки и одной ноги. Вернее вместо них у глиняного Макса – своеобразные протезы, деревянные бруски, обвитые толстой стальной проволокой. Глиняный Макс-терминатор, с растрескавшейся глиняной грудью, под которой как будто бы до сих пор бьется живое сердце – это такая убийственная метафора всей нашей жизни, что я стояла перед этой скульптурой, вернее, перед остатками заготовки, и у меня не было слов.

Сидя за столом под раскидистой сосной у подмосковного дома, в котором располагается мастерская Ивана Коржева, я попыталась описать то, что чувствовала, исследователю текстов Волошина, организатору многочисленных событий, связанных с Серебряным веком, много времени проведшему в архиве Волошина в Коктебеле, Александру Рычкову. И начала я со своих детских впечатлений:

– Вы знаете, Саша, когда я училась в школе, классе в шестом нам все время ставили фильм на английском, «Терминатор-1», про то, как биоробот спасает человечество во время Апокалипсиса. И мы смотрели его много раз, и он мне ужасно надоел, а сейчас я увидела в Максе этого терминатора. Или, если вы помните, у Пелевина есть такой персонаж – андроид Шварценеггер [1], который вступает в алхимический брак с Просто Марией и рождает от нее ребенка, становясь гностическим матерью-и-отцом, Метропатором.

Так вот, Макс – это метропатор, это воин (посмотрите на его руку, в ней словно бы ружье) Апокалипсиса, он спасает нас от Конца Света, это воин культуры, противостоящий невежеству и мраку. Посмотрите на его плащ, он сделан из пластика, это белый плащ рыцаря, вы помните, как Цветаева писала: «Это был — скрытый мистик, то есть истый мистик, тайный ученик тайного учения о тайном. Мистик — мало скрытый — зарытый. Никогда ни одного слова через порог его столь щедрых, от избытка сердца глаголящих уст. Из этого заключаю, что он был посвященный. Эта его сущность, действительно, зарыта вместе с ним. И, может быть, когда-нибудь там, на коктебельской горе, где он лежит, еще окажется — неизвестно кем положенная — мантия розенкрейцеров [2]».

И это очень современное решение, сделать плащ Макса из пластика, так и надо. Лет двадцать назад я была на одном студенческом показе мод, и там была гарбидж-мода: платья, похожие на старинные, сделанные из мешков для мусора, со всеми этими кринолинами и буфами, это было очень необычно. Периодически в прессе возникают сообщения о том, что какая-нибудь звезда облачилась в платье из, например, пластиковых подложек для печенья, как секс-бомба Дита фон Тиз на шоу-показе «Шоколад и мода» одной немецкой кондитерской фабрики. Для нашего времени это очень характерно, все хотят быть экологичными, сберегать природу и использовать пластик еще раз, как платья или плащи. Вы видите, как белый полупрозрачный полиэтилен, случайно наброшенный на руку этой скульптуры, вернее, того, что осталось от заготовки, приобретает те смыслы, о которых говорила Марина Цветаева, на наших глазах становится рыцарской мантией?

Надо сказать Ивану, что это лучшая из его работ, что ее не надо трогать, надо оставить все так, как есть, надо выставлять ее в каком-нибудь модном месте, и, может быть, она будет разрушаться прямо в зале, это будет такой перформанс. Данный артефакт будет говорить посетителям и memento mori, и еще немного ars longa, vita brevis, все узнают в нем Макса по его лицу и андроида Апокалипсиса, несущего впереди себя античное оружие культуры.

И когда я говорила все это, внезапно начался дождь, а потом и град. Струи воды потекли с крыши, подул ветер, закачал кустарники и деревья. С верхней веранды на землю упала беседка. Раздался гром, несколько раз сверкнула молния. Хозяин и гости переместились из сада в дом. В доме погас свет, и мы пошли в мастерскую. В темноте все эти сфинксы и Будды, проститутки и правители, а также незаконченная еще работа «Трон Демиурга», чей замысел впечатляет, но о которой в другой раз, предстали перед нами совсем в другом свете, еле освещаемые проблесками молний. И в этом полумраке, в лесу скульптур, наш друг Александр «Фагот» Александров, в свое время входивший в первый состав группы «Аквариум», а сейчас восстанавливающий в Коктебеле древние Элевсинские мистерии, играл на двух маленьких дудочках. Под эту музыку две маленькие девочки – четырех и шести лет – дочери скульптора и его жены Юлии, предстающей перед зрителями то в образе Юдифи, то в образе Богоматери, танцевали в своих расшитых монистами голубых одеждах восточные танцы. И это действо, этот синтез искусств – скульптуры, музыки и танца, напомнило мне о древних мистериях, о храмовых мероприятиях, которые, казалось бы, нельзя восстановить сегодня. Но голубой и золотой цвета на одеждах девочек, завораживающая мелодия флейты, а, может быть, и все это вместе остановили дождь. Кончилась гроза, и зажегся свет.

Макс стоял и смотрел на нас, только что поучаствовавших в древней мистерии, за его плечами были видны три античные женские фигуры, словно бы осеняющие его светом Вечной женственности.

В сентябре этого года бронзовая статуя Макса Волошина работы скульптора Коржева обретет свое место в Коктебеле, ее торжественно откроют к столетию Дома поэта, и стоять она будет в парке, план которого подозрительно напоминает что-то знакомое.

— Что это за сферы, что за небольшие окружности, почему план парка так удивительно похож на натальную карту, которую составляю астрологи, исходя из даты рождения человека? – спрашиваю я.

— Быть может, кому-то удалось восстановить гороскоп поэта?— говорит Александр Рычков, проведший многие месяцы за изучением волошинских маргиналий (книжных пометок и дневниковых записей, записок и заметок). Ведь известно, что Волошин увлекался астрологией и составлял гороскопы своим друзьям. Почему бы не сделать коктебельский парк отражением его натальной карты?

— Интересная мысль. А Волошин, кажется, составлял гороскоп Черубины де Габриак (под этим псевдонимом скрывалась поэтесса Елизавета Дмитриева, одна из самых загадочных фигур Серебряного века).

— Да, Катя, действительно, давайте пойдем к компьютеру и посмотрим ее гороскоп.

Мы с Александром покидаем компанию и садимся в маленьком кабинете скульптора, из окна которого открывается вид на мастерскую с десятками статуй разных размеров и цветов. Выходим в интернет и читаем гороскоп Черубины:

««Cherubina de Gabriack. 1877. Catholique». Аполлон усыновляет нового поэта. Нам, как Астрологу, состоящему при храме, поручено составить гороскоп Черубины де Габриак. Постараемся, следуя правилам царственной науки, установить его элементы.

Две планеты определяют индивидуальность этого поэта: мертвенно-бледный Сатурн и зеленая вечерняя звезда пастухов — Венера, которая в утренней своей ипостаси именуется Люцифером.

Их сочетание над колыбелью рождающегося говорит о характере обаятельном, страстном и трагическом…[3]»

— Постойте, Катя, — возбужденно кричит мне на ухо Александр. — Это же не ЕЕ гороскоп, это ЕГО гороскоп! Он составил его на себя, а потом просто переписал.

— Почему? – удивляюсь я всегда столь спокойному Александру.

— Потому что она родилась в 1887! А гороскоп составлен на человека, родившегося в 1877, т.е. в год рождения самого Макса!

— Неужели все эти годы, все эти сто лет (а гороскоп составлен в 1908 году) никто не замечал несоответствия?

— Ученые – нет, но мой товарищ-юнгианец и астролог Никита Скородум рассказывал, что Сатурн и Венера – главные светила волошинской судьбы – как и у мифической Черубины… Теперь я понимаю замысел Ивана Коржева, распланировавшего парк как будто бы в соответствии с натальной картой поэта. Интересно, а что он скажет по этому поводу сейчас?

И Александр отправляет запрос в Санкт-Петербург астрологу Никите Скородуму. Когда приходит ответ, мы читаем:

«Действительно, получается, что описывая виртуальный гороскоп вымышленного персонажа Черубины де Габриак, Волошин базируется на описании собственной констелляции Сатурна и Венеры: «Их сочетание над колыбелью рождающегося говорит о характере обаятельном, страстном и трагическом. Венера — красота. Сатурн — рок. Венера раскрывает ослепительные сверкания любви: Сатурн чертит неотвратимый и скорбный путь жизни. Венера свидетельствует о великодушии, приветливости и экспансивности; Сатурн сжимает их кольцом гордости, дает характеру замкнутость, которая может быть разорвана лишь страстным, всегда трагическим жестом». Сатурн дает графичность. У Дюрера была констелляция планет в Близнецах (4 планеты, Сатурн, Солнце, Венера и Луна), а у Волошина «только» три: Солнце, Меркурий, Венера). План парка кажется имитацией натальной карты Волошина: если считать дорожку линией горизонта космограммы, то большой круг над ней, ближе к памятнику, будет соответствовать Сатурну в Рыбах, действительной доминанте в гороскопе поэта, а три окружности под линией горизонта соответствуют трем светилам в знаке Близнецов - Солнцу, Меркурию, Венере».

Вот так, совершенно случайным образом, была раскрыта тайна гороскопа поэта, составленного им самим сто лет назад и обращенного к потомкам. И разгадкой этой тайны во многом послужил памятник поэту, который будет воздвигнут в сентябре в Коктебеле.

Примечания:

[1] См. Дайс Е. Глиняные пулеметы и внутренняя Монголия. // Русский журнал, 02.04.2012. URL: http://www.russ.ru/pole/Glinyanye-pulemioty-i-vnutrennyaya-Mongoliya

[2] Цветаева М. Живое о живом. URL: http://maxvoloshin.ru/all_18_15

[3] Волошин М. Гороскоп Черубины де Габриак. URL: http://lingua.russianplanet.ru/library/mvoloshin/mv_cherub.htm

       
Print version Распечатать